Рабочая программа по реализации дополнительной общеобразовательной программы Речецветик на 2023-2024 учебный год

Ламехова
Юлия
Павловна

Подписано
цифровой
подписью: Ламехова
Юлия Павловна
Дата: 2023.08.31
17:06:24 +05'00'

№
п/п
1.
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
2.
2.1.
2.2.
2.3.
3.
3.1.
3.2
3.3.
3.4.

Содержание

Стр.

Целевой раздел
Пояснительная записка
Цель, задачи, принципы реализации программы
Характеристика целевой группы
Целевые ориентиры и способы определения их результативности.
Формы подведения итогов

3
3
5
6
9

Содержательный раздел программы
Содержание программы, структура занятий, методов и приёмов
Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
Календарное планирование
Организационный раздел
Организация пребывания детей. Календарный учебный график
Предметно-развивающая среда
Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3

10
10
17
17
22
22
22
23
27
29
32
33

1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Актуальность. Главным фактором социального общения людей является
язык. Речевая деятельность представляет собой процесс использования языка для
общения. Одной из задач всестороннего развития детей является развитие речи. Чем
лучше будет развита речь ребёнка, тем больше возможностей откроется перед ним в
познании окружающего мира, тем легче ему будет общаться. Речевое общение
занимает центральное место в жизни человека, «как фактор его психического
развития, условие саморегуляции», как «средство приобщения личности к
общественным знаниям и усвоения общественного опыта, как условие развития
мышления». Становление речевого общения происходит постепенно, вместе с
развитием ребёнка. Формирование речи взаимосвязано с развитием всех
психических функций детей. Для обеспечения нормального речевого общения
необходимо правильное звукопроизношение. Понятие «произносительная сторона
речи» или «произношение» охватывает фонетическое оформление речи и
одновременно комплекс речедвигательных навыков, которыми оно определяется.
Сюда относятся навыки речевого дыхания, голосообразования, воспроизведения
звуков и их сочетаний, словесного ударения и фразовой интонации со всеми ее
средствами соблюдения норм орфоэпии.
Формирование произносительной стороны речи происходит в процессе
общения и зависит от развития лексической, грамматической и интонационноритмической сторон, т.е. от развития языка в целом. Использование различных
языковых средств в процессе речевого развития определяет возрастные особенности
формирования звукопроизношения детей. Выявление трудностей формирования
правильного звукопроизношения и их преодоление обеспечивают нормальное
развитие произносительной стороны речи. При нарушении произносительной
стороны речи возникают дефекты фонетического оформления речи. Недостаточно
ясная речь затрудняет отношения с окружающими, может вызвать другие дефекты
речи, влияет на личность ребёнка. Поэтому важно своевременно исправлять
различные нарушения звукопроизношения.
Коррекционная работа по устранению нарушений речи состоит в
исправлении недостатков речи. Основной целью коррекционной работы является
формирование умений и навыков правильного воспроизведения звуков речи.
Опираясь на принципы логопедического воздействия, проводят логопедическое и
психолого-педагогическое обследование. Результаты обследования позволяют
организовать коррекционную работу с помощью практических, наглядных и
словесных методов. Изучением нарушений звукопроизношения и работой по их
устранению занимались А. Г. Богомолова, К. П. Беккер, Л. С. Волкова, Р. Е. Левина,
О. В. Правдина, Е. Ф. Рау, М. Совак, Т. Б. Филичева, М. Ф. Фомичева, М. Е. Хватцев,
Н. А. Чевелёва.
Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного
звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода,
который разработала Р. Е. Левина. Он предполагает учёт соотношений нарушений в
системе речевой деятельности и их взаимосвязи с другими сторонами психики
ребёнка. Нарушения звукопроизношения могут быть обусловлены различными
патогенными факторами, иметь разную степень проявления. Поэтому необходим
2

поиск наиболее эффективных путей коррекции данного речевого нарушения. В этом
и заключается актуальность проблемы.
Для постановки звуков свистящих [c] [з] [c’], [з’], [ц]; шипящих [ш], [ж], [ч],
[щ]; сонорных [л], [л’], [р], [р’]; дифференциации звуков и других нарушений
звукопроизношения учитель-логопед индивидуально для каждого ребёнка
подбирает систему занятий в соответствии с нарушением звукопроизношения.
Дошкольные образовательные учреждения играют ведущую роль в
воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. В ЛГ МАДОУ «ДС № 3
«Звездочка» осуществляется коррекция нарушений речи на логопедическом пункте
для детей с нарушениями речи от 5 до 7 лет. В связи с нарастающей тенденцией
появления в садах большого количества детей с нарушениями речи различной
степени тяжести есть необходимость в функционировании для таких детей
дополнительной
общеобразовательной
услуги
«Речецветик».
Модель
дополнительной общеобразовательной программы органично вписывается в
систему ДОУ, результативна и малозатратная.
Программа составлена в соответствии с:
Законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об
образовании»;
Конвенцией о правах ребёнка;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к
организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;
Декларацией прав ребёнка;
Основной общеобразовательной программы ЛГ МАДОУ «ДС №3
«Звездочка» на 2023-2024 учебный год.
Программой логопедической работы «Воспитание и обучение детей
дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Т. Б
Филичева, Г. В. Чиркина.
«Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет» О. С. Гомзяк,
2013 г - Каше Г. А. Исправление недостатков речи у дошкольников – М.:

-

«Просвещение» 1971.
Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. М.:
«Просвещение» 1989.

-

Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего

недоразвития речи у детей 5 лет.
Методическое пособие для коррекции общего недоразвития речи. О.Н.
Лиманская. - а также разработками отечественных учёных в области логопедии,
общей и специальной педагогики и психологии.
Направленность дополнительной образовательной программы – социальнопедагогическая.
Новизна. Система подачи программных задач, методов, направлены на
формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку,
автоматизацию
и
развитие
фонематического
слуха
и
восприятия.

