Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы Маленький волшебник на 2023-2024 учебный год

Ламехова Подписано
цифровой подписью:
Ламехова Юлия
Юлия
Павловна
Дата: 2023.08.31
Павловна 17:03:53 +05'00'

№

Содержание

1
1.1.
1.2.
1.3.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель, задачи, принципы реализации программы
Целевые ориентиры и способы определения их результативности.
Формы подведения итогов
Ожидаемые результаты

3
3
4
5

Содержательный раздел
Годовой календарный график по реализации дополнительной
общеобразовательной программы дошкольного образования
Учебный план по реализации дополнительной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Содержание дополнительной программы, структура занятия
описание образовательной деятельности, в том числе для детей
имеющих нарушения в развитии, детей с ОВЗ, детей инвалидов
Календарно-тематический план
Организационный раздел
Условия реализации программы, в том числе для детей имеющих
нарушения в развитии, детей с ОВЗ, детей инвалидов
Расписание занятий
Особенности организации развивающей предметнопространственной среды

5
5

1.4
2
2.1.
2.2.
2.3.

2.4.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

Стр.

Обеспеченность методическими материалами, средствами
обучения
Список используемой литературы.
Оценочные и методические материалы

2

5

6
8

9
20
20
21
21
21
22
22

1.
Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Актуальность
Актуальность рабочей программы в том, что изобразительная продуктивная
деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее
благоприятной для творческого развития способностей детей. Проблема развития
детского творчества в настоящее время является одной из наиболее актуальных, как в
теоретическом, так и в практическом отношениях. Ведь речь идет о важнейшем условии
формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её
становления.
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными
документами:
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании».
- Конвенция о правах ребенка.
- СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
При разработке данной программы опирались на парциальную программу Лыковой
И.А. «Цветные ладошки» парциальная программа художественно-эстетического развития
детей 2-7 в изобразительной деятельности формирование Эстетического отношения к
миру. -М.: ИД «Цветной мир», 2018. – 144с.
Направленность дополнительной образовательной программы: художественная.
Уровень сложности: стартовый
Новизна данной программы заключается в том, что в ней используется
современные информационно-коммуникативные технологи
Отличительной особенностью является то, что в системе работы используются
нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества.
Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного
рисования. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных
эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов
в
качестве
оригинальных
художественных
материалов,
удивляет
своей
непредсказуемостью. На занятиях используются следующие нетрадиционные техники:

Тычок жесткой кистью;

Оттиск печатками из ластика;

Оттиск поролоном;

Восковые мелки, акварель;

Свеча и акварель;

Отпечатки листьев;

Рисунки из ладошек;

Кляксография;

Печать по трафарету;

Рисование по сырому
Художественно-творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию,
отвлекает детей от печальных событий, обид, вызывает радостное, приподнятое
настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.
Таким образом, можно сказать, что все перечисленные технологии, используемые в
развитии изобразительной деятельности детей в рамках реализации дополнительной
общеразвивающей программы «Маленький волшебник», будучи по своей сути новыми,
приобретают сегодня новое звучание и актуальность, все они являются здоровье
сберегающими, а изобразительная деятельность, в основе которой заложено
3

использование инновационных методик, традиционных и нетрадиционных приемов,
техник и технологий оказывает положительное влияние на здоровье ребенка.
Программа разработана в целях построения системы педагогической деятельности,
направленной на обеспечение развития каждого ребенка, поддержку его уникальности и
самобытности, создание возможностей раскрытия творческих способностей, склонностей.
Характеристика целевой группы
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В
возрасте 3-4 лет они только начинают формироваться. У одних детей в изображениях
отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут
использовать цвет. Ребенок умеет держать карандаш и свободно им манипулирует,
хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно
параллельными. Обводит по контурам.
Продолжает
развиваться
наглядно-действенное
мышление.
При
этом
преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных
проб с учетом желаемого результата. Дети 3-4 лет уже способны установить некоторые
скрытые связи и отношения между предметами.
Повышается активность ребёнка, усиливается её целенаправленность; более
разнообразными и координированными становятся движения. Наиболее важное
достижение этого возраста состоит в том, что действия ребёнка приобретают
целенаправленный характер. В разных видах деятельности: игре, рисовании,
конструировании, а также в повседневном поведении – дети начинают действовать в
соответствии с заранее намеченной целью.
Форма обучения: очная.
Вид занятий: практические занятия.
Объем и срок реализации программы: октябрь 2023 – май 2024 года, 64 часа
Условия реализации программы: набор детей осуществляется при наличии
вакантных мест.
1.2. Цель, задачи, принципы реализации программы
Развитие творческих способностей, через использование нетрадиционных техник
рисования.
Задачи: обучающие: сформировать у дошкольников первоначальные знания об
изобразительном творчестве; ознакомить с основными понятиями художественной
деятельности, выразительными средствами и способами изображения; прививать умения и
навыки в работе с карандашами, красками, бумагой, пластилином и другими материалами,
на основе изучения законов реалистического изображения, в доступной для детейформе;
познакомить детей с нетрадиционными техниками.
Развивающие: способствовать развитию способностей изображения через
воспитание у детей умение наблюдать, видеть особенности окружающих предметов,
сравнивать их между собой, находить в них общие и различные черты, выделять главное;
развивать познавательные процессы эстетического восприятия: образное и
пространственное мышление, воображение, внимание, память; развивать творческие
способности ребенка: вкус, чувство цвета, композиционное решение, художественный
выбор; развивать мелкую мускулатуру пальцев и моторные функции рук; способствовать
развитию сенсомоторики; способствовать развитию согласованности в работе глаз и рук,
развивать координацию движений, точность действий; развивать коммуникативные
навыки.
Воспитывающие: воспитывать у детей нравственно-волевые качества:
потребность доводить дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно
заниматься (усидчивость), преодолевать трудности; аккуратность выполнения работы;
воспитывать и формировать навыки межличностных отношений со сверстниками —
установление дружеских контактов, стремление помочь друг другу, доброжелательность;
воспитывать доверительные и открытые отношения с взрослыми, признанию их
4

авторитета, ожиданию помощи и поддержки; воспитывать бережное отношение к своим
работам и работам своих товарищей, художественным принадлежностям и окружающим в
группе предметам.
1.3. Целевые ориентиры и способы подведения их результативности. Формы
подведения итогов
В результате освоения данной программы дети смогут:
1.
Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты,
владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;
2.
Самостоятельно
передавать
композицию,
используя
технику
нетрадиционного рисования;
3.
Выражать эмоционально – положительное отношение к окружающему миру
через рисунок;
4.
Положительно относится к сотрудничеству с взрослым, с детьми, к
собственной деятельности, ее результату;
5.
Давать мотивированную оценку результатам своей деятельности и
деятельности товарищей.
Формы проведения итогов реализации программы:

Организация ежемесячных выставок детских работ для родителей.

