Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы Музыкальная сенсорика на 2023-2024 учебный год

Ламехова
Юлия
Павловна

Подписано цифровой
подписью: Ламехова
Юлия Павловна
Дата: 2023.08.31
17:05:10 +05'00'

№
1
1.1.
1.2.
1.3.
2
2.1.
2.2.
2.3.

2.4.
3
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.

Содержание
Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель, задачи, принципы реализации программы
Целевые ориентиры и способы определения их результативности.
Формы подведения итогов
Содержательный раздел
Годовой календарный график по реализации дополнительной
общеобразовательной программы дошкольного образования
Учебный план по реализации дополнительной
общеобразовательной программы дошкольного образования.
Содержание дополнительной программы, структура занятия,
описание образовательной деятельности, в том числе для детей
имеющих нарушения в развитии, детей с ОВЗ, детей инвалидов
Календарно-тематический план
Организационный раздел
Условия реализации программы, в том числе для детей имеющих
нарушения в развитии, детей с ОВЗ, детей инвалидов
Расписание занятий
Особенности организации развивающей предметнопространственной среды
Обеспеченность методическими материалами, средствами
обучения
Список используемой литературы.
Оценочные и методические материалы

Стр.
3
3
3
4
6
6
7
7

9
14
14
14
14
15
15
15

1.
Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
Актуальность. Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской
исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В
процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие
и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких
волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость,
развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных
инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на
музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук,
способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма,
развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить
музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя:
наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются
музыкальные способности.
Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных
звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них
улучшается качество пения, музыкально- ритмических движений, дети чётче
воспроизводят ритм. Для многих детей игра на детских музыкальных инструментах
помогает передать чувства, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство развития
мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Программа «Музыкальная сенсорика» обеспечивает музыкальное развитие детей
дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и
физиологических особенностей. Данная программа разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
- Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании»
- Конвенция о правах ребенка.
- СП 2..3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления
образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования»;
- Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от
17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного
стандарта дошкольного образования».
- Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844 "О
примерных требованиях к программам дополнительного образования детей
При разработке данной программы опирались на программу по предмету
«Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет. Домогацкая И.Е.
Направленность
дополнительной
общеобразовательной
программы:
художественная. Уровень сложности: стартовый
Новизна данной программы в первую очередь в том, что в ней представлена
структура индивидуального педагогического воздействия на формирование устойчивых
умений и навыков у музыкально одарённых воспитанников детского сада.
Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной
программы от уже существующих программ является использование на каждом занятии

2

комплекса ритмических упражнений, использования разных музыкальных инструментов,
дыхательных гимнастик.
Характеристика целевой группы
Возрастные особенности детей 2-3 года.
В раннем возрасте у ребенка возникают первые эстетические чувства, которые
проявляются при восприятии музыки, подпевании, участие в игре или пляске и
выражаются в эмоциональном отношении ребенка к тому, что он делает. Поэтому
приоритетными задачами являются: развитие умения вслушиваться в музыку, запоминать
и эмоционально реагировать на нее, связывать движения с музыкой в музыкальноритмических умениях. Ребенок начинает запоминать некоторые музыкальные
инструменты: дудочкой, металлофоном, колокольчиком, бубном, погремушкой,
барабаном, а также их звучанием. Учиться подыгрывать на детских ударных музыкальных
инструментах
Возрастные особенности детей 3- 4 лет.
В младшем дошкольном возрасте эстетическое отношение к миру боле:
многогранно. Эстетическое и нравственное объединяются в сознании и поведении
конкретного ребенка.
Младший дошкольник обладает более широкими возможностями как в приобщении
к искусству, художественным образам, так и в овладении художественной деятельностью.
Его отличают целостность и эмоциональность восприятия образов искусства,
элементарное осознание их содержания. Слушая яркую, энергичную, четко
организованную ритмически музыку марша, ребенок, прежде всего: воспринимает ее
общее приподнятое настроение и улавливает связь с определенным характером движения.
В системе художественных способностей наряду с эмоциональной отзывчивостью и
сенсорными способностями формируются художественное мышление. Ребенок
сравнивает художественные образы между собой, соотносит их с соответствующими
явлениями жизни и приходит своим первым обобщениям. В младшем возрасте у
большинства детей система музыкальности представлена высокой эмоциональной
отзывчивостью на музыку и элементарными компонентами познавательных музыкальных
способностей – сенсорных, интеллектуальных, музыкальной памяти. В структуре
музыкального мышления – способность услышать общий характер, настроение
музыкального произведения. В структуре музыкальной памяти – непосредственное,
непроизвольное запоминание. Дети младшего возраста довольно внимательно слушают
музыку, исполняемую на фортепьяно, с интересом слушают рассказы, сопровождаемые
музыкой, запоминают её, узнают о каком эпизоде, персонаже она рассказывает.
Подпевают взрослому, правильно передавая ритм и отдельные интонации мелодии.
Выполняют движения в играх, плясках, упражнениях по показу взрослого.
Программа рассчитана для детей с 2 до 4 лет.
Форма обучения: очная.
Вид занятий: практические занятия.
Объем и срок реализации программы: октябрь 2023 – май 2024 года, 64 часа
Условия реализации программы: набор детей осуществляется при наличии
вакантных мест
1.2. Цель, задачи, принципы реализации программы
Цель программы: целью обучения детей игре на детских музыкальных
инструментах стало создание благоприятных условий для развития музыкальных
способностей детей в наиболее сенситивный период их развития, что, в свою очередь
оказывает благотворное влияние на
развитие социальной, умственной, эмоциональной сфер личности ребёнка,
развитие интереса к эстетической стороне действительности, потребности детей в
творческом самовыражении, инициативности и самостоятельности
3