-

3

Последовательность устранения выявленных дефектов звукопроизношения
определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями каждого
ребёнка и индивидуальным перспективным планом. Постановка звуков
осуществляется при максимальном использовании всех анализаторов.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной
программы от уже существующих программ. Содержание данной программы
направлено на формирование полноценной фонетической системы языка
(воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения, слоговой структуры,
фонематического слуха и восприятия).
Данная дополнительная общеобразовательная программа представляет собой
целостную, систематизированную модель педагогического процесса, предлагаемого
для индивидуальной, коррекционной работы для детей с фонетическими
нарушениями и фонетико-фонематическими нарушениями речи с 5 до 7 лет.
В программе выстроена система коррекционной работы, указаны задачи и
содержание работы по постановке и автоматизации звукопроизношения.
Основной базой рабочей программы являются:
Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до
школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2014 г.
«Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетикофонематическим недоразвитием речи» Т. Б Филичева, Г. В. Чиркина.
«Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет» О. С. Гомзяк.
Форма обучения: очная.
Вид занятий: индивидуальные занятия.
Срок реализации программы: октябрь 2023 – май 2024 года.
Количество индивидуальных занятий учителя-логопеда в неделю
определяется согласно заявлению родителей (законных представителей). На каждом
этапе длительность коррекционной работы может варьироваться в зависимости от
степени тяжести нарушений звукопроизношения.
Продолжительность коррекционного периода с детьми:
•
при фонетическом недоразвитии речи: 3-6 месяцев;
•
при фонетико-фонематическом недоразвитии речи: 6-10 месяцев;
•
при общем недоразвитии речи: 1-2 года.
Сроки коррекционного периода могут быть увеличены в зависимости от
структуры дефекта и индивидуальных особенностей ребёнка.
1.2. Цель, задачи, принципы реализации программы
Цель программы: коррекция нарушений звукопроизношения и недостатков
в формировании фонематической стороны речи.
Задачи программы:
•
Развитие артикуляционной и мелкой моторики, просодических
компонентов.
•
Развитие речевого дыхания.
•
Постановка звуков и ввод их в речь.
•
Развитие и совершенствование фонематических процессов: анализа,
синтеза, восприятия и представлений.

4

•
Создание предпосылок (лингвистических, психологических) к
полноценному усвоению общеобразовательной программы по русскому языку в
школе, профилактика психологических трудностей, связанных с осознанием
речевого дефекта.
•
Уточнение слухопроизносительных дифференцировок фонем.
•
Развитие лексико-грамматического строя, совершенствование связного
высказывания в процессе работы над фонетико-фонематической стороной речи.
•
Профилактика нарушений письменной речи.
•
Развитие психических функций: слухового внимания, зрительного
внимания, слуховой памяти, зрительной памяти, логического мышления,
пространственной ориентировки в системе коррекционной работы, направленной на
устранение фонетико-фонематического недоразвития у детей старшего
дошкольного возраста.
Принципы реализации дополнительной общеобразовательной программы:

принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего
выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с
одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;

принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С.
Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение
должно вести за собой развитие ребёнка;

принцип полифункционального подхода, предусматривающий
одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного
занятия;

принцип сознательности и активности детей, означающий, что
педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации
познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить
познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот
принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников
и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в
практической деятельности в дальнейшем;

принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий
учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического
процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных,
речевых заданий;

принцип постепенного повышения требований, предполагающий
постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере
овладения и закрепления формирующихся навыков;

принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и
широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения
слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
1.3. Характеристика целевой группы.
Характеристика речи детей с фонетическим нарушением речи.
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом
(фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных
операций высказывания. Нарушение звукового оформления речи обусловлено
5

неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего
неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному.
Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная
сформированность или нарушения артикуляционной моторики. Различают
следующие нарушения звуков:
искаженное произношение звука;
отсутствие звука в речи;
замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному
укладу.
Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи
Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФНР) — это нарушение
процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с
различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и
произношения фонем. Определяющим признаком фонематического недоразвития
является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков,
обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетикофонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования
звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть
выражена в речи ребёнка различным образом:
• заменой звуков более простыми по артикуляции;
• трудностями различения звуков;
• особенностями употребления правильно произносимых звуков в
речевом контексте.
Следует подчеркнуть, что ведущим дефектом при ФФН является
несформированность процессов восприятия звуков речи. В последние годы все чаще
выявляются дети, у которых произношение звуков исправлено в процессе
краткосрочных логопедических занятий, но не сформировпано фонематическое
восприятие. На недостаточную сформированность фонематического восприятия
также указывают затруднения детей при практическом осознании основных
элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и
различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются
просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика. Проявления речевого
недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев нерезко.
Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании
грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть
отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных
предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с
существительными и т. п.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи
Общая характеристика детей с третьим уровнем речевого развития (по
Р.Е. Левиной). На фоне сравнительно развёрнутой речи наблюдается неточное
знание и неточное употребление многих обиходных слов. В активном словаре
преобладают существительные и глаголы, реже употребляются слова,
характеризующие качества, признаки, состояния предметов и действий, а также
6

способы действий. При использовании простых предлогов дети допускают большое
количество ошибок и почти не используют сложные предлоги. Отмечается незнание
и неточное употребление некоторых слов детьми: слова могут заменяться другими,
обозначающими сходный предмет или действие (кресло – диван, вязать – плести)
или близкими по звуковому составу (смола – зола). Иногда, для того чтобы назвать
предмет или действие, дети прибегают к пространным объяснениям. Словарный
запас детей ограничен, поэтому часто отмечается неточный выбор слов. Некоторые
слова оказываются недостаточно закреплёнными в речи из-за их редкого
употребления, поэтому при построении предложений дети стараются избегать их
(памятник – героям ставят). Даже знакомые глаголы часто недостаточно
дифференцируются детьми по значению (поить – кормить). Замены слов
происходят как по смысловому, так и по звуковому признаку. Прилагательные
преимущественно употребляются качественные, обозначающие непосредственно
воспринимаемые признаки предметов – величину, цвет, форму, некоторые свойства
предметов. Относительные и притяжательные прилагательные используются только
для выражения хорошо знакомых отношений (мамина сумка). Наречия
используются редко. Дети употребляют местоимения разных разрядов, простые
предлоги (особенно для выражения пространственных отношений – в, к, на, под и
др.). Временные, причинные, разделительные отношения с помощью предлогов
выражаются значительно реже. Редко используются предлоги, выражающие
обстоятельства, характеристику действия или состояния, свойства предметов или
способ действия (около, между, через, сквозь и др.). Предлоги могут опускаться или
заменяться. Причём один и тот же предлог при выражении различных отношений
может и опускаться, и заменяться. Это указывает на неполное понимание значения
даже простых предлогов.
У детей третьего уровня недостаточно сформированы грамматические
формы. Они допускают ошибки в падежных окончаниях, в употреблении временных
и видовых форм глаголов, в согласовании и управлении. Способами
словообразования дети почти не пользуются. Большое количество ошибок
допускается при словоизменении, из-за чего нарушается синтаксическая связь слов
в предложениях: смешение окончаний существительных мужского и женского рода
(висит ореха); замена окончаний существительных среднего рода в именительном
падеже окончанием существительного женского рода (зеркало – зеркалы, копыто –
копыта); склонение имен существительных среднего рода как существительных как
существительных женского рода (пасёт стаду); неправильные падежные окончания
существительных женского рода с основой на мягкий согласный (солит сольи, нет
мебеля); неправильное соотнесение существительных и местоимений (солнце низкое,
он греет плохо); ошибочное ударение в слове (с полаʹ, по ствоʹлу); неразличение вида
глаголов (сели, пока не перестал дождь – вместо сидели); ошибки в беспредложном
и предложном управлении (пьёт воды, кладёт дров); неправильное согласование
существительных и прилагательных, особенно среднего рода (небо синяя), реже –
неправильное согласование существительных и глаголов (мальчик рисуют).
Словообразование у детей сформировано недостаточно. Отмечаются трудности
подбора однокоренных слов. Часто словообразование заменяется словоизменением
(снег – снеги). Редко используется суффиксальный и префиксальный способы
словообразования, причём образование слов является неправильным (садовник –
7