Тематические выставки в ДОУ.

Участие в городских выставках и конкурсах в течение года.

Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Мониторинг
Мониторинг уровня развития художественного творчества проводится два раза в
год (декабрь, май)
Содержание диагностических тестов, Анализ продукта деятельности: (см.
приложение 1).
1.4. Ожидаемые результаты
-дети познакомятся с различными способами и приемами нетрадиционных техник
рисования с использованием различных изобразительных материалов;
- у детей сформируются технические навыки рисования;
- они научатся выбирать способ и технику для выразительного изображения того или
иного образа;
- у детей будут развиваться способности к изобразительной деятельности;
- будет развит интерес и любовь к изобразительному искусству, как средству
выражения чувств, отношений, приобщения к миру прекрасного.
2. Содержательный раздел
2.1.
Годовой календарный график по реализации дополнительной
общеобразовательной программы дошкольного образования
Категория обучающихся
Воспитанники, зачисляемые
по договорам об образовании
за счет средств физических
лиц

Основные периоды годового графика
Начало
Окончание учебного
учебного года
года
01.09.2023
31.05.2024
Всего 36 недель 3 дня

у

учебный день

в
п

выходной день
праздничный день

Сентябрь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в
1
2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
неделя

5

Октябрь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
Ноябрь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
у у у п в в у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
Декабрь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в
14
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
неделя
Январь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
п п п п п п п п у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у
8 праздничных и
19 неделя
20 неделя
21 неделя
22
выходных дней
неделя
Февраль
12 3 4 5 6 7

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29

уу в в у у у у у в в у
22 неделя
23 неделя

у у у у в в у у у у п в в у у у у
24 неделя
25 неделя
26 неделя

Март
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
у в в у у у у п в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в
26
27 неделя
28 неделя
29 неделя
30неделя
неделя
Апрель
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у у в в в
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя
Май
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
п у у в в у у у п в в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у
35 неделя
36 неделя
37 неделя
38 неделя
39 неделя
2.2. Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной программы
дошкольного образования

6

№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47

Раздел
«Фруктовое дерево»
«Овощи в корзине»
«Яблоко на дереве»
«Улитка»
«Веточка рябины»
«Грибы на поляне»
«Закружила золотая осень»
«Яблоки на деревце»
«Плывут по небу облака»
«Пушистый медвежонок»
«Листопад»
«Подводное царство»
«Пушистые котята играют на ковре»
«Вишнёвый компот»
«Шарики воздушные, ветерку послушные»
«Полюбуйся на герань» (подарок маме)
«Первые снежинки»
«Зима пришла»
«Волшебная поляна»
«Букет цветов»
«Маленькой елочке холодно зимой»
«Праздничная ёлочка»
«Украшение чайного сервиза»
«Новогодний салют!»
«Снегопад»
«Сказочная птица желания»
«Волшебная лампа»
«Мои рукавички»
«Матрёшка»
«Свитер для друзей»
«Шарфик для куклы»
«Зимний денёк»
«Шарфик для куклы»
Превращение ладошки. «Цветок»
«Ракета»
«Украсим чашку для папы»
«Смешарики»
«Неваляшки вышли погулять»
«Разноцветные рыбки»
«Красивые бусы для мамы»
«Смотрит солнышко в окошко»
«Капают сосульки»
«Зайчишка»
«Божьи коровки на лужайке»
«Разноцветные рыбки»
«Ночь и звезды»
«Ракета»
7

Кол-во
теоретич.
часов
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

Кол-во
практич.
часов
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5

48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59

0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0
64 часа

«Петушок-золотой гребешок»
«Космос»
«Вот ёжик - ни головы, ни ножек»
«Красивая салфеточка»
«Ягоды на тарелочке»
«Цветы для пчёлки»
«Салют на нашей улице»
«Одуванчик»
«Гусеница на листочке»
«Цветы для пчелки»
«Дождик, радуга и солнышко!»
«Грибочки»
Всего:

1,5
0,5
0,5
0,5
0,5
0,5
1,5
0,5
0,5
1,5
0,5
1

2.3. Содержание дополнительной программы, структура занятия
Программа включает цикл занятий по обучению рисованию нетрадиционными
способами. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных
эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им предметов в
качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование
для ребенка не только игра, но и радостный, вдохновенный труд, к которому не надо
принуждать, поэтому очень важно стимулировать и поддерживать ребенка, постепенно
открывая перед ним новые возможности изобразительной деятельности. Форма и тип
занятия по программе соответствует занятию классического типа.
Во время работы с детьми используются различные методические приемы.
Предусмотрены как теоретические - рассказы воспитателя, беседы с детьми, рассказы
детей, показ воспитателем способа действия, - так и практические, в ходе которых дети
под контролем педагога самостоятельно выполняют работу.

Использование художественного слова. Художественное слово в
соединении изобразительного искусства активизирует художественное восприятие образа;

Использование педагогической драматургии. На занятиях дети часто
«Путешествуют». Путешествия могут быть, как и реальными, так и сказочными. Это
помогает развивать у детей эмоции и воображение;

Создание эмоционального настроя. На занятиях используют музыкальные
произведения. Музыка настраивает на единый лад: успокаивает, активизирует внимание;

Игра, это важнейший метод развития мышления, воображения и творческих
способностей ребёнка, а так же учебно-воспитательному процессу привлекательную
форму. В игре легко направлять внимание;

Метод сотворчества.
В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое
развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Структура занятия состоит из 3 частей:
І. Вводная часть.
(Водное слово, организационный момент, введение в тему, беседа с детьми). Цель
вводной части – настрой детей на совместную работу. Организовать и установить
эмоциональный контакт с детьми. Основные аспекты работы – чтение сказок, загадывание
загадок, игры по темам.
ІІ. Основная часть.
8

В этой части даны практические действия со способами и приемами рисования
(лепки, аппликации), работа с изобразительными материалами и пособиями. С целью
предупреждения утомляемости детей проводятся физкультминутки, динамические паузы,
пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.
ІІІ. Заключительная часть.
В этой части образовательной деятельности – закрепляются полученные знания
посредством создания коллективных, индивидуальных, парных работ. В конце занятий
проводится анализ работ педагогом совместно с детьми, организуются совместные мини –
выставки творческих работ детей.
Описание образовательной деятельности для детей имеющих нарушения в
развитии, в том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов
Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной программе,
при наличии детей с нарушениями в развитии, в том числе с детьми ОВЗ и детей
инвалидов, организуется с учетом особенностей психофизического развития данной
категории детей, заключением ТПМПК и адаптированной образовательной программой.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий
развития ребенка и обеспечивает интеграцию социального, речевого, познавательного,
физического,
художественно-эстетического
развития
ребенка.
Реализация
образовательной деятельности обеспечивается гибким применением традиционных и
нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной
гимнастики и т.д.). Освоение дополнительной общеобразовательной программы позволяет
обеспечить,
воспитанника
дошкольного
учреждения
равными
стартовыми
возможностями, а так же, успешную социализацию в обществе
2.4. Календарно-тематическое планирование по развитию умений и навыков
изобразительного творчества (возраст 3-4года)
Месяц
Октябрь