Задачи программы:
1.
1.Расширение кругозора детей через знакомство с музыкальной культурой и
музыкальными инструментами.
2.
2.Знакомить детей с приёмами игры на детских муз инструментах.
3.
3.Учить детей воспроизводить равномерную ритмическую пульсацию и
простейшие ритмические рисунки с помощью хлопков, притопов и других движений, а
также в игре на различных детских музыкальных инструментах.
4.
4.Закреплять у детей навыки совместной игры, развивать чувство ансамбля.
5.
5.Поощрять стремление детей импровизировать на музыкальных
инструментах.
6.
6.Поддерживать желание играть на инструментах в группе, в повседневной
жизни
Принципы реализации дополнительной общеобразовательной программы:
Рабочая программа сформирована в соответствии с принципами и подходами,
определенными Федеральным государственным образовательным стандартами:
-полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития;
-построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе
содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования);
-содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
-поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
-сотрудничество Организации с семьей;
-приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
- формирование познавательных образования (соответствие условий, требований,
методов возрасту и особенностям развития детей).
- учет этнокультурной ситуации развития детей.
1.3. Целевые ориентиры и способы подведения их результативности.
Формы подведения итогов
Практическое применение разработанной программы в существующем режиме
детского сада приведёт к тому, что в результате занятий у дошкольников должен
сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию как форме
коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
Используемые формы и методы работы будут способствовать:
1.
формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и
умению следовать общей идее;
2.
развитию общих и музыкальных способностей;
3.
развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
4.
воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности.
В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями,
умениями и навыками:
1.
познакомиться с названиями музыкальных инструментов и
правилами их хранения;
2.
овладеть приемами игры на музыкальных инструментах (бубен,
металлофон, треугольник, деревянные ложки, маракасы, колокольчики, барабан,
литавры);
3.
овладеть навыками ансамблевого исполнения; понимать дирижерский жест
руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.
4

Мониторинг.
В соответствии с требованиями ФГОС ДО мониторинг развития детей не проводится с
целью контроля реализации программы. Однако для педагога важно иметь объективную
картину развития детей. Методика обследования уровня игры на детских музыкальных
инструментах (критерии и показатели оценки). Оценка музыкальных способностей
дошкольников 2-4 года.
Диагностика уровня осуществляется 2 раза (в октябре и мае). Диагностические тесты
подобраны с учетом: Степени овладения детьми базовыми умениями и навыками
музыкальной деятельности, уровня освоения техники игры на детских музыкальных
инструментах;
Содержание диагностических тестов (см. приложение 1).
Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, музыкальные праздники,
отчетный концерт для родителей.

