Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы АБВГДейка на 2023-2024 учебный год

Ламехова
Юлия
Павловна

Подписано цифровой
подписью: Ламехова
Юлия Павловна
Дата: 2023.08.31
16:57:58 +05'00'

№
1
1.1.
1.2.
1.3.
2
2.1.
2.2.
2.3.

2.4.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель, задачи, принципы реализации программы
Целевые ориентиры и способы определения их результативности,
ожидаемые результаты. Формы подведения итогов
Содержательный раздел
Годовой календарный график по реализации дополнительной
общеобразовательной программы дошкольного образования
Учебный
план
по
реализации
дополнительной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Содержание дополнительной программы, структура занятия,
описание образовательной деятельности, в том числе для детей
имеющих нарушения в развитии, детей с ОВЗ, детей инвалидов
Календарно-тематический план
Организационный раздел
Условия реализации программы, в том числе для детей имеющих
нарушения в развитии, детей с ОВЗ, детей инвалидов
Расписание занятий
Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
Обеспеченность методическими материалами, средствами
обучения
Оценочные и методические материалы
Список используемой литературы.

Стр.
3
3
4
5
6
6
7
8

9
11
12
12
12
13
13
14

1.Целевой раздел
1.1.Пояснительная записка.
Актуальность программы. Программа является одним из этапов подготовки
детей к обучению в школе и знакомит детей с первоначальными элементами грамоты.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами,
словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научат понимать
и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также
способствуют развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации. Данная
программа педагогически целесообразна, так как при её реализации дети получают
достаточный запас знаний, умений и навыков, необходимый для подготовки к школе. В
программе используется системный, комплексный, личностный и деятельный подход к
развитию детей. При системном подходе рассматриваются пути освоения ребенком языка
в единстве сознания и деятельности. Комплексный подход требует взаимодействия
разных наук (психолингвистики, педагогики, языкознания). Теоретический подход
основывается на представлении о закономерностях речевого развития дошкольников.
Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям
ребенка и не дублируют основную образовательную программу детского сада и школы.
Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста с учетом
их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании».
- Конвенция о правах ребенка.
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
Программа составлена на основе программы Е.В. Колесниковой «От звука к букве.
Формирование звуковой аналитико – синтетичекой активности дошкольников, как
предпосылки обучения грамоте»/ Издание БИНОМ, Лаборатория знаний.2019г. – 64с.
Направленность программы: социально-гуманитарная
Уровень сложности: стартовый.
Новизна программы направлена на освоение новых для детей способов речевой
деятельности: слушания, говорения, чтения, письма, на осознание связей и зависимостей.
Содержание материала подчиняется общедоступности, учитывает особенности
психологии и физиологии современного дошкольника.
Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной
программы, от уже существующих программ является использование элементов
различных современных методик для детей дошкольного возраста, цель которых –
предупреждение ошибок в чтении и письме, развитие у детей интеллектуальных и
коммуникативных способностей, эмоциональной сферы, психических процессов. Речевое
и языковое развитие ребенка
плавно и грамотно протекает в рамках возрастных
возможностей и индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Развитие
любознательности, познавательной активности, самостоятельности каждого ребёнка для
наиболее полного раскрытия его индивидуальных возрастных способностей в
речетворческой деятельности. Специально подобранные творческие игры, упражнения и
задания позволяют развить оптико-пространственные представления, расширить
словарный запас детей, учат правильно строить фразы, излагать свои мысли, проявлять
словесное творчество, одним словом, развивают грамотность ребенка.
Характеристика целевой группы
У детей подготовительной к школе группы продолжает развиваться восприятие,
однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.
Развивается образное мышление, однако воспроизведение метрических отношений
2