Тема занятия
Вид деятельности
Диагностическое
занятие -

Программное содержание
Материалы, инструменты
Выявить уровень изобразительного творчества у
детей младшего дошкольного возраста. Упражнять в
технике печатания пробкой и рисовании ватной палочкой.
«Фруктовое
Дать представление о плодовых деревьях. Воспитывать
дерево»
аккуратность.
Материал, инструменты: Лист А5 с нарисованным
стволом дерева, гуашь зеленая, красная, салфетки, пробки
по количеству детей, ватные палочки.
«Овощи в корзине»
Развитие эстетического восприятия окружающих
предметов. Формирование умения различать цвет краски
(зеленый), правильно называть их. Формировать умение
детей рисовать и закрашивать округлые формы с
помощью трафарета поролоном. Развивать речь и
мышление, развивать мелкую моторику рук и
координацию движения пальцев рук. Воспитывать
аккуратность, терпение.
Материал, инструменты: Картинки с изображением
овощей, корзинка и натуральные картофель, морковь и
свекла. Альбомный лист, гуашь, поролоновый тампон,
стакан с водой, трафареты моркови и свёклы.
«Яблоки
на
Развивать у детей эстетическое восприятие природы
9

деревце»

«Улитка»

«Веточка рябины»

«Грибы на поляне»

«Закружила
золотая осень»

и учить передавать посредством пластилинографии
изображение фруктового дерева. Учить детей отщипывать
небольшие кусочки пластилина и скатывать маленькие
шарики круговыми движениями пальцев. Закрепить
умение расплющивать шарики на всей поверхности
силуэта (кроны дерева). Развивать образное восприятие.
Материал, инструменты: плотный картон с силуэтом
дерева, размер 1/2 А4, пластилин красного или желтого
цвета, яблоки для рассматривания и угощения детей,
салфетка для рук.
Подводить детей к преднамеренной передаче
изображения. Учить детей правильно держать карандаш,
рисовать круговыми движениями кисти руки. Закреплять
знания цветов (красный, синий, зеленый, желтый).
Воспитывать интерес к изобразительной деятельности.
Материал, инструменты: Загадка про улитку,
рассматривание
образца.
Альбомные
листы,
карандаши (красные, синие, зеленые, желтые).
Познакомить с деревом рябины и её ягодами, с её
пользой для
птиц. Формировать и развивать
представления о красном цвете, круге. Закреплять умение
рисовать пальцами, учить детей рисовать ягодки на
веточке в нетрадиционной технике, правильно набирать
краску. Радоваться полученному результату, закрепить
знания основных цветов.
Материал, инструменты: гроздь рябины; гуашь
красного цвета; салфетки влажные на каждого ребёнка;
заготовленные заранее, листы бумаги с нарисованными
ветками рябины (без ягодок); силуэты снегирей; игрушка
птичка, аудиозапись «щебетание птиц».
Познакомить
детей
с
новой
техникой
нетрадиционного рисования –«рисование ладошкой».
Учить передавать образ солнца, строение и форму грибов
используя ладошки рук. Закрепить знания цвета (зеленого,
желтого, красного, синего, фиолетового, оранжевого).
Развивать мелкую моторику рук. Развивать у
детей видение художественного образа и замысла через
цветовую гамму – разноцветные. Развивать внимание,
память, мышление. Словарная работа: опята, поганка,
съедобные, несъедобные, ножка, шляпка.
Материал, инструменты: Альбомный лист, желтая,
зеленая, синяя, фиолетовая, оранжевая и красная
пальчиковая гуашь, иллюстрации солнышка, грибов,
салфетки, баночки с водой.
Учить правильно держать кисточку, изображать
листочки, прикладывая кисть всем ворсом к бумаге и
обмакивая кисть в краску по мере надобности. Учить
узнавать и правильно называть желтый цвет. Печатание
листьями, печать или набрызг по трафарету. Познакомить
с жанром изобразительного искусства — пейзажем; учить
создавать различные образы деревьев, кустов и трав с
помощью предложенных техник.
10

Ноябрь

Материал, инструменты: альбомный лист, гуашь
желтая, кисти, баночки под воду. Гуашь, зеленая,
оранжевая, желтая коричневая, кисти, баночки под воду.
Иллюстрация осеннего леса.
«Разноцветные
Выявить уровень изобразительного творчества у
детей младшего дошкольного возраста.
листочки»
Листы бумаги А-4, акварельные краски, гуашь,
восковые мелки, цветные карандаши, пальчиковые
краски, салфетки.
«Пушистый
Учить детей передавать особенности изображаемого
медвежон»
предмета, используя тычок жёсткой полусухой кисти;
закреплять умение самостоятельно подбирать нужный
цвет; доводить предмет до нужного образа с помощью
мягкой
кисточки.
Закрепить
умение
рисовать
геометрические фигуры «круг» и «овал». Продолжать
учить рисовать крупно, располагать изображение в
соответствии с размером листа. формировать умения,
рисовать гуашью используя тычок.
Материал,
инструменты:
ТСО
(презентация,
карандаш, белая бумага, кисти (щетинная, кисть с
мягким ворсом), гуашь.
«Плывут по небу
Используя нетрадиционную технику рисования
облака»
(метод «тычка»). Учить передавать в рисунке цветовым
пятном образ солнца, сочетать круглую форму с прямыми
линиями, располагать рисунок в середине листа;
закрашивать круглую форму используя метод «тычка»;
закреплять умение правильно держать кисточку, снимать
лишнюю каплю краски о край баночки; развивать и
закреплять знание цветов (жёлтый и синий).
Материал, инструменты: мольберт, макет домика с
окошком и солнышком, игрушки-Заяц и Солнышко,
бумага с эскизами солнышка и облаков, гуашь жёлтого и
синего цветов, кисти, баночки под воду, салфетки,
музыкальное сопровождение.
«Подводное
Учить
детей
использовать
ладонь
как
царство»
изобразительное средство. Закрепить умение дополнять
изображение деталями. Развивать чувство цвета,
объемности композиции, мелкую моторику рук, мышцы
кистей рук, творческую активность. Воспитывать
нравственное отношение к животным через изображение
их
образов
в
нетрадиционных
техниках.
Материал, инструменты: Рассматривание иллюстраций,
рассказ где обитает Осминожка, гуашь разных цветов,
разбавленная водой в блюдцах, бумага белого цвета,
ватные палочки, кисточки, вода для мытья рук, полотенца
«Пушистые котята
Рисование техникой тычкования. Продолжать
играют на ковре»
знакомство с техникой тычкования полусухой жёсткой
кистью (имитация шерсти животного). Наклеивание
фигурок котят на тонированный лист ватмана (ковёр).
Тонированный лист ватмана, вырезанные из бумаги
котята, кисти, гуашь серая
11