5

2.
Содержательный раздел
2.1. Годовой календарный график по реализации
общеобразовательной программы дошкольного образования

дополнительной

Календарный учебный график
Начало учебного года
Конец учебного года
Количество учебных недель
Летний период
Количество недель

01.09.2023
31.05.2024
36 недель 3 дня
01.06.2024-31.08.2024
12 недель 4 дня

у
в
п

Учебный день
Выходной день
Праздничный день

Годовой календарный график на 2023-2024 учебный год
Сентябрь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в
1 неделя 2 неделя
3 неделя
4 неделя
5 неделя
Октябрь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у
6 неделя
7 неделя
8 неделя
9 неделя
Ноябрь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
у у у п в в у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у
10 неделя
11 неделя
12 неделя
13 неделя
14 неделя
Декабрь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в
14
15 неделя
16 неделя
17 неделя
18 неделя
неделя
Всего недель с сентября по декабрь: 17 недель. Рабочих дней - 85
Январь
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
п п п п п п п п у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у
8 праздничных и 19 неделя
20 неделя
21 неделя
22
выходных дней
неделя
Февраль
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29
у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у п в в у у у у
22 неделя 23 неделя
24 неделя
25 неделя
26 неделя
Март
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
у в в у у у у п в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в
6

26
27 неделя
неделя

28 неделя

29 неделя

30 неделя

Апрель
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30
у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у у в в в
31 неделя
32 неделя
33 неделя
34 неделя
Май
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31
п у у в в у у у п в в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у
35 неделя
36 неделя
37 неделя
38 неделя
39 неделя
Всего недель с января по май: 19 недель 3 дня. Рабочих дней – 98
Всего за учебный год с сентября по май - 183 рабочих дней
Всего рабочих недель - 36 недель 3 дня

2.2. Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной
программы дошкольного образования
№
п/п
1
2
3
4
5
6
8
9
10
11
12
13
14
15
16

Кол-во
Кол-во
Раздел
теоретич. практич.
часов
часов
Знакомство с детским оркестром
2
2
Музыкальный магазин «Деревянные звуки»
1
3
«Музыкальный магазин» (перкуссионные инструменты)
1
3
Музыкальная мастерская
1
3
«Музыкальный магазин» (духовой инструмент)
2
2
Выступление на Новогоднем празднике
0
4
«Музыкальный магазин» (металлофон)
1
3
«Путешествие по звукам»
1
4
«Шутка в музыке»
2
2
«Весенний наш привет»
2
2
Выступление на утреннике 8 марта
1
3
Сказочки-шумелки «Пришла весна» «Чей голос лучше»
0
3
«Играй, наш оркестр»
1
3
Озвучивание стихотворений
2
2
Презентация оркестра
4
4
Всего
64 часа

2.3. Содержание дополнительной программы, структура занятия
Занятия проводятся два раза в неделю, продолжительность 30 минут. На каждом
занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического
материала и практическая работа: ритмические упражнения, игра на металлофоне и
ксилофоне (основные навыки, игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации.
Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.

7

Создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует комфорт, не
принуждать детей к действиям (играм, пению, а дать возможность захотеть принять
участие в занятии
Целостный подход в решении педагогических задач: обогащение детей
музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, пляски, музицирование;
претворений полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности;
приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок,
разучивание народных игр и хороводов)
Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по
всем разделам музыкального воспитания: в младшем дошкольном возрасте восприятие
музыкального материала идёт на уровне эмоций, и только с помощью педагога, то в
подготовительной группе дети способны осмыслить и понять тот или иной материал и
высказать своё впечатление. Один из важнейших принципов музыкального воспитания партнёрство. Группа детей, музыкальный руководитель, воспитатель становятся единым
целым – вместе слушать, петь, рассуждать, играть. Принцип положительной оценки
деятельности детей, что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной
отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве Принцип
интеграции
всех
других образовательных
областей (театрализованная
ритмопластика, художественное творчество, развитие речи и др.)
Схема занятия включает: Музыкальное занятие имеет четкое построение:
музыкально-ритмические движения; развитие чувства ритма, музицирование; пальчиковая
гимнастика; слушание музыки; распевание, пение;
Структура занятия состоит из 3 частей:
І. Вводная часть.
Разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более
интенсивной работе в основной части занятия. Ее содержание включает различные виды
ходьбы, бега, корригирующие упражнения, упражнения на профилактику плоскостопия и
т.д. ей отводится до 3-5 минут.
ІІ. Основная часть.
Основная часть включает ритмическую гимнастику (комплекс общеразвивающих
упражнений), упражнения на тренажерах, степ – платформах, креативную гимнастику и
подвижную игру.
Дети продолжают переходить от одного упражнения на тренажерах («станциях») к
другому, передвигаются по кругу, выполняя, таким образом, все предложенные педагогом
упражнения.
Для детей старшего дошкольного возраста работа на тренажёрах на втором занятии
надели заменяется на работу на степ-платформах (разучивание базовых шагов,
комплексов, подвижные игры с использованием степов).
В конце второй части организуется подвижная игра, которая подбирается с учетом
степени нагрузки, полученной детьми, а также с учетом их пожеланий (всего 20 мин).
ІІІ. Заключительная часть.
Третьей, заключительной части занятия отводится не более 3-4 минут. Она
включает элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнения-релаксации,
игровые упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы,
креативную гимнастику.
Описание образовательной деятельности для детей имеющих нарушения в
развитии, в том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов
Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной программе,
при наличии детей с нарушениями в развитии, в том числе с детьми ОВЗ и детей
инвалидов, организуется с учетом особенностей психофизического развития данной
8