затруднено. Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в
значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.
Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение
развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой.
Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным.
У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический
строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как
расширяющийся словарь, так и характер отношений, формирующихся в этом возрасте.
Дети начинают, активно, употреблять обобщающие существительные, синонимы,
антонимы, прилагательные и т.д. У дошкольников развиваются диалогическая и
некоторые виды монологической речи. К концу дошкольного возраста ребенок обладает
высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в
дальнейшем успешно учиться в школе.
Форма обучения: очная.
Вид занятий: практические занятия.
Объем и срок реализации: программы: октябрь 2023 – май 2024 года, 62 часа.
Условия реализации программы: набор детей осуществляется при наличии
вакантных мест.
1.2. Цель, задачи, принципы реализации программы
Цель программы: развитие речи детей и подготовки их к усвоению грамоты,
слоговому чтению.
Исходя из поставленной цели, формируются задачи программы.
Задачи программы:
Образовательные:

Формировать и развивать фонематического слуха;

Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;

Знакомить со слоговой структурой слова;

Формировать умение правильно строить предложение, использовать
предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного
предложения;

Формировать умение пересказывать, составлять небольшие рассказы по
картинкам, используя простые предложения;
Развивающие:

Развивать слуховое восприятие;

Развивать графические навыки;

Развивать мелкую моторику рук и укреплять мелкие мышцы руки;

Развивать глазомер, четкую координацию руки.
Воспитательные:

Воспитывать умение работать;

Воспитывать
нравственные
качества,
а
именно
терпимость,
доброжелательность по отношению к окружающим;

Воспитывать усидчивость;

Воспитывать способность к самостоятельному выполнению заданий.
Принципы реализации дополнительной общеобразовательной программы :

Принцип личностно-ориентированного общения. Приоритетные формы
общения педагога с детьми – партнерство, соучастие и взаимодействие.

Принцип интеграции. Предполагает сотрудничество с семьей, взаимосвязь
разных видов деятельности.

Принцип развивающего обучения. Предполагает постановку ведущих целей
обучения: познавательную, развивающую, воспитательную, развитие познавательных и
творческих и творческих способностей детей.
3


Принцип
последовательности. Предполагает
изучение
материала
последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.

Принцип наглядности – широкое представление изучаемому материалу
наглядности: иллюстрации, предметы, фотографии, книги и т.д.

Принцип дифференциации – создание оптимальных условий для
самореализации каждого ребенка в процессе обучения чтению с учетом возраста ребенка,
накопленного им опыта, особенностей.
1.3. Целевые ориентиры и способы определения их результативности,
ожидаемые результаты. Формы поведения итогов
В программе также представлен диагностический лист, по критериям которого
можно отследить динамику при овладении дошкольниками данной программы.
Критерии:
• различают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение;
• могут разделить простое предложение на слова с указанием их
последовательности;
• делят слова на слоги (определяют их количество, последовательность);
• составляют слова из слогов;
• производят звуковой анализ слов;
• дифференцируют звуки (гласные, согласные: твёрдые, мягкие, звонкие, глухие);
• находят в предложении слова с заданным звуком;
• владеют чтением.
Мониторинг. В начале и конце учебного года проводится мониторинг детей,
которые посещали занятия. Оценка эффективности освоения курса программы проводится
по методике Е.В. Колесниковой.
- фронтальных опросов и срезов периодически;
- наблюдение за выполнением заданий, выполняемых на занятии;
- бесед с воспитанниками и их родителями.
Мониторинг проводится по 3 балльной системе диагностирования:
Оценка результатов:
Высокий уровень (3 балла) – ребёнок правильно отвечает на все вопросы
самостоятельно.
Средний уровень (2 балла) – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий уровень (1 балл) – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
Ожидаемые результаты:
• различают понятия: звук, буква, слог, слово, предложение;
• могут разделить простое предложение на слова с указанием их
последовательности;
• делят слова на слоги (определяют их количество, последовательность);
• составляют слова из слогов;
• производят звуковой анализ слов;
• дифференцируют звуки (гласные, согласные: твёрдые, мягкие, звонкие, глухие);
• находят в предложении слова с заданным звуком;
• владеют чтением.
Формы подведения итогов реализации программы:
Проведение итогового занятия-развлечения с приглашением родителей.