садник). Изменения слов затруднено звуковыми смешениями, например, к слову,
город подбирается родственное слово голодный (смешение [р] -[л]), к слову, свисток
– цветы (смешение [с] - [ц]). В активной речи дети используют преимущественно
простые предложения. Большие затруднения (а часто и полное неумение)
отмечаются у детей при распространении предложений и при построении
сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Во фразовой речи детей обнаруживаются отдельные аграмматизмы, часто
отсутствует правильная связь слов в предложениях, выражающих временные,
пространственные и причинно- следственные отношения (сегодня уже весь снег
растаял, как прошел месяц). У детей наблюдается нарушение произношения звуков,
отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками
(свистящие, шипящие, сонорные и др.), страдают некоторые звуки раннего
онтогенеза ([с’], [б], [г], [к]). Несформированность звуковой стороны речи
выражается также в заменах, пропусках, искаженном произношении, нестойком
употреблении звуков в речи. Детям с третьим уровнем речевого развития характерно
нарушение слуховой дифференциации звуков.
Наблюдаются трудности в овладении детьми звуковым анализом и синтезом.
Дети пользуются полной слоговой структурой слов. Редко наблюдаются
перестановки звуков, слогов (колбаса – кобалса). Подобные нарушения проявляются
главным образом при воспроизведении незнакомых и сложных по звукослоговой
структуре слов. Понимание обиходной речи детьми в основном хорошее, но иногда
обнаруживается незнание отдельных слов и выражений, смешение смысловых
значений слов, близких по звучанию, недифференцированность грамматических
форм. Возникают ошибки в понимании речи, связанные с недостаточным
различением форм числа, рода и падежа существительных и прилагательных,
временных форм глагола, оттенков значений однокоренных слов, а также тех
выражений,
которые
отражают
причинно-следственные,
временные,
пространственные отношения.
Дети с общим недоразвитием речи имеют особенности развития психических
процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной
памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического
мышления. Они не умеют вовремя включаться в учебно-игровую деятельность или
переключаться с одного объекта на другой, быстро утомляются и отвлекаются.
1.4. Целевые ориентиры и способы определения их результативности.
Практическое применение разработанной программы приведёт к тому, что:
дети овладеют необходимыми артикуляционными укладами;
улучшится речевое дыхание;
совершенствуется фонематический слух;
научатся правильно произносить звуки родного языка (гласные,
согласные: свистящие, шипящие, сонорные).
Итоги реализации дополнительной образовательной услуги по программе
подводятся в форме индивидуальных занятий с детьми
На решение задач программы ориентированы следующие педагогические
условия: игровые методы и приёмы, интерактивные средства обучения,
развивающая предметно- пространственная среда.
8

Мониторинг. Система получения точных данных о состоянии деятельности
учителя-логопеда ДОУ может быть обеспечена посредством мониторинга,
представляющего собой систему сбора, обработки, хранения и распространения
информации. Данная информация анализируется учителем-логопедом, и на её
основе оценивается состояние качества логопедической работы, выявляются
проблемы и разрабатываются своевременные пути их решения.
Мониторинг сформированности звуковой стороны речи с детьми проводится
два раза в год: стартовый - октябрь, итоговый - май.
Целью стартового мониторинга является: выявление сформированности
произношения звуков речи изолированно, в слогах, словах, предложениях,
составление индивидуального маршрута по коррекции звукопроизношения.
Целью итогового мониторинга является осуществление анализа динамики
сформированности произношения звуков речи.
В ходе обследования изучаются следующие составляющие речевую систему
компоненты:
1.
Фонематическое восприятие
2.
Артикуляционная моторика
3.
Звукопроизношение
4.
Сформированность звуко-слоговой структуры
5.
Навыки языкового анализа
6.
Грамматический строй речи
7.
Навыки словообразования
8.
Понимание логико-грамматических конструкций
9.
Связная речь
Содержание диагностических тестов (см. приложение 1).
Формы подведения итогов: В начале индивидуальных занятий и по
окончании проводится обследование фонетической стороны речи ребёнка по
традиционной методике обследования устной речи с использованием
иллюстративного материала Иншаковой О.Б., и Т.А. Фотековой. Целенаправленная
логопедическая помощь детям с фонетическим недоразвитием речи и фонетикофонематическим недоразвитием речи, позволяет преодолеть выявленные речевые
недостатки, таким образом, пресекает развитие вторичных нарушений и
обеспечивает психологическую готовность ребёнка к школе.
2. Содержательный раздел.
2.1. Содержание программы, структура занятий, методы и приёмы.
Процесс исправления неправильного звукопроизношения делится на три
этапа: постановка звука, автоматизация звука и дифференциация смешиваемых
звуков.
Специалистами отмечается, что постановка звука в большинстве случаев —
более сложный искусственный процесс, чем самостоятельное появление звука у
ребёнка, поскольку с физиологической точки зрения постановка звука — это
создание нового условного рефлекса.
Дошкольники часто подражают звукам окружающего мира или артикуляции
учителя-логопеда в ходе включения детей в игровую ситуацию. В других случаях в
качестве обходного пути используются сохранные звуки, близкие по месту, способу
артикуляции тем звукам, правильному произношению которых необходимо научить
9