категории детей, заключением ТПМПК и адаптированной образовательной программой.
Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий
развития ребенка и обеспечивает интеграцию социального, речевого, познавательного,
физического,
художественно-эстетического
развития
ребенка.
Реализация
образовательной деятельности обеспечивается гибким применением традиционных и
нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной
гимнастики и т.д.). Освоение дополнительной общеобразовательной программы позволяет
обеспечить,
воспитанника
дошкольного
учреждения
равными
стартовыми
возможностями, а так же, успешную социализацию в обществе.

9

2.4. Календарно-тематический план (ранний дошкольный возраст 2-3 года).
Октябрь
Неделя
1-я - 2-я
неделя

Тема
месяца
«Музыкальный
магазин»
(деревянные
звуки)

3-я - 4-я
неделя
1-я - 2-я
неделя

«Музыкальный
магазин»
(перкуссионные
инструменты)

3-я - 4-я
неделя

«Музыкальная
мастерская»

Цели занятия

Музыкальный
репертуар
«Моя лошадка» муз.
Гречанинова

1. Привлечь детей к богатству и разнообразию
звуков, издаваемых деревянными предметами
2. Создать атмосферу творческого исследования
звуковых
возможностей
каждого
из
инструментов
3. Формировать умение подыгрывать на
Песня «Барабан» муз. С.
деревянных ударных инструментах
Коротаева
Ноябрь
1.
Научить детей правильным приемам
Попевка «Колокольчик»,
звукоизвлечения
«Погремушки» р.н.м.
2.
Развитие слухового внимания,
Музыкальновоспитание активности желание принимать
дидактическая игра
участие в игре
«Угадай на чем играю»
3.
Развивать навык одновременного
Музыкальная игра
исполнения на инструменте
«Оркестр» ук. н.м.
1. Создать условия, чтобы каждый ребенок мог Озвучивание сказки
сделать с помощью взрослого какой-нибудь
музыкальный инструмент
2. Создать условия для экспериментирования
детей со звуком, цель которого - установление
зависимости
качеств
звука
и
свойств,
используемых материалов (крупа, пластмассы,
бумаги)
3.Организовать импровизированный концерт
или спектакль с использованием самодельных
инструментов.

10

Обеспечение
педпроцесса
Деревянные палочки, деревянные
деревянные кубики

Деревянные
барабан

палочки,

деревянные

ложки,

ложки,

Погремушки, бубен, колокольчик

Для изготовления самодельных инструментов
необходимы следующие материалы: различная
бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре,
разноцветные фантики и пр.); деревянные
кубики, карандаши, катушки, палочки разной
толщины, брусочки; коробочки из разных
материалов
(картонные,
пластмассовые,
металлические, баночки от йогурта, от
шоколадных яиц и др.); леска, нитки простые и
шерстяные, проволока, ткань; природные
материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки,
скорлупки от них, различная крупа, камешки,
ракушки;
кусочки
пластика,
небольшие
металлические предметы (пластины, ключи,
скобочки, палочки, гайки, кольца и т.д.);
металлические
банки
разных
размеров
(например, от томатной пасты, газированной