4

2. Содержательный раздел
2.1. Годовой календарный график по реализации
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Категория обучающихся
Воспитанники, зачисляемые
по договорам об образовании
за счет средств физических
лиц

Основные периоды годового графика
Начало
Окончание учебного
учебного года
года
01.09.2023
31.05.2024
Всего 36 недель 3 дня

дополнительной

у

учебный день

в
п

выходной день
праздничный день

Сентябрь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в
1
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
неделя
Октябрь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
Ноябрь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
у у у п в в у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
Декабрь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в
14
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
неделя
Январь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
п п п п п п п п у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у
8 праздничных и
выходных дней
Февраль
12 3 4 5 6 7

19 неделя

20 неделя

21 неделя

22
неделя

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

уу в в у у у у у в в у
22 неделя
23 неделя

у у у у в в у у у у п в в у у у у
24 неделя
25 неделя
26 неделя

Март
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
у в в у у у у п в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в
26
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30неделя
неделя

5

Апрель
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у у в в в
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя
Май
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
п у у в в у у у п в в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у
35 неделя
36 неделя
37 неделя
38 неделя
39 неделя
2.2.Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной программы
дошкольного образования
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Кол-во
Раздел
теоретич.
часов
У буквы «А» - хороший вкус, начинает «А» - арбуз!»
0.5
«Посмотри на колесо и увидишь букву «О»
0.5
«У» улитка на дорожке - смело вытянула ножки!»
0.5
«Вот шагает буква Ы. Без Ы не выучитесь ВЫ»
0.5
На букву Э - как ни взгляни - увидишь клещи и клешни.
0.5
«Закрепление знаний о буквах А, У, О, Ы,Э «Друзья
0.5
заблудились»
«Алфавит продолжит наш буква Л – лесной шалаш»
0.5
«Закрепление знаний о букве и звуке «Л»
0.5
«Вот качели – Буква М! здесь качаться можно всем!»
0.5
«Н» - похожа на кровать, если спинкам ближе встать»
0.5
«Буква Р - на мачте парус, вдаль плывет, небес касаясь»
0.5
«Закрепление знаний о звуке и букве «Р»
0.5
«Я - бродяга с рюкзаком, путешествует пешком» 0.5
знакомство со звуком «ЙА» и буквой «Я»
«Закрепление звука «ЙА» и буквы «Я»
0.5
Как верчу юлу свою, вспоминаю букву «Ю».
0.5
«Закрепление знаний о звуке «ЙУ» и букве «Ю»
0.5
«Е» похожа на расческу, сделать может всем прическу
0.5
«Закрепление знаний о звуке и букве «Е»
0.5
«Ё» в словах нередко ставим, нужной буквою объявим!»
0.5
«Закрепление знаний о звуке «ЙО» и букве «Ё»
0.5
«Вот зигзагом буква И, будто молния - гляди».
0.5
«Буква Г как уголок. Проще некуда урок».
0.5
«Сигнальщик держит два флажка. С флажками он – как
0.5
буква К»
«Закрепление знаний о буквах и звуках «Г - К»
0.5
Повторение пройденного материала»
0.5
«Буква Д - как будто дом, но всего с одним окном»
0.5
«Закрепление знаний о букве и звуке «Д»
0.5
«На антенну Т похожа и на зонт как будто тоже»
0.5
«Закрепление знаний о букве и звуке «Т»
0.5
Буква В - верблюд двугорбый, он большой и очень гордый
0.5
«Закрепление знаний о звуке и букве «В»
0.5
6