ребёнка (например, сохранными звуками, опорными для постановки звука [ш] могут
служить звуки [с], [т], [р]). В более сложных случаях требуется механическая
помощь.
Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности — это
введение вновь созданной и закрепленной относительно простой связи речевого
звука в более сложные последовательные структуры — слова и фразы.
Работу на этом этапе следует рассматривать как затормаживание старых,
неправильных динамических стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для
нервной системы и требует очень большой осторожности и постепенности, которые
выражаются в переходе от изолированного звука к различным типам слогов и
звукосочетаний, затем к словам с данным звуком, предложениям, а в дальнейшем к
различным видам развёрнутой речи.
Если дефекты звукопроизношения проявлялись в виде замен или смешения
звуков, необходимо переходить к этапу дифференциации вновь выработанного звука
со звуком, который употребляется в качестве его заменителя.
Работа над дифференциацией может быть начата только тогда, когда оба
звука могут быть правильно произнесены в любом звукосочетании.
Последовательность и постепенное усложнение речевых упражнений при
дифференциации те же, что и при автоматизации звуков: дифференциация в слогах,
затем в словах, фразах и различных видах развёрнутой речи. В тех случаях, когда у
ребёнка наблюдалось искаженное произношение звука, а не его замена другим
звуком, дифференциация не нужна.
У детей с общим недоразвитием речи нарушение произношения в «чистом
виде» не встречается. Понятие «общее недоразвитие речи» применяется к такой
форме патологии речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным
интеллектом, когда нарушается формирование всех компонентов речевой системы.
В основу коррекционной системы обучения и воспитания детей с ОНР положены
следующие принципы:
раннее воздействие на речевую деятельность с целью предупреждения
вторичных отклонений;
развитие речи и опоры на онтогенез (учёт закономерностей развития
детской речи в норме);
взаимосвязанное формирование фонетико-фонематических и лексикограмматических компонентов языка (единство названных направлений и
взаимоподготовка);
дифференцированный подход в логопедической работе к детям с ОНР,
имеющим различную структуру речевого нарушения;
связь речи с другими сторонами психического развития, которые
раскрывают зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния
других психических процессов.
Исправление звуков проводится поэтапно. Обычно различают четыре
основных этапа: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в
случаях замены одного звука другим или смешения их, этап дифференциации.
Каждый этап имеет свои задачи и содержание работы, но на всех этапах педагог
воспитывает внимание, усидчивость, целенаправленность, самоконтроль.
Подготовительные упражнения
10

Цель этого этапа - подготовка речеслухового и речедвигательных
анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука.
На этом этапе работа идёт по нескольким направлениям: формирование
точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной
струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных
звуков.
Формирование
движений
органов
артикуляционного
аппарата
осуществляется в основном посредством артикуляционной гимнастики, которая
включает упражнения для тренировки подвижности и переключаемости органов,
отработки определённых положений губ, языка, необходимых как для правильного
произношения всех звуков, так и для каждого звука той или иной группы.
Упражнения должны быть целенаправленными: важны не их количество, а
правильный подбор и качество выполнения.
Эти упражнения подбирают исходя из правильной артикуляции звука с
учётом конкретного его нарушения ребёнка, т.е. учитель-логопед выделяет, что и как
нарушено.
К следующему этапу - постановке звука - можно переходить, когда ребёнок
научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения
органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, чётко
отличать правильное звучание от искажённого.
Постановка звуков
Цель этого этапа - добиться правильного звучания изолированного звука.
Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе
движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание
артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для
сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.
Постановка звука в большинстве случаев оказывается более сложным,
искусственным процессом, чем самостоятельное появление звука у ребёнка. С
физиологической точки зрения постановка звука - создание нового условного
рефлекса.
К следующему этапу - автоматизации звука - переходят только тогда, когда
ребёнок по требованию взрослого может легко, без предварительной подготовки, без
поиска нужной артикуляции произнести поставленный звук (но не
звукоподражание).
Закрепление поставленных звуков и введение их в речь (автоматизация
поставленных звуков).
Цель данного этапа - добиться правильного произношения звука во фразовой речи.
Содержание работы составляет постепенное, последовательное введение
поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь ребёнка.
Автоматизация звука с точки зрения высшей нервной деятельности есть
введение вновь созданной и закреплённой относительно простой связи - речевого
звука в более сложные последовательные речевые структуры - слова, фразы, в
которых данный звук или опускается совсем, или произносится неправильно.
Автоматизацию звука в слогах проводят в форме игровых упражнений, игр.
Автоматизация звука в словах – это выработка нового навыка, требующая
длительной систематической тренировки.
11

Автоматизация звука в предложениях проводится на базе отработанных слов,
в той же последовательности, в какой они даны в тетради ребёнка.
В дальнейшем можно перейти к заучиванию стихотворений и скороговорок,
текст которых насыщен упражняемым звуком.
Для автоматизации звука в потешках, чистоговорках, стихотворениях
учитель-логопед подбирает соответствующий материал. Иногда он вместе с
ребёнком сам придумывает чистоговорки.
Вся эта работа способствует развитию у детей чувства языка, а также памяти
и мышления.
Дифференциация звуков
Цель данного этапа - учить детей различать смешиваемые звуки и правильно
употреблять их в собственной речи.
Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация
смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала
изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках,
стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.
На последнем этапе дифференциации вновь выработанного звука со звуком,
который
употребляется
в
качестве
его
заменителя,
используется
дифференцированное торможение. Для полноценного пользования навыками
правильного произношения звуков необходимо наличие фонематического слуха, т.е.
способности различать звуки речи как в произношении другого лица, так и в
собственной речи.
Поэтому содержание индивидуальных логопедических занятий с детьми,
имеющими ОНР, должно быть намного шире, чем только устранение нарушений
звукопроизношения.
На занятиях учителю-логопеду большое внимание необходимо уделять
обогащению, активизации словаря, развитию навыков словоизменения и
словообразования, формированию грамматического строя. На начальных этапах эта
работа ведется на материале сохранных звуков. В дальнейшем в лексические и
грамматические упражнения вводятся слова с поставленным и автоматизируемым
звуком.
Активизация мыслительной деятельности детей, развитие внимания и памяти
— необходимые условия для успешного и разностороннего обучения дошкольников.
А в силу специфического состояния психических процессов у детей с ОНР развитие
памяти, внимания, мышления, воображения — обязательная составляющая
индивидуального логопедического занятия.
Структура индивидуального логопедического занятия
1.
Статичные и динамичные артикуляционные упражнения:
а) упражнения по тренировке губ;
б) упражнение по тренировке нижней челюсти;
в) упражнения для тренировки языка.
2.
Пальчиковая гимнастика в сопровождении стихотворных текстов.
3.
Упражнения по развитию речевого дыхания.
4.
Упражнения по развитию мимической выразительности.
5.
Упражнения по формированию речевого голоса.
6.
Воспитание четкой дикции и интонационной выразительной речи.
12