«Вишнёвый
компот»

Декабрь

Рисование техникой - оттиск пробкой. Продолжать
знакомство с техникой печатания пробкой, картофельной
матрицей, показать приём получения отпечатка (ягоды
вишни). Рисование ягод на силуэте банки.
Материал, инструменты: силуэте банки, красная
гуашь
«Шарики
Учить рисовать предметы овальной формы, вызвать
воздушные,
интерес к рисованию гуашевыми красками. Учить
ветерку
правильно держать кисточку, мыть ее при смене краски,
послушные»
удалять лишнюю воду с кисточки о край банки. Развивать
мелкую моторику. Вызвать интерес к сочетанию разных
изоматериалов: воздушные шарики изображать кистью, а
ниточки к ним — ватными палочками.
Материал, инструменты: Бумага размером 1\2
альбомного листа, кисти, ватные палочки, гуашь разного
цвета в баночках, консистенции жидкой сметаны,
кисточки для рисования, тряпочки, банки с водой, овалы
картонные на каждого ребенка.
«Листопад»
Учить детей раскрашивать осенние листочки в
технике пластилинографии. Учить приёму - размазывания
(в разных направлениях). Продолжаем обучать детей
самостоятельно
отщипывать
маленькие
кусочки
пластилина. Продолжать учить детей использовать в
своей работе один цвет пластилина. Развивать мелкую
моторику пальцев. Воспитывать навыки аккуратной
работы с пластилином.
Материал, инструменты: Листочки, собранные
детьми на прогулке, картон размером А-4 с нарисованным
на нем деревом без листьев, пластилиновые катышки
(заранее сделанные воспитателем) желтого и красного
цвета.
«Полюбуйся
на
Познакомить детей с новым инструментом для
герань» (подарок рисования, которым можно печатать. Закрепить знание о
маме)
комнатных растениях. Закрепить знание цветов - зеленый,
красный, розовый, белый.
Учить детей ритмично наносить рисунок с помощью
штампа. Развивать эстетическое восприятие, внимание,
творческие способности, мелкую моторику рук.
Воспитывать аккуратность, усидчивость, любовь к
природе.
Материал,
инструменты:
рассматривание
комнатных цветов – герань, рассматривание фотографий
герани, чтение сказки «Кошкин дом». Комнатное
растение-герань; фотографии герани с красными,
розовыми, белыми цветами; тонированные листы бумаги
с горшками и листочками; гуашь красного и белого цвета
«Первые
Формирование умения рисовать кистью, проводя
снежинки»
линии в одном направлении (сверху вниз, слева направо,
ритмично наносить мазки. Вызвать у детей интерес к
зимним
явлениям
природы.
Способствовать
формированию эмоционально - эстетического отношения
к окружающему миру через освоение художественно12

культурных
ценностей.
Воспитывать
у
детей
наблюдательность,
воображение,
творчество.
Воспитывать умение видеть красоту снежинки,
любоваться ею.
Материал и оборудование: Лист цветной бумаги
синего цвета, белая гуашь, салфетки, видео ролик
«Снежинки», большие вырезанные снежинки, Зайка,
музыкальная запись «Зайка серенький сидит»
«Зима пришла»
Показать детям, что рисовать можно не только
карандашом, но и кисточкой; учить рисовать гуашью,
используя тычок; наносить рисунок по всей поверхности;
передавать в рисунке картины окружающей природы;
воспитывать аккуратность в работе с гуашью; вызвать у
детей радость от восприятия белого снега.
Материал, инструменты: тонированные альбомные
листы с нарисованными елочками; белая краска,
кисточки, салфетки, кусочки ваты на каждого ребенка,
баночки с водой, кукла Катя на санках.
«Волшебная
Познакомить своих малышей с техникой рисования
поляна»
пластиковой бутылки. Дети превращают зеленую полянку
в цветущую. Педагог развивает у детей умение
обмакивать дно бутылки в гуашь, ставить оттиск на
бумаге. Занятие получится для детей очень интересное и
увлекательное.
(изобразительная
деятельность
(нетрадиционное рисование) с элементами познания).
Материал,
инструменты:
плоскостные
изображения бабочек, бумага зеленого цвета в форме
травы, пластиковая бутылка, гуашь разного цвета,
корзина, влажные салфетки, аудиозапись «Вальс цветов»
«Букет цветов»
Сформировать умение закрашивать внутри контура,
упражнять в умении правильно держать кисточку,
набирать краску. Упражнять в умении ставить отпечатки
при помощи смятой салфетки и ватной палочки.
Воспитывать усидчивость, желание рисовать. Вызвать
радость от полученного результата.
Материал, инструменты: половинки листов
формата А4, трафареты ваз, кисточки, бумажные
салфетки (смятые для рисования и целые, ватные
палочки, гуашь, цветущая герань или бальзамин.
«Маленькой
Развивать у детей познавательный интерес, чуткость
елочке
холодно к восприятию красоты зимнего пейзажа; упражнять в
зимой»
рисовании
снега
методом
тычка.
Воспитывать
эстетическое отношение к природе через изображение
образа елочки. Упражнять в рисовании пальчиками,
оттисками печаток, в нанесении рисунка равномерно по
всей поверхности листа; развивать цветовосприятие.
Материал, инструменты: сделанная из цветной
бумаги объемная елочка, наклеенная на большой лист
темного цвета для показа способов изображения, поллиста бумаги формата А4 синего или фиолетового цвета с
наклеенными елочками разной величины из цветной
бумаги (это можно сделать на занятии по аппликации,
13