Кол-во
практич.
часов
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62

«Буква «Ф» надула щеки или встала руки в боки»
«Нарисуем полукруг- Буква С (эс) возникла вдруг»
«Закрепление знаний о букве и звуке «С»
«На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3»
«Закрепление знаний о звуке и букве «З - С»
«Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным
козырьком»
Палка, палка, сверху крыша - буква П на строчку вышла
«Закрепление знаний о звуке и букве «П»
«Закрепление знаний о звуке и букве «П-Б»
«Х» - на ножницы похожа, но в работе, а не лежа.
Стала снежинка буквой Ж солнце её не растопит уже
Буква Ш совсем простая, как забор стоит, прямая.
Анализ слогов ША, ШО, ШУ; СА, СО, СУ
«Закрепление звуков и букв А, У, О, М, С, Х, Ш, Г»
«Буква Щ – зубная Щетка, непоседа и трещотка»
«Ч – курносый Чайник, он большой начальник»
«Буква Ц стоит бочком и цепляет всех крючком.»
Закрепление знаний о звуке и букве» Ч» и «Ц»
«Й» на хвостах у птиц и зверей: Вот горностай, вот —
воробей».
«Сопоставление звуков «Й» и «И»
«Буква Р перевернулась - мягким знаком обернулась»
Буква Ь в середине слова.
«Мягкий знак – смягчает слово. Твёрдый знак – наоборот»
«Два братца»
«Алфавит»
Закрепление пройденного материала: звуки, слоги
Закрепление пройденного материала: звуки, слоги
Закрепление пройденного материала: слова, предложения
«Как хорошо уметь читать!»
Закрепление пройденного материала: звуки, слоги
«Путешествие в страну «АБВГДейка»
Всего:

0.5
0.5
0.5
0.5

0,5
0,5
0,5
0,5

0.5

0,5

0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0.5
0

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1
62 часа

Содержание дополнительной программы, структура занятия
Программа включает цикл занятий, предлагаемые для выполнения ребенком,
приспособлены к детскому развитию, создают эмоциональный фон, при котором дети
эффективнее усваивают учебный материал. Данная программа также предусматривает
системную работу с родителями, которая отражает такие формы работы как:
консультации,
практикумы,
памятки.
Включение
данного
направления
в
содержание программы помогает обеспечить оптимальный уровень освоения грамотой
старших дошкольников.
Структура занятия по программе выглядит следующим образом:
Все занятия предлагаемой программы имеют между собой смысловую связь.
Занятия строятся на понятном детям материале. В структуре занятий выделяются
следующие этапы: организационный момент, повторение пройденного, изложение нового
материала, его закрепление, обобщение изученного материала и подведение итогов
занятия.
2.3.

7

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие мелкой
моторики: «Пальчиковая гимнастика». Как известно речь, рука и мышление связаны
«одной ниточкой», и нарушения в этой цепочке неизбежно ведут к отставанию в развитии,
либо мышления, либо речи.
«Гимнастика для глаз» - выполнение упражнений для снятия нагрузки с
зрительного анализатора. Исследования ученых убедительно доказывают, что под
влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических
процессов, лежащих в основе творческой деятельности.
Постепенное усложнение игровой ситуации – тренировка психических механизмов,
лежащих в основе познавательных способностей: внимания, памяти, воображения,
мышления. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от
занятия к занятию.
- Физкультминутка – динамическая пауза, проводимая на занятии, не только
развивает двигательную сферу ребенка, но и способствует развитию умения выполнять
несколько различных заданий одновременно;
- Графические диктанты – направлены на развитие умений действовать по правилу
и самостоятельно по заданию взрослого, а также развитие пространственной
ориентировки и мелкой моторики руки и отслеживание и контролем направления
движения руки;
- Пальчиковая гимнастика – способствует развитию мышечной активности и
поддержания тонуса мышц участвующих в акте письма, а также подвижности и гибкости
кистей рук.
Описание образовательной деятельности для детей имеющих нарушения в
развитии, в том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов
Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной программе,
при наличии детей с нарушениями в развитии, в том числе с детьми ОВЗ и детей
инвалидов, организуется с учетом особенностей психофизического развития данной
категории детей, заключением ТПМПК и адаптированной образовательной программой.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий
развития ребенка и обеспечивает интеграцию социального, речевого, познавательного,
физического,
художественно-эстетического
развития
ребенка.
Реализация
образовательной деятельности обеспечивается гибким применением традиционных и
нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной
гимнастики и т.д.). Освоение дополнительной общеобразовательной программы позволяет
обеспечить,
воспитанника
дошкольного
учреждения
равными
стартовыми
возможностями, а так же, успешную социализацию в обществе.
2.4.