7.
Упражнения для развития слухового внимания и фонематического восприятия.
8.
Исправление дефектного звукопроизношения и автоматизация правильного
звукопроизношения в речи ребёнка.
9.
Коррекция нарушения слоговой структуры слова.
10. Формирование лексико-грамматических представлений.
11. Обучение элементам грамоты.
12. Развитие психических процессов: произвольного внимания, памяти,
логического мышления.
Содержание разделов занятия
Структура индивидуального логопедического занятия на этапе
постановки звуков
1.
Название темы.
2.
Определение цели; задач (образовательных, коррекционных, воспитательных).
3.
Оборудование (зеркала, зонды, шпатель, спирт, вата, профиль артикуляции
звука, предметная картинка-символ звука, картинки на данный звук).
4.
Ход занятия:
а) Организационный момент (массаж или самомассаж рук, лица, органов
артикуляции; упражнения на развитие пальцевой моторики).
б) Артикуляционная гимнастика (общие артикуляционные упражнения;
специальные артикуляционные упражнения; упражнения по развитию силы голоса и
речевого выдоха). в) Объявление темы занятия.
г)
Развитие фонематического слуха (формировать умение определять заданный
звук на слух и соотносить с предметом-символом, учить выделять на слух из ряда
предложенных, отбирать предметные картинки, в начале которых слышится данный звук).
д) Постановка звука (по подражанию, от сохранной фонемы, механическим и
смешанными способами).
е) Анализ и заучивание
артикуляционной гимнастики
ж) Характеристика звука (согласный-гласный, звонкий-глухой, твердый-мягкий).
з) Закрепление изолированного звука: индивидуальное и хоровое проговаривание,
игры на звукоподражание.
и) Упражнения на развитие модуляции, высоты и силы голоса.
к) Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
л) Формирование лексико-грамматического строя речи.
5. Итог занятия (повторить какой звук отрабатывался на занятии, каковы основные
положения артикуляции изучаемого звука, его характеристика; оценка деятельности
ребёнка на занятии).
6.
Домашнее задание.
В середине занятия или по мере усталости ребёнка проводится физкультминутка
Структура индивидуального логопедического занятия на этапе
автоматизации звуков
1.
Название темы.
2.
Определение цели; задач (образовательных, коррекционных, воспитательных).
3.
Оборудование (зеркала, профиль артикуляции звука, предметная картинкасимвол звука, картинки на данный звук, слоговые дорожки и таблицы, сюжетные картинки,
в подготовительной к школе группе буквы из разрезной азбуки).
13

4.
Ход занятия:
а) Организационный момент (массаж или самомассаж рук, лица, органов
артикуляции; упражнения на развитие пальцевой моторики).
б) Артикуляционная гимнастика (специальные артикуляционные упражнения;
упражнения по развитию силы голоса и речевого выдоха). в) Объявление темы занятия.
г) Развитие фонематического слуха (учить отбирать предметные картинки, заданный
звук в которых слышится в начале, в конце и середине, самостоятельно придумывать слова
на данный звук).
д) Изолированное произношение звука, его характеристика:
е) Упражнения на развитие модуляции, высоты и силы голоса.
ж) Закрепление звука в слогах, звуковой анализ и синтез слогов, графическая запись
(выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение).
з) Закрепление звука в словах, звукослоговой анализ слов с графической записью
(выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение).
и) Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
к) Закрепление произношения звука во фразе, графическая запись предложения
(печатание в тетради).
л) Автоматизация звука в связной речи.
м) Формирование лексико-грамматического строя речи.
5. Итог занятия (повторить какой звук отрабатывался на занятии, каковы основные
положения артикуляции изучаемого звука, его характеристика; оценка деятельности
ребёнка на занятии).
6.
Домашнее задание.
Структура индивидуального логопедического занятия на этапе
дифференциации звуков
1.
Название темы.
2.
Определение цели; задач (образовательных, коррекционных, воспитательных).
3.
Оборудование (зеркала, профили артикуляции звуков, предметные картинкисимволы звуков, предметные картинки на данные звуки, слоговые дорожки и таблицы,
сюжетные картинки, в подготовительной к школе группе з разрезная азбука и букварь).
4.
Ход занятия:
а) Организационный момент (массаж или самомассаж рук, лица, органов
артикуляции; упражнения на развитие пальцевой моторики).
б) Артикуляционная гимнастка (планируются только самые основные упражнения,
моделирующие главные артикуляционные движения для того и другого звука).
в) Объявление темы занятия.
г) Развитие фонематического слуха (формировать умение определять звуки на слух,
учить выделять на слух из ряда предложенных, отбирать предметные картинки, в начале
которых слышатся данные звуки, учить отбирать предметные картинки, заданные звуки в
которых слышатся в начале, в конце и середине, самостоятельно придумывать слова на
данные звуки).
д) Изолированное проговаривание звуков (хоровое, индивидуальное с
использованием звукоподражания).
е) Анализ артикуляции звуков по плану с выделением общих и различных моментов
артикуляции.
ж) Характеристика звуков.
14