воды);
пуговицы,
шарики,
колокольчики, пустые тюбики
помады.
1-я
неделя
2-я
неделя

3-я
неделя
4-я
неделя

3-я
неделя

4-я
неделя

«Музыкальный
магазин»
(духовой
инструмент)

Выступление на
Новогоднем
празднике
«Музыкальный
магазин»
(металлофон)
«Путешествие
по звукам»

1-я – 2-я
неделя

«Шутка в
музыке»

3-я - 4-я
неделя

«Весенний наш
привет»

1-я
неделя

Выступление на
утреннике 8
марта
Сказочкишумелки

2-я - 4-я
неделя

Декабрь
Познакомить
детей
с
музыкальным Песня «Веселая дудочка»
инструментом дудочкой и научить детей муз. Красева
правильным приемам звукоизвлечения
Знакомство и разучивание песни к игре
Игра шумовыми
«Музыканты»
инструментами
«Музыканты» муз.
Вихаревой
Закрепить навыки игры на музыкальных
инструментах
Воспитывать навык совместного музицирования
Январь
1. Продолжать знакомить детей с новыми Музыкальная зарисовка
музыкальными инструментами – металлофоном
«Лягушонок»
2.
Развивать
сенсорные
музыкальные
способности
Воспитывать интерес к музыке, звучанию
музыкальных инструментах
Февраль
Развивать навык одновременного исполнения на «Парикмахерская
«инструментах»
полька» литовская
народная мелодия
Учить точно воспроизводить ритмические Весенняя зарисовка
рисунки, развивать творчество детей
«Сосулька» Куликова
Март
Вызвать радость, желание играть вместе
«Парикмахерская
полька» литовская
народная мелодия
Играть свои партии, сохраняя общий темп,
динамику, настроение

11

Дудочка

Деревянные ложки, бубны, дудки
Диск «Споем, попляшем, поиграем»

Металлофон

Диск «Путешествие по звукам»

Расчески с медиатором, ножницы
Металлофоны, колокольчик, бубен

Расчески с медиатором, ножницы
Диск Железновых

резиночки,
от губной

«Пришла весна»
«Чей голос
лучше»
1-я - 3-я
неделя

«Играй, наш
оркестр»

4-я
неделя

Озвучивание
стихотворений

1-я
неделя

Презентация
оркестра

Апрель
1. Приобщать к коллективной игре в ансамбле
«Полька» Филиппенко
2. Закреплять умение одновременно вступать и
заканчивать игру на музыкальных инструментах
Развивать поэтический слух, способность
воспринимать музыкальность поэтической речи,
развитие креативности
Май
Накапливать
опыт
восприятия
музыки, Выученный репертуар за
воспитывать эмоциональную отзывчивость на год
знакомые музыкальные инструменты, появление
желания самостоятельно действовать с ними

Бубен, погремушки, ложки
Стихи для озвучивания «Апрель» С.Я. Маршак
Шумовые инструменты

Деревянные палочки, деревянные ложки,
деревянные кубики, металлофон, дудочка,
бубен, погремушки

Календарно-тематический план (2ая младшая группа 3-4 года).
Октябрь
Неделя
1-я - 2-я
неделя

3-я - 4-я
неделя
1-я - 2-я
неделя

Тема
месяца
«Музыкальный
магазин»
(деревянные
звуки)

Цели занятия

Музыкальный
репертуар
«Моя лошадка» муз.
Гречанинова

1. Привлечь
детей
к
богатству
и
разнообразию звуков, издаваемых деревянными
предметами
2. Создать
атмосферу
творческого
исследования звуковых возможностей каждого из
инструментов
3. Формировать умение подыгрывать на
Песня «Барабан» муз. С.
деревянных ударных инструментах
Коротаева
Ноябрь
«Музыкальный
1. Научить детей правильным приемам
Попевка «Колокольчик»,
магазин»
звукоизвлечения
«Погремушки» р.н.м.
(перкуссионные
2. Развитие слухового внимания, воспитание Музыкальноинструменты) активности желание принимать участие в игре
дидактическая игра
3. Развивать навык одновременного
«Угадай на чем играю»

