«Конструируя,
ребенок действует, как зодчий, возводящий здание собственного интеллекта» Ж.Ж.
Пиаже
Настоящее время по праву считается веком компьютеризации и
роботостроения. Все сферы человеческой жизнедеятельности «пронизаны»
техническими и робототехническими устройствами. Это бытовые приборы, игрушки,
транспорт, строительные машины и другое. Детям с раннего возраста интересны
различные устройства и механизмы: им интересно, как именно они устроены,
интересно самим конструировать и собирать такие механизмы.
Благодаря современным научно-техническим
разработкам появилась возможность уже в дошкольном возрасте знакомить детей с
основами строения технических объектов разной сложности. Современные
конструкторы, так называемые конструкторы «нового поколения» – современное,
уникальное средство развития, обучения и воспитания детей, которое не только
готовит детей к изучению технических наук, но и развивает пространственную
ориентировку, умение анализировать и сопоставлять, планировать, моделировать, находить
связи и закономерности, развивает восприятие и образное мышление, воображение и
фантазию, творческие способности, формирует положительную мотивацию к обучению
в школе.Работа с образовательными конструкторами позволяет воспитанникам в
форме игры самостоятельно освоить целый набор начальных знаний из разных
областей науки и технике (робототехники, физики, электроники, механики,
информатики и др.)
Именно в дошкольном детстве закладывается потенциал для дальнейшего
развития конструктивно-модельной деятельности ребенка. Конструирование и
образовательная робототехника дает возможность на ранних шагах выявить
технические наклонности детей и развивать их в этом направлении. Такое
понимание робототехники позволяет выстроить модель преемственного обучения для
всех возрастов – от воспитанников детского сада до студентов. Подобная
преемственность становится жизненно необходимой в рамках решения задач
подготовки инженерных кадров. Для дошкольников – это пропедевтика, своего рода
подготовительный курс к занятиям техническим творчеством в школьном возрасте.
Актуальность темы обусловлена всё ускоряющимся техническим прогрессом, который ставит
перед обществом совершенно новые и сложные научно-технические задачи.
Необходимо создавать оригинальные конструкции сложнейших машин и приборов,
внедрять автоматику во все отрасли народного хозяйства. А это предполагает не
только наличие подготовленных и инициативных кадров, умеющих их использовать,
но и широкое развитие технического творчества. Формирование глубокого, подлинно
творческого отношения к технике у дошкольников, которые лишь со временем будут
ею заниматься, — важная общеобразовательная и воспитательная задача.