з) Связь звуков и букв.
и) Дифференциация звуков в слогах, звуковой анализ и синтез, (выкладывание и
чтение слогов).
к) Дифференциация звуков в словах, работа со словами-паронимами, звукослоговой
и графический анализ слов (выкладывание из букв разрезной азбуки, чтение).
л) Упражнения на развитие внимания, памяти, мышления, воображения.
м) Дифференциация звуков в предложении, анализ предложения с графической
записью и выделением слов, содержащих смешиваемые звуки, выделение из слов данные
звуки.
н) Дифференциация звуков в тексте (заучивание, рассказывание или чтение).
о) Формирование лексико-грамматического строя речи.
5. Итог занятия (повторить какие звуки отрабатывались на занятии, каковы
основные положения артикуляции звуков, их характеристика; оценка деятельности ребенка
на занятии).
6. Домашнее задание.
Ведущие методы и приёмы: практические, наглядные и словесные.
Практический метод: упражнения, игры и моделирование.
Упражнения
подразделяются
на
подражательно-исполнительские,
конструктивные и творческие.
Упражнения
практического
характера
(дыхательные,
голосовые,
артикуляторные, развивающие общую, ручную моторику)
В упражнениях творческого характера предполагается использование
усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале.
Игры: с пением, дидактические, подвижные, творческие, драматизации. Их
использование определяется задачами и этапами коррекционно-логопедической
работы, характером и структурой дефекта, возрастными и индивидуальнопсихическими особенностями детей.
Игровые упражнения с имитацией действия: рубят дрова, деревья качаются
от ветра, имитация походки медведя, лисы, вызывает эмоционально-положительный
настрой детей, снимает у них напряжение.
Моделирование — это процесс создания моделей и их использование в целях
формирования представлений о структуре объектов, об отношениях и связях между
элементами этих объектов.
Эффективность их использования зависит от следующих условий: модель
должна отражать основные свойства объекта и быть по структуре аналогичной ему;
быть доступной для восприятия ребёнком данного возраста; должна облегчать
процесс овладения навыками, умениями и знаниями. Широкое применение получило
знаково-символическое моделирование; при формировании звукового анализа и
синтеза используются графические схемы структуры предложения, слогового и
звукового состава слова.
Наглядные методы: наблюдения, рассматривание рисунков, картин,
макетов, просмотр видеозаписей, прослушивание аудиозаписей, а также показ
образца задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве
самостоятельных методов.
Наблюдение связано с применением картин, рисунков, профилей
артикуляции, макетов, а также с показом артикуляции звука, упражнений.
15

№
п/п
1

№
п/п

Воспроизведение аудиозаписей на дисках сопровождаются беседой учителялогопеда, пересказом. Аудиозаписи речи самих детей используются для анализа, для
выявления характера нарушения, для сравнения речи на различных этапах
коррекции, для воспитания уверенности в успехе работы.
Видеозаписи используются при автоматизации звуков речи во время беседы,
при пересказе содержания, для развития навыков слитной плавной речи при
устранении заикания, для развития связной речи.
Словесные методы: рассказ, беседа, чтение.
Рассказ предполагает воздействие на мышление ребёнка, его воображение,
чувства, побуждает к речевому общению, обмену впечатлениями.
Кроме рассказа, используется пересказ сказок, литературных произведений
(краткий, выборочный, развернутый и т. д.).
При проведении беседы ставятся разные задачи: развитие познавательной
деятельности, закрепление правильного произношения, уточнения грамматической
структуры предложений, закрепление навыков плавной слитной речи и т. д.
2.2. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности
В результате освоения содержания программы дети дошкольного возраста
смогут достигнуть следующих результатов:
— повышение речевой активности, понимания обращенной речи;
— формирование просодической стороны речи (дыхание, голос, дикция);
— правильная артикуляция звуков речи в различных позициях;
— четкая дифференциация всех изученных звуков;
— развитие фонематических процессов;
— определение последовательности слов в предложении, слогов и звуков в
словах;
— определение места звука в слове, находить в предложении слова с
заданным звуком,
— формирование звукового анализа и синтеза;
— формирование слоговой структуры слова, используемых в
самостоятельной речи;
— формирование устойчивых предпосылок для формирования связанной
речи.
2.3. Календарное планирование
Учебно-тематическое планирование
Характеристика Количество
Мероприятия
Примечание
содержания
Выявление
у 30
1
Обследование речи
ребёнка речевого мин. занятие ребёнка
дефекта
Коррекционно-развивающая работа
Количество
Мероприятия
Речевые
Примечания
Этапы коррекционной
нарушения
часы занятия
работы

16

1

Свистящие:
[С],
[З],
[Ц],
[С’],
[З’]

3
3
3
3
3

6
6
6
6
6

[С],
[З],
[Ц],
[С’],
[З’]

3
3
3
2.5
2.5

6
6
6
5
5

[С],
[З],
[Ц],
[С’],
[З’]

3
3
3
3
3

6
6
6
6
6

[С],
[З],
[Ц],
[С’],
[З’]
[Ц]

3
3
3
3
3
3

6
6
6
6
6
6

I. Подготовительный
Подготовительные
упражнения:
- Для свистящих звуков:
«Улыбка», «Часики»,
«Заборчик», «Лопатка»,
«Желобок», «Горка»,
«Чистим
нижние
зубки», «Футбол».
2.Постановка
Постановка
нарушенных звуков,
используя различные
способы
имитационный, меха
нический, смешанный.
3.Автоматизация
поставленных звуков:
По мере овладения
произношением
каждого
слога
он
немедленно вводится и
закрепляется в словах с
данным слогом.
Автоматизация
в
прямых,
затем
обратных
и
в
последнюю очередь в
слогах со стечением
согласных.
1)
изолированного
произношения;
2)
в слогах;
3)
в словах;
- сначала в обратных,
затем в прямых и со
стечением согласных;

17

В зависимости от
специфики
нарушения
звукопроизношения
вводятся
или
исключаются те или
иные упражнения.