Январь

белая гуашь, налитая в мисочке, печатки из картофеля и
пробки, салфетки.
«Праздничная
Виды
детской
деятельности:
игровая,
ёлочка»
коммуникативная,
продуктивная,
познавательноисследовательская.
Закреплять знание основных цветов, развивать
умение видеть образ изображаемого; научить рисовать
«воздушными красками».
Материал, инструменты: с интересом слушает
рассказ воспитателя о предстоящем празднике, принимает
активное участие в продуктивной деятельности
(рисование елочных шаров). Елка, украшенная шарами,
лист бумаги с нарисованной елочкой, «воздушные
краски», салфетки, стакан с водой.
«Украшение
Оттиск печатками. Закрепить умение украшать
чайного сервиза»
простые по форме предметы, нанося рисунок по
возможности равномерно на всю поверхность бумаги.
Упражнять в технике печатания.
Материал, инструменты: Вырезанные из бумаги
чашки разной формы и размера, разноцветная
пальчиковая краска в мисочках, различные печатки,
салфетки, выставка посуды
«Снегопад»
Формирование эстетического восприятия в рисунках
красоты окружающей природы (падающий на деревья,
землю снег). Вызвать у детей интерес к зимним явлениям
природы,
формировать
умение
рисовать
в
нетрадиционной технике – тычок (ватные палочки).
Развивать интерес к нетрадиционному изображению на
бумаге, навыки общения, речь; мелкую моторику кисти
рук; воспитывать самостоятельность, аккуратность при
выполнении работы.
Материал,
инструменты:
игрушка-птичка,
тонированные листы бумаги с изображением деревьев,
гуашь белого цвета, ватные палочки, клеенки, салфетки,
тучка со снежинками бумажными, снежинки – балеринки,
аудиозапись мелодии плавного танца, музыки метели.
«Сказочная птица
Учить
детей
рисовать
сказочную
птицу
желания»
нетрадиционным
способом оттиск
ладошкой,
располагать изображение по центру листа бумаги.
Рисовать оттиском, пальцами, «тычком» - ватной
палочкой.
Формирование умения самостоятельно выбирать
цветовую гамму красок: красный, синий, зеленый,
желтый. Учить дорисовывать детали к предмету.
Материал, инструменты: бумага А4 белого цвета,
гуашь
(красная,
зелёная,
желтая,
зеленая),
демонстрационная доска, ватные палочки, баночка для
воды, влажные салфетки, коробочка для использованных
ватных палочек (по 1шт. на стол). магнитофон, диск с
записями пения птиц, панно сказочной поляны, слайды с
изображениями птиц, проектор, музыкальный центр.
«Волшебная
Методика кляксография с ниточкой. Познакомить
14

лампа»

Февраль

учащихся с новой техникой рисования: кляксография с
ниточкой. Развить воображение: путем поиска образа из
полученного узора и дальнейшего его дорисовывания.
Развить тонкую моторику и согласованность движений
пальцев. Воспитывать мотивацию к изображению
окружающего мира.
Материал, инструменты: Краски: акварель, нитки с
разной толщиной, кисточка, плотная бумага для
рисования, средне нарезанная квадратами бумага.
«Мои рукавички»
Оттиск пробкой. Упражнять в технике печатания
пробкой, в рисовании пальчиками. Учить рисовать
элементарный узор, нанося рисунок равномерно в
определённых местах.
Материал, инструменты: Силуэт рукавички,
пробки, гуашь разного цвета
«Свитер
для»
Продолжать знакомить с техникой рисования
друзей
пальчиками; развивать инициативу, закрепить знание
цветов; учить составлять элементарный узор
Материал, инструменты: Две куклы - мальчик и
девочка, пальчиковая краска, салфетки, силуэты свитеров
разного цвета, эскизы свитеров с различными узорами
«Шарфик
для
Продолжать знакомство с техникой рисования
куклы»
свечой. Закрашивание жидкой краской листа бумаги с
уже нанесённым свечой рисунком.
Материал, оборудование: кукла Ксюша в зимней
одежде, иллюстрации «Зимняя прогулка», «Зимний лес»,
«Зимние забавы», заготовка шаблона рисунка шарфа на
каждого ребенка, кисточки, стаканчики с водой, палитры,
гуашь красного и зеленого цвета, салфетки.
«Матрёшка»
Развивать у детей чувство цвета при выборе краски.
Обучать детей приёмам рисования красками разного
цвета, закрепить приём рисования путём примакивания
кисти. Вызывать у детей эмоциональный отклик на
созданный ими образ. Развивать образное мышление и
воображение. Продолжать учить правильно держать кисть
в руках.
Материал, инструменты: Образец готового
рисунка матрёшки, прорезной силуэт на альбомном листе.
Игрушки-матрёшки.
Силуэт
матрёшки
(голова
прорисована). Кисть № 8 мягкая, подставка для кисти,
салфетка, фартук. Краски гуашь жёлтого, красного цветов
в баночках (для старшей подгруппы можно добавить
зелёную).
«Зимний
денёк»
Знакомить детей с техникой бумагопластики:
(коллективная
сминать бумажную салфетку и пытаться скатывать её в
работа)
плотный комочек. Создание несложной сюжетной
коллективной композиции («укутаем деревья в лесу
снежком»).
«Веселый
Познакомить детей с нетрадиционной техникой
снеговик»
рисования с помощью манной крупы. Научить новому
приему оформления изображения: присыпание манной
крупой
промазанных
клеем
участков
рисунка.
15

Продолжать учить рисованию предметов округлой
формы; работать с красками. Закреплять умение
аккуратно пользоваться клеем – промазывать участки
рисунка, не выходя за контур. Развивать аккуратность,
мелкую моторику рук (присыпать небольшими
щепотками крупой те участки рисунка, что промазаны
клеем).
Материал, инструменты: магнитофон; аудиозаписи;
игрушка Снеговичок; схемы изображения разнообразных
снеговиков; манная крупа в тарелочках; тонированные
листы картона голубого и розового цвета форматом А4;
клей ПВА; простой графитный карандаш; кисточки:
клеевая; жёсткая, мягкие №6 и №10; подносы; баночки с
водой; салфетки; набор цветных красок гуашь +
серебристая краска гуашь (на каждого ребёнка).
«Неваляшки
Учить детей создавать изображение предмета из
вышли погулять»
частей круглой формы, Равномерно заполнять цветом.
Познакомиться с красным цветом. Учить изображать
неваляшку из 4х частей одинаковой формы: круглая
голова, круглое туловище и ручки; учить передавать в
рисунке несложные пропорции частей неваляшки: голова
меньше, чем туловище; закрепить умение рисовать
округлые формы неотрывным движением руки; учить
закрашивать
круглые
формы
внутри
контура
сливающимися
полудугами;
продолжать
учить
регулировать нажим на кисть для получения линий
разной толщины; закрепить понятия «больше - меньше»,
«самый большой – самый маленький». Развивать мелкую
моторику рук, координацию движений левой и правой
руки;
Материал, инструменты: кукла -неваляшка,
аудиозапись с композицией «Мы милашки, куклыневаляшки», мольберт, гуашь красного цвета, кисточки,
тряпочка, стаканчики с водой.
Превращение
Познакомить детей с техникой нетрадиционного
ладошки. «Узор на рисования – пальчиками, ладошками и губкой. Учить
стекле»
работать губкой, обмакивать губку в блюдце с краской и
переносить отпечаток на бумагу. Учить передавать образ
цветка, его строение и форму используя губку, ладошки
рук и пальчики. Продолжать учить детей проводить
прямые линии. Закреплять знания цветов (жёлтый,
красный, синий, зелёный). Развивать образное мышление,
память. Развивать моторику рук.
Материал, инструменты: листы бумаги А-4,
жёлтая, красная, зелёная, синяя пальчиковые краски,
штампы, фартуки, одноразовые тарелочки. Набор
картинок из серии «Цветы» (подснежники, мимозы,
тюльпаны),
салфетки
(влажные,
бумажные).
Рассматривание цветов в группе на подоконниках,
иллюстраций с букетами цветов.
«Ракета»
Закреплять рисовать предметы, состоящие из
геометрических фигур (прямоугольник узкий, круги,
16