Календарно-тематический план (старший дошкольный возраст 6-8 лет)

Месяц

Тема

Октябрь

I неделя
1. У буквы «А» - хороший вкус, начинает «А» - арбуз!»
2. «Посмотри на колесо и увидишь букву «О»
II неделя
3. «У» улитка на дорожке - смело вытянула ножки!»
4. «Вот шагает буква Ы. Без Ы не выучитесь ВЫ»
III неделя
8

5. На букву Э - как ни взгляни - увидишь клещи и клешни.
6. «Закрепление знаний о буквах А, У, О, Ы,Э «Друзья заблудились»
IV неделя
7. «Алфавит продолжит наш буква Л – лесной шалаш»
8. «Закрепление знаний о букве и звуке «Л»
Ноябрь

I неделя
1. «Вот качели – Буква М! здесь качаться можно всем!»
2. «Н» - похожа на кровать, если спинкам ближе встать»
II неделя
3. «Буква Р - на мачте парус, вдаль плывет, небес касаясь»
4. «Закрепление знаний о звуке и букве «Р»
III неделя
5. «Я - бродяга с рюкзаком, путешествует пешком» - знакомство со
звуком «ЙА» и буквой «Я»
6. «Закрепление звука «ЙА» и буквы «Я»
IV неделя
7. Как верчу юлу свою, вспоминаю букву «Ю».
8. «Закрепление знаний о звуке «ЙУ» и букве «Ю»

Декабрь

I неделя
1. «Е» похожа на расческу, сделать может всем прическу
2. «Закрепление знаний о звуке и букве «Е»
II неделя
3. «Ё» в словах нередко ставим, нужной буквою объявим!»
4. «Закрепление знаний о звуке «ЙО» и букве «Ё»
III неделя
5. «Вот зигзагом буква И, будто молния - гляди».
6. «Буква Г как уголок. Проще некуда урок».
IVнеделя
7. «Сигнальщик держит два флажка. С флажками он – как буква К»
8. «Закрепление знаний о буквах и звуках «Г - К»

Январь

II неделя
1. Повторение пройденного материала»
2. «Буква Д - как будто дом, но всего с одним окном»
III неделя
3. «Закрепление знаний о букве и звуке «Д»
4. «На антенну Т похожа и на зонт как будто тоже»
IVнеделя
5. «Закрепление знаний о букве и звуке «Т»
6. Буква В - верблюд двугорбый, он большой и очень гордый

Февраль

I неделя
1. «Закрепление знаний о звуке и букве «В»
2. «Буква «Ф» надула щеки или встала руки в боки»
II неделя
3. «Нарисуем полукруг- Буква С (эс) возникла вдруг»
4. «Закрепление знаний о букве и звуке «С»
III неделя
5. «На эту букву посмотри! Она совсем как цифра 3»
6. «Закрепление знаний о звуке и букве «З - С»
IVнеделя
7. «Буква Б с большим брюшком, В кепке с длинным козырьком»
9

8. Палка, палка, сверху крыша - буква П на строчку вышла
Март

I неделя
1. «Закрепление знаний о звуке и букве «П»
2. «Закрепление знаний о звуке и букве «П-Б»
II неделя
3. «Х» - на ножницы похожа, но в работе, а не лежа.
4. Стала снежинка буквой Ж солнце её не растопит уже
III неделя
5. Буква Ш совсем простая, как забор стоит, прямая.
6. Анализ слогов ША, ШО, ШУ; СА, СО, СУ
IVнеделя
7. «Закрепление звуков и букв А, У, О, М, С, Х, Ш, Г»
8. «Буква Щ – зубная Щетка, непоседа и трещотка»

Апрель

I неделя
1. «Ч – курносый Чайник, он большой начальник»
2. «Буква Ц стоит бочком и цепляет всех крючком.»
II неделя
3. Закрепление знаний о звуке и букве» Ч» и «Ц»
4. «Й» на хвостах у птиц и зверей: Вот горностай, вот — воробей».
III неделя
5. «Сопоставление звуков «Й» и «И»
6. «Буква Р перевернулась - мягким знаком обернулась»
IVнеделя
7. Буква Ь в середине слова.
8. «Мягкий знак – смягчает слово. Твёрдый знак – наоборот»