[С]-[З]
[С]-[С’] [С][Ц]
[С]-[Ш]

2

3
3
3
3
3
3

6
6
6
6
6
6

Шипящие
[Ш]
[Ж]
[Ч]
[Щ]

3
3
3
3

6
6
6
6

[Ш]
[Ж]
[Ч]
[Щ]

3
3
3
3

6
6
6
6

[Ш]
[Ж]

3
3

6
6

4.Дифференциация
Для каждой группы
звуков
1)
изолированных
звуков;
2)
в слогах;
3)
в словах;
4)в словосочетаниях
5)в предложениях;
6) в тексте.
1.Подготовительный
Подготовительные
упражнения:
- Для шипящих:
«Трубочка», «Качели»,
«Окошко»,
«Вкусное
варенье», «Лошадка»,
«Чашечка», «Фокус».
2. Постановка
Постановка
нарушенных
звуков,
используя различные
способы
имитационный, механический, смешанный
3.
Автоматизация
поставленных звуков:
По мере овладения
произношением
каждого
слога
он
немедленно вводится и
закрепляется в словах с
данным слогом.
Автоматизация
в
прямых, затем обратных
и в последнюю очередь в
слогах со стечением
согласных;
1)
изолированного
произношения;
2)
в слогах;
3)
в словах;

18

В зависимости от
специфики
нарушения
звукопроизношения
вводятся
или
исключаются те или
иные упражнения

[Ч]
[Щ]

3

3
3

6
6

[Ж]–[Ш]
[Ч]-[С’]
[Ч]-[Щ]
[Щ]-[С’]

3
3
3
3

6
6
6
6

[Щ]-[Т’]
[Щ]-[Ч]
[Щ]-[Ш]

3
3

6
6

Сонорные
[Л]

4

8

[Р],
[Р’]

4
4

8
8

[Л]
[Р]
[Р’]

5
12
5

10
24.
10

- сначала в обратных,
затем в прямых и со
стечением согласных;
1) изолированного
произношения;
2) в слогах;
3) в словах;
4.Дифференциация
Для каждой группы
звуков
1) изолированных звуков;
2)
в слогах;
3)
в словах;
4)
в
словосочетаниях;
5)
5) в
предложениях;
6)
6) в тексте.
I. Подготовительный
Подготовительные
упражнения:
Для
звука
[Л]:
«Улыбка»,
«Часики»,
«Накажем непослушный
язычок»,
«Заборчик»,
«Качели», «Иголочка»,
«Футбол»
Для
звука
[Р]:
«Барабанщик»,
«Маляр»,
«Грибок»,
«Лошадка», «Индюк»,
«Гармошка», «Качели»,
«Кучер»,
«Парус».
2. Постановка
Постановка
нарушенных
звуков,
используя
различные
способы имитационный,
механический,
смешанный.

19

В зависимости от
специфики
нарушения
звукопроизношения
вводятся или
исключаются те
или иные
упражнения

[Л]
[Р]
[Р’]

3
3
3

6
6
6

[Л]

4

8

[Р]
[Р’]

4
4
4
4

8
8
8
8

[Р]-[Р’]
[Р’]-[Л’]
[Р’]-[J]
[Л’]–[Л]

3
3
3
3
3
3

6
6
6
6
6

3.
Автоматизация
поставленных звуков:
По мере овладения
произношением
каждого
слога
он
немедленно вводится и
закрепляется в словах с
данным
слогом.
Автоматизация
в
прямых, затем обратных
и в последнюю очередь в
слогах со стечением
согласных;
1)
изолированного
произношения;
2)
в слогах;
3)
в словах;
сначала в обратных,
затем в прямых и со
стечением согласных;
автоматизация
повторного (аналога) [Р]
и выработка вибрации
языка.
Каждое
отработанное
в
произношении
слово
немедленно включается
в
отдельное предложение,
затем
в
небольшие
рассказы, подбираются
потешки, чистоговорки,
стишки.
4) в словосочетаниях;
5) в предложениях;
6) в тексте
Дифференциация
Для каждой группы
звуков
1)
изолированных
звуков;
2)
в слогах;
3)
в словах;
4)
в
словосочетаниях; 5) в
предложениях; 6) в
тексте.
20

3.Организационный раздел.
3.1. Организация пребывания детей.
Услуга предоставляется в логопедическом кабинете дошкольного
учреждения учителем-логопедом первой квалификационной категории.
Занятия проводятся вне основной образовательной деятельности.
Форма организации обучения – индивидуальная. Основной формой работы с
детьми-дошкольниками по всем направлениям развития является игровая
деятельность. Частота проведения индивидуальных занятий определяется
характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и
индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность
индивидуальных занятий 25-30 минут.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения
у них дефектов речи
Ожидаемые результаты.
Возрастная группа от 5 до 7 лет

Индивидуально

Программа

Дополнительная
образовательная программа «Речецветик»
Занятия в неделю/мин

Образовательная
область

Вид НОД

ПознавательноЛогопедическое
речевое развитие
занятие
Количество часов в неделю

1/30 мин – 2/1 час
30 мин – 1 час

Возраст
детей
4-5 лет

Количество занятий для каждого ребёнка в Продолжительность занятия
неделю
2-3 (по заявлению родителей (законных
30 мин
представителей)
5-6 лет
2 (по заявлению родителей (законных
30 мин
представителей)
6-7 лет
1-2 (по заявлению родителей (законных
30 мин
представителей)
Календарный учебный график.
1 полугодие
2 полугодие
Начало
Окончание
Начало
Окончание
Количество
02.10.2023 г.
29.12.2023 г.
09.01.2024 г.
31.05.2024 г.
недель
12 недель
19 недель 3 дня
Итого
31 неделя 3 дня
3.2. Предметно-развивающая среда.
Насыщенная развивающая предметно - пространственная среда
логопедического
кабинета
обеспечивает
реализацию
дополнительной
образовательной программы. Образовательное пространство содержательно
насыщено, является вариативным, доступным и безопасным. Логопедический
кабинет оснащён всеми необходимыми материалами, оборудованием и инвентарём.
21

В логопедическом кабинете выделены центры: центр подвижных игр и
релаксации; центр дидактических игр и пособий; центр индивидуальной и
коррекционной работы; центр развития и обучения; центр логотерапевтический.
3.3. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения.
Обеспеченность дополнительной общеобразовательной программы методическими
материалами и средствами обучения представлена в таблице.

№ п/п

Наименование
Стенка.
Стол письменный.
Стол детский.
Стул взрослый.
Стул детский.
Парта
Алфавит
Ковер.
Корзина для мусора.
Зеркало настенное
Доска учебная, магнитно-маркерная

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11

Фактическое количество
на
09.2023г
1

2
6
2
22
1
1
1
1
1
1

Программно-методическое обеспечение
№ п/п

Наименование методического, наглядно-дидактического пособия
Основные общеобразовательные программы

1.