«Украсим
для папы»

чашку

«Смешарики»

«Кораблик
для
папы» (занятие 1е).
Март

«Ветка мимозы»

Ваза для цветов

«Красивые
для мамы»

бусы

треугольники) Продолжать учить детей ориентироваться
на листе бумаги. Закреплять основные цвета (синий,
красный, желтый) Развивать глазомер. Воспитывать
любознательность, аккуратность, художественный вкус.
Материал, инструменты: Беседа о космосе (в
доступной форме) Рассматривание картинок о космосе.
Листы бумаги. Гуашевые краски (синий, красный,
желтый) Салфетки на каждого ребенка бумажные;
кисточки разных размеров №№2, 3; баночки с водой.
Скатывание бумаги. Закрепить технику - скатывание
бумаги. Продолжать учить сминать бумагу в комочек и
приклеивать на изображение. Воспитывать аккуратность.
Материал, инструменты: Салфетки, изображение
кораблика, клейстер, салфетки
Продолжать учить детей рисовать нетрадиционными
способами
(пластилином,
печатками,
тычками).
Обогащать сенсорный опыт детей: познакомить детей с
синим цветом, учить группировать предметы по цвету
(красный, желтый, зеленый). Формировать умение
действовать по сигналу взрослого в подвижной игре.
Воспитывать умение радоваться и получать удовольствие
от совместных игровых и предметных действий с мамами.
Материал, инструменты: Листы бумаги А4,
гуашевая
краска,
тычки,
печатки,
пластилин,
разноцветные шарики, игровой модуль с ящичками,
кукла-Смешарик, зонтики, «мыльные пузыри».
Закрепить технику - скатывание бумаги. Продолжать
учить сминать бумагу в комочек и приклеивать на
изображение. Воспитывать аккуратность.
Материал, инструменты: Салфетки, изображение
кораблика, клейстер, салфетки
Развивать чувство композиции. Закрепить знания и
представления о цвете (жёлтый), форме (круглый),
величине (маленький), количестве (много), качестве
(пушистый) предмета.
Материал, инструменты: Листы с изображением
ветки, желтая гуашь, ветка мимозы в вазе.
Упражнять в технике печатания тычком. Вызвать
желание украсить вазу в подарок для мамы. Воспитывать
эстетический вкус у детей.
Материал, инструменты: Ватман, клей, кисть,
синие салфетки, корзина
Продолжать формировать интерес к рисованию
красками. Закреплять умение детей правильно держать
кисточку, тремя пальцами набирать краску на кисточку,
промывать кисточку в воде. Учить детей рисовать на
листе в определенном месте – на ниточке. Закреплять
умение детей рисовать способом примакивания.
Закреплять знание основных четырех цветов (красный,
желтый, зеленый, синий). Учить детей рассказывать о
маме. Формировать осознанное отношение к порядку
выполнения работы.
17

Материал,
инструменты:
Фотографии
мам,
медальоны из картона в виде бусин четырех основных
цветов, собранные бусы из деревянных колечек четырех
основных цветов, иголка с ниточкой, краски гуашь
четырех цветов, лист формата А4 с изображением мамы
на каждого ребенка.
«Смотрит
Учить передавать в рисунке образ солнышка
солнышко
в округлой формы, располагая рисунок в середине листа;
окошко»
Продолжать учить детей правильно пользоваться
(коллективная
кисточкой, ватной палочкой, краской, водой, салфеткой;
работа)
Упражнять в умении создавать яркий выразительный
образ из цветного пятна;
Материал, инструменты Чтение художественной
литературы: разучивание стихотворения А. Барто
«Солнышко». Магнитная доска, мольберт, гуашь желтая,
оранжевая, красная, образец рисунка, альбомные листы
для рисования, кисть № 5, ватные палочки, баночки с
водой, салфетки для просушивания кисти, иллюстрация
солнышка, зонтик, ширма, мягкая игрушка «Солнце»
«Капают
Продолжать
учить
сочетать
различные
сосульки»
нетрадиционные
техники
рисования:
пальчиком
изображать сосульки, ватными палочками — падающие с
них капли.
«Зайчишка»
Тычок
жесткой
полусухой
кистью.
Совершенствовать
умение
детей
в
различных
изобразительных техниках. Учить наиболее выразительно
отображать в рисунке облик животных. Развивать чувство
композиции.
Материал, инструменты: Листы тонированные
(светло-голубые) с контурным изображением зайчика,
гуашь белая, жесткие кисти, салфетки.
«Божьи коровки на
Рисование пальчиками. Упражнять в технике
лужайке».
рисования пальчиками. Закрепить умение равномерно
наносить точки на всю поверхность предмета, рисовать
травку
различных
оттенков
(индивидуальная
деятельность).
Материал,
инструменты:
Вырезанные
и
раскрашенные божьи коровки без точек на спинках,
ватман, салфетки, бумага светло- и тёмно-зелёного
цветов, чёрная гуашь в мисочках.
«Разноцветные
Рисование ладошкой, пальчиками. Учить превращать
рыбки»
отпечатки ладоней в рыб, рисовать различные водоросли.
Развивать воображение, чувство композиции. Закрепить
умение дополнять изображение деталями. Продолжать
учить использовать ладонь, как изобразительное средство
— делать ею отпечаток. Закреплять умение дополнять
изображение деталями (дорисовывать фломастерами
чешуйки на туловище рыбки, глаза).
Материал, инструменты: Тонированные листы
бумаги (светло-голубые), пальчиковая краска, салфетка,
иллюстрации.
18

Апрель

«Ночь и звезды»

«Ракета»

«Космос»

Рисование
манкой,
скатывание
салфеток.
Познакомить
с
нетрадиционной
изобразительной
техникой рисования манной крупой. Воспитывать
эстетическое отношение к природе через изображение
образа неба.
Материал, инструменты: Лист с контурным
изображением ночного неба, клей, манная крупа,
салфетки
Закреплять рисовать предметы, состоящие из
геометрических фигур (прямоугольник узкий, круги,
треугольники) Продолжать учить детей ориентироваться
на листе бумаги. Закреплять основные цвета (синий,
красный, желтый) Развивать глазомер. Воспитывать
любознательность, аккуратность, художественный вкус.
Материал, инструменты: Беседа о космосе (в
доступной форме) Рассматривание картинок о космосе.
Листы бумаги. Гуашевые краски (синий, красный,
желтый) Салфетки на каждого ребенка бумажные;
кисточки разных размеров №№2, 3; баночки с водой.
Закрепить представление детей о
космосе,
космических объектах, о космонавтах. Повторить
слова: космос, ракета, космонавт, звезды, солнце.
Познакомить детей с новым нетрадиционным
способом рисования «проступающий рисунок». Учить
детей закрашивать лист бумаги полностью без пробелов.
Воспитывать интерес к познанию окружающего мира,
желание узнавать новое о космосе.
Материал,
инструменты:
звездного
неба,
космонавта,
ракеты,
планет,
игрушка
Лунтик,
акварельные краски (фиолетовая, тёмно-синяя, альбомные
листы с нарисованными восковым карандашом
звездами, планетами, ракетой, кисточки, салфетки.