12

Обеспечение
педпроцесса
Деревянные палочки, деревянные
деревянные кубики

Деревянные
барабан

палочки,

деревянные

Погремушки, бубен, колокольчик

ложки,

ложки,

исполнения на инструменте
3-я - 4-я
неделя

1-я - 2-я
неделя

3-я
неделя
4-я
неделя

«Музыкальная
мастерская»

1. Создать условия, чтобы каждый ребенок мог
сделать с помощью взрослого какой-нибудь
музыкальный инструмент
2.
Создать
условия
для
экспериментирования детей со звуком, цель
которого - установление зависимости качеств
звука и свойств, используемых материалов
(крупа, пластмассы, бумаги)
3.
Организовать импровизированный концерт или
спектакль
с использованием самодельных
инструментов.

Музыкальная игра
«Оркестр» ук. н.м.
Озвучивание сказки

Декабрь
«Музыкальный Познакомить детей с музыкальным инструментом Песня «Веселая дудочка»
магазин»
дудочкой и научить детей правильным приемам муз. Красева
(духовой
звукоизвлечения
инструмент)
Знакомство и разучивание песни к игре
Игра шумовыми
«Музыканты»
инструментами «Музыка
нты» муз. Вихаревой
Закрепить навыки игры на музыкальных
инструментах
Выступление на Воспитывать навык совместного музицирования
Новогоднем
празднике

13

Для изготовления самодельных инструментов
необходимы следующие материалы:
различная бумага (целлофан, пергамент, газета,
гофре, разноцветные фантики и пр.);
деревянные кубики, карандаши, катушки,
палочки разной толщины, брусочки;
коробочки из разных материалов (картонные,
пластмассовые, металлические, баночки от
йогурта, от шоколадных яиц и др.);
леска, нитки простые и шерстяные, проволока,
ткань;
природные материалы: желуди, каштаны, орехи,
шишки, скорлупки от них, различная крупа,
камешки, ракушки;
кусочки пластика, небольшие металлические
предметы (пластины, ключи, скобочки, палочки,
гайки, кольца и т.д.);
металлические
банки
разных
размеров
(например,
от
томатной
пасты,
газированной воды);
пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики,
пустые тюбики от губной помады.
Дудочка

Деревянные ложки, бубны, дудки
Диск «Споем, попляшем, поиграем»

3-я
неделя

«Музыкальный
магазин»
(металлофон)

4-я
неделя

«Путешествие
по звукам»

1-я - 2-я
неделя

«Шутка в
музыке»

3-я - 4-я
неделя

«Весенний наш
привет»

1-я
неделя
2-я - 4-я
неделя

Выступление на
утреннике 8
марта
Сказочкишумелки
«Пришла
весна» «Чей
голос лучше»

1-я - 3-я
неделя

«Играй, наш
оркестр»

4-я
неделя

Озвучивание
стихотворений

1-я
неделя

Презентация
оркестра

Январь
1. Продолжать знакомить детей с новыми Музыкальная зарисовка
музыкальными инструментами – металлофоном
«Лягушонок»
2.
Развивать
сенсорные
музыкальные
способности
Воспитывать интерес к музыке, звучанию
музыкальных инструментах
Февраль
Развивать навык одновременного исполнения на «Парикмахерская
«инструментах»
полька» литовская
народная мелодия
Учить точно воспроизводить ритмические Весенняя зарисовка
рисунки, развивать творчество детей
«Сосулька» Куликова
Март
Вызвать радость, желание играть вместе
«Парикмахерская
полька» литовская
народная мелодия
Играть свои партии, сохраняя общий темп,
динамику, настроение

Апрель
1. Приобщать к коллективной игре в ансамбле
«Полька» Филиппенко
2. Закреплять умение одновременно вступать и
заканчивать игру на музыкальных инструментах
Развивать поэтический слух, способность
воспринимать музыкальность поэтической речи,
развитие креативности
Май
Накапливать
опыт
восприятия
музыки, Выученный репертуар за
воспитывать эмоциональную отзывчивость на год
знакомые музыкальные инструменты, появление
желания самостоятельно действовать с ними

14

Металлофон

Диск «Путешествие по звукам»