Май

I неделя
1. «Два братца»
2. «Алфавит»
II неделя
3. Закрепление пройденного материала: звуки, слоги
4. Закрепление пройденного материала: звуки, слоги
III неделя
5. Закрепление пройденного материала: слова, предложения
6. «Как хорошо уметь читать!»
IVнеделя
7. Закрепление пройденного материала: звуки, слоги
8. «Путешествие в страну «АБВГДейка»

3. Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы
Материально – технические условия.
Для успешной реализации программы должны быть обеспечены следующие
условия:

Специально оборудованный кабинет;

использование в образовательной деятельности форм и методов работы с
детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям;

поддержка инициативы и самостоятельности детей в различных для них
видах деятельности;
10


возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников
совместной деятельности и общения.

наличие музыкальной аппаратуры, компьютера, телевизора;

наличие дидактических игр, мультимедийных презентаций, пособий и
атрибутов к занятиям.
Кадровые условия реализации программы
Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную программу
«АБВГДейка» социально-педагогической направленности, является дипломированным
специалистом в области педагогики. Педагог владеет методами организации,
планирования, анализа и оценки как собственной деятельности, так и деятельности
конкретного ребёнка или группы детей. Создает и поддерживает атмосферу дружеских
отношений между детьми. Проявляет уважение к родителям, выстраивает партнёрские
отношения с ними.
Условия реализации программы для детей имеющих нарушения в развитии, в
том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов
При наличии обучающихся и меющих нарушения в развитии, в том числе для
детей с ОВЗ, детей инвалидов, создаются специальные условия включающие в себя
использование специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников,
учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств
обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечении доступа в знания
организации, осуществляющую образовательную деятельность и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение дополнительных образовательных
программ обучающимися с ОВЗ, детей инвалидов в соответствии с заключением ТПМПК.
Сроки обучения данной категории детей могут быть увеличены с учетом
психофизического развития в соответствии с ТПМПК. Численный состав может быть
уменьшен до 15 человек в группе.
3.2. Расписание занятий
Периодичность занятий: 2 раза в неделю (1 академический час), 8 занятий в месяц
(в январе - 6). Общее количество часов по реализации дополнительной образовательной
программы – 62 часа.
Вторник
1 подгруппа
2 подгруппа
3.3.

15.00-15.30
15.30-16.00

Пятница
1 подгруппа
2 подгруппа

15.00-15.30
15.30-16.00

Особенности организации развивающей предметно-пространственной

среды
Насыщенная развивающая предметно - пространственная среда обеспечивает
реализацию дополнительной образовательной программы. Образовательное пространство
содержательно насыщено, легко трансформируется, является полифункциональным,
вариативным, доступным и безопасным. Кабинет укомплектован необходимым
количеством мебели, соответствующей числу детей, посещающих занятия, магнитной
доской. Дидактический наглядный материал, игрушки и игры на занятиях предъявляются
в соответствии с возрастными требованиями, особенностями психофизического развития
детей.
11

3.4.
Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения
Обеспеченность дополнительной общеобразовательной программы методическими
материалами и средствами обучения представлена в таблице.
№ п/п
Наименование оборудования, средств обучения
Количество
1
Музыкальный центр
1
2
Мольберт (магнитный)
1
3
Магнитная азбука
1
4
CD – диски с динамическими паузами
3
5
Дидактические игры
5
6
Мультимедийные презентации
10
7
Компьютер
1
8
Фланелеграф
1
9
Схемы слов, слогов, предложений, звуков
1
Раздаточный материал
1
Печатные буквы большого формата
5
2
Разрезные картинки
5
3
Счетные палочки
5
4
Пластилин
5
5
Бумага
5
6
Карандаши
5
3.5. Оценочные и методические материалы.
Оценка педагогического процесса связана с уровнем овладения каждым ребенком
необходимыми навыками и умениями по заданным критериям:
низкий уровень– ребёнок не может выполнить все параметры оценки;
средний уровень– ребёнок с помощью взрослого выполняет некоторые параметры
оценки;
высокий уровень– ребёнок выполняет самостоятельно и с частичной помощью
взрослого все параметры оценки.