«Петушок-золотой
гребешок»
(коллективная
работа)

Техника бумагопластики. Упражнять в комкании и
скатывании в шарики полосок от бумажных салфеток
(техника бумагопластики). Продолжать формировать
навыки аппликации (наклеивание бумажных шариков на
силуэт хвоста).
Материал, инструменты: Силуэт петушка, клей,
салфетки.
«Красивая
Рисование пальчиками. Закреплять умение рисовать
салфеточка»
пальчиками. Развивать композиционные умения, цветовое
восприятие, эстетические чувства.
Материал, инструменты: Белая бумага размером
50*50.Гуашь разных цветов.
«Вот ёжик - ни
Оттиск смятой бумагой, Рисование пальчиками.
головы,
ни Познакомить с новым способом рисования. Учить
ножек…»
рисовать животных способом оттиск смятой бумагой.
Дорисовывать детали образа ёжика пальчиком.
Материал, инструменты: Бумага размером 1\2
альбомного листа, газета, гуашь серая, коричневая.
«Ягоды
на
Рисование пальчиками. Вызывать эстетические
19

тарелочке»

«Волшебный
цветочек»

Май

«Гусеница
листочке»

на

«Салют на нашей
улице»
(коллективная
работа)

«Одуванчик»

«Цветы
пчелки»

для

«Дождик, радуга и
солнышко!»
Диагностическое
занятия
«Грибочки»

чувства к природе и её изображениям нетрадиционными
художественными техниками; развивать цветовосприятие
и зрительно-двигательную координацию.
Материал, инструменты: Листы круглой формы
(тарелочка), гуашь красного цвета.
Поддерживать
интерес
к
изобразительной
деятельности. Продолжать учить рисовать тычком.
Закрепить знания цветов радуги. Развивать воображение.
Материал, инструменты: Лист с контурным
изображением цветка, гуашь, салфетки, иллюстрации к
сказке « Цветик-семицветик».
Упражнять в технике оттиск пробкой. Закрепить
умение
равномерно
наносить
точки.
Вызвать
эмоционально-эстетический отклик на тему занятия.
Материал, инструменты: Лист дерева из бумаги с
резными
краями,
коричневая
гуашь,
салфетки,
иллюстрации.
Продолжать знакомить детей со способом
рисования тычком, совершенствовать умение правильно
держать кисточку при рисовании, развивать у детей
нравственно – патриотические качества храбрость,
мужество, желание защищать свою Родину, развивать
творчество и фантазию детей, воспитывать уважение к
памяти воинов-победителей, любовь к Родине; желание
заниматься в коллективе.
Материал, инструменты: часть альбомного листа
тонированного черным цветом с нарисованными
простым карандашом кругами, гуашь 4- х цветов,
подставка для кисточек, салфетка из ткани для вытирания
кисточки, маленький лист бумаги, рисунок- образец
Рисование пальчиком. Вызывать эстетические
чувства к природе и её изображениям нетрадиционными
художественными техниками; развивать цветовосприятие
и зрительно-двигательную координацию.
Материал, инструменты: Листы белой бумаги,
гуашь жёлтого, зелёного цвета.
Поддерживать
интерес
к
изобразительной
деятельности; Продолжать учить рисовать цветы
томпонированием и ватными палочками на листе бумаги.
Закрепить знания красного и зеленого цветов. Развивать
воображение; воспитывать аккуратность.
Материал, инструменты: альбомные листы,
пальчиковая краска красная, зеленая, салфетки, игрушка
пчелка,
Отрабатывать приём рисования кистью и красками,
упражнять в тычковании жёсткой кистью Развивать
эстетическое восприятие.
Выявить уровень изобразительного творчества у
детей младшего дошкольного возраста.
Материал, инструменты:
Листы бумаги А-4,
акварельные краски, гуашь, восковые мелки, цветные
20

карандаши, пальчиковые краски, салфетки.
3.Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы
Материально – технические условия.
К организации материально – технических условий относится условия,
обеспечивающие качество уровня развития у дошкольников творческих способностей:

специально оборудованный кабинет;

наличие музыкальной аппаратуры, компьютера, телевизора;

наличие дидактических игр, мультимедийных презентаций, пособий и
атрибутов к занятиям.
Кадровые условия реализации программы.
Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную программу
«Маленький волшебник» художественной направленности является дипломированным
специалистом в области педагогики. Педагог владеет методами организации,
планирования, анализа и оценки как собственной деятельности, так и деятельности
конкретного ребёнка или группы детей. Создает и поддерживает атмосферу дружеских
отношений между детьми. Проявляет уважение к родителям, выстраивает партнёрские
отношения с ними.
Условия реализации программы для детей имеющих нарушения в развитии, в
том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов
При наличии обучающихся имеющих нарушения в развитии, в том числе для детей
с ОВЗ, детей инвалидов, создаются специальные условия включающие в себя
использование специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников,
учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств
обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечении доступа в знания
организации, осуществляющую образовательную деятельность и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение дополнительных образовательных
программ обучающимися с ОВЗ, детей инвалидов в соответствии с заключением ТПМПК.
Сроки обучения данной категории детей могут быть увеличены с учетом
психофизического развития в соответствии с ТПМПК. Численный состав может быть
уменьшен до 15 человек в группе.
3.2. Расписание занятий
Периодичность занятий: 2 раза в неделю (1 академический час)., 8 месяцев. Общее
количество часов по реализации дополнительной образовательной программы – 64 часа.
Вторник
1 подгруппа
2 подгруппа
3 подгруппа
4 подгруппа

Четверг
1 подгруппа
2 подгруппа
3 подгруппа
4 подгруппа

15.25-15.40
15.50-16.05
16.15-16.35
17.00-17.20

15.25-15.40
15.50-16.05
16.15-16.35
17.00-17.20

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды.
Насыщенная развивающая, предметно-пространственная среда становится основой
для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития
каждого ребенка. Помещение оформлено картинами, графикой росписью, изделиями
21