Расчески с медиатором, ножницы
Металлофоны, колокольчик, бубен

Расчески с медиатором, ножницы
Диск Железновых

Бубен, погремушки, ложки
Стихи для озвучивания «Апрель» С.Я. Маршак
Шумовые инструменты

Деревянные палочки, деревянные ложки,
деревянные кубики, металлофон, дудочка,
бубен, погремушки

3.
Организационный раздел
3.1. Условия реализации программы
Реализации дополнительной образовательной программы осуществляется в
соответствии с темами, периодичность смены тем - каждые две недели.
Кадровые условия реализации программы.
Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную программу
«Музыкальная сенсорика» художественной направленности является дипломированным
специалистом в области педагогики. Педагог владеет методами организации,
планирования, анализа и оценки как собственной деятельности, так и деятельности
конкретного ребёнка или группы детей. Создает и поддерживает атмосферу дружеских
отношений между детьми. Проявляет уважение к родителям, выстраивает партнёрские
отношения с ними.
Условия реализации программы для детей имеющих нарушения в развитии, в
том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов
При наличии обучающихся имеющих нарушения в развитии, в том числе для детей
с ОВЗ, детей инвалидов, создаются специальные условия включающие в себя
использование специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников,
учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств
обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг
ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую
помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечении доступа в знания
организации, осуществляющую образовательную деятельность и другие условия, без
которых невозможно или затруднено освоение дополнительных образовательных
программ обучающимися с ОВЗ, детей инвалидов в соответствии с заключением ТПМПК.
Сроки обучения данной категории детей могут быть увеличены с учетом
психофизического развития в соответствии с ТПМПК. Численный состав может быть
уменьшен до 15 человек в группе.
3.2. Расписание занятий
Периодичность занятий: 2 раза в неделю (1 академический час)., 8 месяцев. Общее
количество часов по реализации дополнительной образовательной программы – 64 часа.
Вторник

Четверг

1 подгруппа
2подгруппа

1 подгруппа
2подгруппа

3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной
среды.
Насыщенная развивающая предметно - пространственная среда спортивного зала
обеспечивает реализацию дополнительной образовательной программы. Образовательное
пространство
содержательно
насыщено,
легко
трансформируется,
является
полифункциональным, вариативным, доступным и безопасным. Спортивный зал оснащён
всеми необходимыми материалами, оборудованием и инвентарём. В спортивном зале
выделены зоны для развития силовой выносливости, ловкости (гимнастическая стенка),
оборудована зона тренажёров (развитие быстроты, силы, равновесия), зона для прыжков
(спортивный комплекс «Кузнечик). Все зоны легко трансформируются и являются
полифункциональными.

15

3.4. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения
Обеспеченность дополнительной общеобразовательной программы методическими
материалами и средствами обучения представлена в таблице.
№
п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19

20

Наименование оборудования
FI 800R (караоке)
INVOTONE MR-L06MX-68-вокальный микрофон (1ант.160)
INVOTONE MR-L06MX-68-вокальный микрофон (1ант.160)
Yamaha DGX520 синтезатор с
автоакк.88кл/подставка/32гол/FDD/605 ntv,
Видеомагнитофон Панасоник
Облучатель "ОРУБн-3-3-КРОНТ" Дезар-3
Пианино "Сюита"
Радиомикрофон Numark WS 221
Радиомикрофон Numark WS 221
Радиомикрофон Numark WS 221
Мини системы с караоке Panasonic SC VK650EE-S
Стенка для пособий Ева (2010*560*1950)
Ширма для кукольного театра Пеппи Д-145
Зеркальный шар (комплект)
Набор музыкальных шумов.инструм. (18шт)
Декорация к театральной постановке (домик, забор, деоево)
Музыкальный центр SONY MHC-ECL5
АРМ для учебного процесса: ноутбук 15,6" HP ProBook 450 Intel
Core i3-4000M/4Gb/
Клмплект интерактивного оборудования: интерактивная доска
SMART Board SBM680, проектор Epson EB-X03, крепление
потолочное, кабель VGA 10м
Стулья детские

Количество
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
35

3.5. Список используемой литературы.
1. Домогацкая И.Е. Программа по предмету «Развитие музыкальных с способностей
детей 3-5лет. И.Е. Домогацкая. Классика XXI 2016г. 32с.
2. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Наш Веселый Оркестр». Часть 1 Композитор–
Санкт-Петербург, 2013, серия «Ладушки»
3. Каплунова И.М., Новоскольцева И.А «Умные пальчики». Композитор–СанктПетербург, 2009, серия «Ладушки»