Оценочные материалы: инструментарий педагогической деятельности
Критерии
Дифференциация
понятий «звук» и
«буква»

Методика
исследования
Диагностическое
задание

Владеет
звукобуквенным
анализом

Диагностическое
задание

Умение обозначать
мягкость согласных
звуков гласными
буквами второго ряда

Диагностическое
задание

Описание
Цель: выявить уровень сформированности
умения различать понятия «звук» и «буква»
1.Закрой бабочкой ту букву, которая
обозначает звук: кь; н; д; а; п.
2.Найди букву по звуку.
3. Поймай звук и покажи букву.
Цель:
выявить
уровень
развития
звукобуквенного анализа.
1. Выделить первый и последний звуки в
словах: Аист – ослик – угол;
2. Назвать все звуки в слове по порядку: Рыба
– жабы – котик - волк
3. Определить 2-, 3-, 4-й звук в словах: 2-й
звук – врач, 3-й – мышка, 4-й – крот, лодка.
Цель: выявить уровень сформированности
умения обозначать мягкость согласных
звуков гласными буквами второго ряда и
буквой «ь».
12

и буквой «ь»
Различает гласные и
согласные звуки

Диагностическое
задание

Различает твердые,
мягкие звуки

Диагностическое
задание

Умение составлять
графическую схему
предложения

Диагностическое
задание

Складывает слоги

Диагностическое
задание

Складывает слоги в
простейшие слова (23 слога)

Диагностическое
задание

Подбери пару картинке: лук – люк, мишка –
мышка. Чем похожи названия картинок, чем
отличаются?
Цель: выявить уровень сформированности
умения различать гласные и согласные звуки.
В гости к ребятам пришел Лунтик. Он знает,
что есть звуки, которые можно пропеть и
громко прокричать, а есть звуки, которые не
поются и не кричатся. Но он все время их
путает. Помоги ему. Покажи красный
кружок, если я произнесу поющий звук, а
синий, если произнесу не поющий звук: [т],
[а], [о], [к], [и], [д], [у].
Цель: выявить уровень сформированности
умения различать твердые, мягкие звуки. На
листе напечатаны прямые открытые слоги с
твёрдыми и мягкими согласными. Правила
игры: волк гонится за зайцем. Зайцу можно
прыгать только по слогам с мягкими
согласными, а волку – по слогам с твёрдыми
согласными. Надо провести зайца через
поляну так, чтобы он не попался в лапы
волку.
Цель: выявить уровень сформированности
умения составлять графическую схему
предложения. Отгадай по схеме, какое
яблоко. Составь схему своего предложения.
Сколько слов в нем получилось? Назови
первое слово, второе, третье.
Цель: выявить умение складывать слоги из
двух букв. Строим из 6-7 согласных букв
столбик, берем для составления слогов букву
«а». Этот столбик будет особенным
«лифтом», а буква «а» – «кабинкой».
Начинаем веселое «катание буквы». Поставь
«а» возле самой верхней согласной, прочти
слог. Затем «кабина» едет ниже. Так
поочередно проговаривать каждый слог.
Цель: выявить умение складывать слоги в
простейшие слова
Составь слова из слогов: РА; МА; СА; ША;
ЛИ; НО; ШИ; НА. Слоги можно переставлять
и менять местами. Прочитай получившиеся
слова.

3.6. Список рекомендуемой литературы:
1. КолесниковаЕ.В. Программа «От звука к букве. Формирование звуковой
аналитико – синтетичекой активности дошкольников, как предпосылки обучения
грамоте»/ Е.В. Колесникова. – М.:БИНОМ, Лаборатория знаний.2019г – 64с.;
2. Г.А. Тумакова. Ознакомление дошкольников со звучащим словом. Пособие для
дошкольных учреждений/ М.: Мозаика – Синтез,2006г.-144.: цв.вкл.;
13

3. Н.С.Жукова «Букварь», Москва: Эксмо,2017г. – 144с.

14


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.06.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (34669) 2 72 38

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».