народного прикладного творчества. Они развивают мышление, нравственно-волевые
качества, создают предпосылки формирования любви и уважения к труду людей.
Пространство, в котором живет ребенок, оказывается огромное психологическое и
педагогическое воздействие, в конечном счете, выступает как культурный феномен. Для
всестороннего развития необходимо предоставить возможность дошкольникам полностью
использовать среду и принимать активное участие в ее организации.
3.4. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения
Обеспеченность дополнительной общеобразовательной программы методическими
материалами и средствами обучения представлена в таблице.
Оборудование

Материал

Стулья детские
Столы
Мольберт
Альбомы
Стаканы-непроливайки
Палитра
Гуашь
Пластилин
Восковые мелки
Кисточки №2,4
Фломастеры
Цветные карандаши
Свеча
Ватные палочки

10
10
1
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10
10

3.5. Список используемой литературы.
Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование,
конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.:
«КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2014. -144с., 16 л. вкл.
Лыковой И.А. «Цветные ладошки» парциальная программа художественноэстетического развития детей 2-7 в изобразительной деятельности (формирование
Эстетического отношения к миру). -М.: ИД «Цветной мир», 2018. – 144с.
Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Планирование,
конспекты занятий : Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей /
А.В. Никитина. – Санкт- Петербург : КАРО, 2016. – 96с. + 16 с. цв. вкл.

1.

2.

3.

1.

2.

3.

4.

3.6. Оценочные и методические материалы
Анализ продукта деятельности:
Содержание изображения (полнота изображения образа).
Анализ детских работ представляют собой краткое описание созданного каждым
ребенка изображения.
Передача формы
-форма предана точно;
-есть значительные искания;
-искажения значительные, форма не удалась.
Строение предмета:
-части расположены верно;
-есть значительные искажения; части предмета расположены неверно.
Передача пропорций предмета в изображении:
-пропорции предмета соблюдаются;
22

-есть незначительные искажения;
-пропорции предмета переданы неверно.
5. Композиция:
а) расположение на листе:
-по всему листу;
-на полосе листа;
- не продумана, носит случайный характер;
б) отношение по величине разных изображений:
-соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов;
-есть незначительные искажения;
-пропорциональность разных предметов передана неверно.
6. Передача движения:
-движение предано достаточно четко;
-движение передано неопределенно, неумело;
-изображение статическое.
7. Цвет:
а) – характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного
искусства;
б) – творческое отношение ребенка к цвету, свободное обращение цветов;
а) Цветовое решение изображения:
-реальный цвет предметов;
-есть отступления от реальной окраски;
-цвет предметов передан неверно;
б) Разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и
выразительности изображения:
-многоцветная гамма:
-преобладание нескольких цветов или оттенков (теплые или холодные);
-безразличие к цвету, изображение выполнено в одном цвете.
Анализ процесса деятельности
1.Характер линии:
а) характер линии:
-линия прерывистая;
-слитная;
-дрожащая (жесткая, грубая);
б) нажим:
-сильных, энергичный (иногда продавливающий бумагу);
-средний;
-слабый.
в) раскрашивание:
-мелкими штрихами, не выходящими за пределы контура;
-крупными размашистыми движениями, иногда выходящими за пределы контура;
г) регуляция силы нажима, размаха:
-регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура;
-не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура.
2. Регуляция деятельности:
а) отношение к оценке взрослого:
-адекватно реагирует на замечания взрослого, стремится исправить ошибки,
неточности;
-эмоционально реагирует на оценку взрослого (при похвале – радуется, темп
работы увеличивается, при замечании – сникает, деятельность замедляется или вовсе
прекращается);
23

-безразличен к оценке взрослого (деятельность не изменяется);
б) оценка ребенком созданного им изображения:
-адекватна;
-неадекватна (завышенная, заниженная);
-отсутствует;
в) эмоциональное отношение к деятельности: насколько ярко (сильно, средне,
безразлично) ребенок относится:
-к предложенному заданию;
-к процессу деятельности;
-к продукту собственной деятельности.
3. Уровень самостоятельности:
-выполняется задание самостоятельно, без помощи педагога, в случае
необходимости обращается с вопросами;
-необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с
вопросами к взрослому не обращается.
4.Творчество:
-самостоятельность замысла;
-оригинальность изображения;
-стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
Оценка по критериям, имеющим одну или 2 и 3 группы показателей, в каждом из
которых по 3 показателя, оценка дается по трехбалльной системе: 1-й- 3 балла; 2-й- 2
балла; 3-й- 1балл.
Все оценки показателей по каждому критерию и по каждому ребенку суммируется.
На основе набранной суммы можно дифференцировать детей по уровню овладения
изобретательной деятельности и развитию художественного творчества. (от 16 до 24 –
низкий, от 24 до 30 –средний, от 34 до 48 – высокий).
Показатели уровней развития:
Низкий. Интерес к восприятию эстетических особенностей предметов неустойчив,
слабо выражен. Эмоциональный отклик возникает только при активном побуждении
взрослого. Ребенок видит общие признаки предметов, их некоторые характерные
особенности, сенсорно – эстетические свойства, узнает и радует знакомым образам в
рисунке, картинке. Основным свойством при узнавании образа являются предметные
особенности формы, а затем – цвет. Ребенок воспринимает яркие эмоциональные
состояния близких, переносит это на восприятие образа в искусстве. Ребенок рисует при
активной помощи взрослого. Знает основные изобразительные материалы, их свойства, но
умения пользоваться ими, технические навыки и умения, формообразующие движения
освоены недостаточно.
Средний. У ребенка есть интерес к восприятию эстетического в окружающем,
радость от встречи с красивым, отзывчивость на настроение произведения искусства,
бережное отношение к прекрасному. Он выделяет основные признаки объектов
окружающего, их сенсорные и эстетические проявления, свойства выразительности
образов, сезонных изменений. Внешнего выражения эмоционального состояния. Отличает
иллюстрацию от художественной картины, различает предметы декоративно –
прикладного искусства, понимает их значение, знает, кто их создал и как к ним относятся
люди. Знает виды изобразительной деятельности, способы изображения некоторых
предметов и явлений, правильно пользуется материалами и инструментами,
формообразующими движениями, выразительными средствами (цвет, линия, форма).
Проявляет самостоятельность к творчеству.
Высокий. Ребенок активно интересуется проявлениями эстетического в быту,
явлениях природы, производства искусства. Эмоционально откликается на них, радуется
красивому, доброму. Видит некоторые средства выразительности (яркость и нарядность
24

цвета, некоторые его оттенки), чувствует эмоциональную выразительность формы, линии.
При активной позиции взрослого может лаконично высказать свою оценку. Знает виды
искусства, их назначение. Владеет основами изобразительными деталям, цветом,
расположением. Умеет создавать яркий, нарядный узор при помощи ритма и чередования
декоративных элементов в рисунке. Проявляет творчество, может самостоятельно выбрать
тему изображения, дополнить заданную, самостоятельно получить результат.

25


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».