16

3.6. Оценочные и методические материалы
Диагностика осуществлялась по специально
Н. В. Ветлугиной

разработанным

методикам

Методика №1. (диагностика ладового чувства, образности мышления) «Нарисуй
музыку».
Цель: выявление эмоциональной отзывчивости на инструментальную музыку.
Дидактический материал: цветик-самоцветик (какого цвета музыка)
В качестве образцов мелодий, стимулирующих воображение, были отобраны 3
произведения Вивальди из цикла «Времена года»: «Весна» (Март, «Лето» (Август,
«Осень» (Сентябрь). Дети слушали музыку, затем я задавала вопрос: «Ребята, как вы
думаете, о чем говорит эта музыка? А каким бы цветом ты ее выразил? Почему?» Далее я
раздаю детям карандаши, краски, мелки (по желанию) и альбомные листочки. Включаю
повторно музыку, и дети рисуют.
Таким образом, критериями оценки служили следующие показатели:
1 балл – слабый уровень развития музыкальной эмоциональности. Ребенок не
может ответить или затрудняется в ответе на вопрос о характере музыки, вследствие чего
не может выбрать сюжет для рисования (в таком случае помогаю определиться, задавая
наводящие вопросы).
2 балла – средний уровень. Ребенок эмоционально откликается на музыку, но не
может изобразить того, что услышал.
3 балла – высокий уровень. Ребенок эмоционально реагирует на музыку,
высказывается о ней и может ее изобразить.
Методика №2. (диагностика музыкальных способностей) «Цветные нотки».
Цель: выявление музыкальных способностей (ритмического, тембрового слуха)
Дидактический материал: карточки с изображением ритма в картинках, бубен,
маракасы, барабан, деревянные ложки. Первый вариант – дети должны повторить ритм,
воспроизведенный мной; 2 вариант – угадать инструмент и воспроизвести услышанный
ритм; 3 вариант – по картинке воспроизвести ритм.
Критерии оценки:
1 балл – слабый уровень развития ритмического и тембрового слуха. Ребенок
затрудняется повторить заданный ритм, не может определить звучащий инструмент.
2 балла – средний уровень. Ребенок воспроизводит ритм частично правильно,
угадывает некоторые звучания инструментов.
3 балла – высокий уровень. Ребенок довольно легко может повторить заданный
ритм, определяет инструмент.
Методика №3. (диагностика чувства музыкальной формы)
Тест-игра «Музыкальный паровозик»
Цель: выявить уровень развития чувства завершённости (целостности)
музыкальной мысли. Предлагаю послушать несколько мелодий. На одной картинке
изображен паровозик целый – с вагончиками, на второй без первого элемента, на третьей
– без последнего вагона. Задача детей услышать, где мелодия прозвучала завершено,
целостно, где оборвалась, а где не было начала.
Критерии оценки:
1 балл – слабый уровень развития чувства музыкальной формы. Ребенок теряется в
выборе ответа.
2 балла – средний уровень. Ребенок верно определяет некоторые виды мелодий.
3 балла – высокий уровень. Ребенок верно определяет целостные, незаконченные
мелодии и мелодии без начала.
Методика №4. (диагностика наличия творческих задатков) «Музыкальный образ».
Цель: выявление творческих способностей ребенка.
17

Дидактический материал: Картинки животных, колокольчик, треугольник, барабан,
бубен, металлофон.
Детям показываю картинки и спрашиваю: «Ребята, а на каком бы вы инструменте
изобразили данного персонажа?» Дети отвечают и поясняют свой выбор.
Критерии оценки:
1 балл – слабый уровень. Ребенок не может выбрать соответствующий инструмент.
2 балла – средний уровень. Ребенок не уверен в выборе музыкального инструмента,
не может четко пояснить свой выбор, но в большинстве случаев находит правильное
решение.
3 уровень – высокий уровень. Ребенок легко определяет инструмент, который
наиболее точно отображает характер персонажа на картинке, дает словесное пояснение
своему выбору.

18


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 30.06.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 8 (34669) 2 72 38

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».