От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного
образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 352 с.
Вариативная примерная адаптированная основная образовательная программа для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет/ под
редакцией Н.В.Нищевой. –СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015
Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников
с тяжелыми нарушениями речи/ под редакцией Л.В.Лопатиной.- СПБ.: 2014
Основная коррекционная программа дошкольного образования «Воспитание и
обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» Т.Б. Филичева, Т.В.
Туманова, Г.В. Чиркина – Москва, Дрофа, 2009.
Программа обучения детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (для
старшего возраста) /Авт. Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина
Программа обучения детей с недоразвитием фонематического строя речи
(подготовительная группа) /Авт. Г.А. Каше, Г.В. Чиркина
Специальная и методическая литература

2.

3.
4.

5.
6.

1.
2.
3.
4.
5.

Л.С. Волкова Логопедия
Поваляева «Справочник логопеда»
Т.Б. Филичева «Логопедическая работа в специальном саду»
Д.Г. Шумаева «Как хорошо уметь читать» СПб 2010.
«Читаем детям»
22

6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.

15.
16.
17.
18.

Л.Н. Павлова Раннее детство. Развитие речи и мышления.
М.Ф. Фомичева .Воспитание у детей правильного произношения
Е.В. Кузнецова Ступеньки к школе
Л.Е. Кыласова Коррекция звукопроизношения у детей.
О.И. Бочкарева Логопедия
О.И. Крупенчук Научите меня говорить правильно.
О.И. Крупенчук, Т.А. Воробьева Исправляем произношение»
Е. Бортникова «Развитие внимания и логического мышления для детей 4-6 лет»
Серия книг М.В. Смирновой «Скороговорки для развития речи»:
- «Гусыня-хохотушка: К-Г-Х»
- «Пудель и бульдог: Б-П, В-Ф»
- «Зайка-засоня: С-З-Ц»
- «Ежата и мышата: Ш-Ж»
- «Пчелка-чистюля: Ч-Щ»
- «50 поросят: М-Н, Л-Р»
Серия книг Т.Ю. Павловой-Зеленской «Гимнастика для языка. Правильное
произношение звуков» «Звенелочка», «Шелестелочка», «Жужжалочка»
Е. Котова «Ехал Грека через реку». Речевые упражнения
Бурдина С.В. «Развивающие задания для малышей» в 2-х частях
Н. Созонова, Е.Куцина «Стихи для закрепления звуков С, Ш, Ж, Ч, Л, Р»
Наглядно-дидактические пособия
Картинный материал по развитию словаря по темам

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.

Овощи
Фрукты. Ягоды.
Деревья. Кустарники.
Игрушки. Детский сад.
Времена года.
Семья. Человек.
Город. Дом.
Мебель.
Одежда. Обувь.
Птицы.
Домашние животные.
Дикие животные.
Транспорт.
Профессии.
Посуда.
Продукты.
Школа.
Спорт.
Цветы. Насекомые. Рыбы.
Праздники. Сказки.
Картотека
предметных
картинок по темам
принадлежности», «Транспорт», «Мебель. Посуда»
Антонимы Выпуск 1,2,3, 4
Сложные слова.
23

«Игрушки.

Школьные

24.
Несклоняемые существительные.
25.
Символы для игры «Семейка слов»
26.
Пособие «Азбука действий».
Картинный материал по формированию грамматических категорий и связной речи и
методическая литература:
1.
Игра «Назови ласково» (сущ-ные с уменьшительно-ласкательными суффиксами)
2.
Игра «У кого кто» (сущ-ные с уменьшительно-ласкательными суффиксами –
«Домашние животные. Дикие животные)
3.
Игра «Один - много» ( Им.п. и Род.п.мн.ч. сущ-ных)
4.
Игра «Скажи правильно» (сущ-ные в Р.п. с предлогами)
5.
Игра «Скажи правильно» (сущ-ные в Тв.п. с предлогами)
6.
Игра «Кто где живет?» (сущ-ные в П.п. с предлогами)
7.
Игра «Подбери признаки к предмету»
8.
Игра «Из чего – какое?» (относительные прилагательные)
9.
Игра «Чей? Чья? Чье?» (притяжательные прилагательные)
10.
Игра «Мой, моя, мое, мои» (согласование местоимений с существительными в роде
и числе)
11.
Игра «Что делает? Что делают?» (глаголы в ед. и мн. ч)
12.
Игра «Что сделал? Что сделала? Что делает? Что сделал?» (вид, время, род
глаголов)
13.
Приставочные глаголы.
14.
Игра «Составь предложение» (сюжетные картинки)
15.
Игра «Составь рассказ» (сюжетные картинки)
16.
Игра «Составь рассказ» (серии сюжетных картинок)
17.
Н/И. «Кто где?»
18.
Теремкова Н.Э. «Логопедические домашние задания» Альбом № 1,2,3, 4.
19.
Володина Альбом по развитию речи.
20.
Новиковская Логопедическая грамматика.
21.
Д/И. «Словообразование»
22.
Игры по развитию разных сторон речи (пособие Третьяковой)
23.
Д/И. «Поваренок»
24.
Д/И. «Кто как устроен»
25.
Схемы предлогов.
26.
Пособие «Учусь ориентироваться в пространстве».
Наглядно-дидактический материал по формированию фонетико-фонематических
процессов:
1.
Гласные звуки.
2.
Звуки П, Т, К.
3.
Звуки В, Ф,Х.
4.
Звуки Б, Д, Г.
5.
Звуки Ль, Й.
6.
Звуки М, Н.
7.
Звуки С, З, Ц.
8.
Звуки Ш, Ж.
9.
Звуки Л, Р.
10.
Звуки Ч, Щ.
Наглядно-дидактический материал по автоматизации звукопроизношения
1.
Звуки С, Сь, З, Зь, Ц, Ш, Ж, Л, Ль, Ч, Щ, Р, Рь.
Наглядно-дидактический материал по развитию связной речи
24

1.

Алгоритмы связного высказывания по темам «Овощи - Фрукты», «Игрушки»,
«Времена года», «Одежда. Обувь», «Животные», «Профессии», «Деревья»,
«Человек».

Пособие Н.Е. Арбековой «Развиваем связную речь у детей 6-7 лет с ОНР»
Пособия Дорофеевой «Рассказы по картинкам» (иллюстрации к сказкам
«Колобок», «Теремок», «Курочка Ряба».
4.
Пособие Гомзяк «Говорим правильно в 5-6 лет» (сюжетные картины по развитию
связной речи)
5.
Серии сюжетных картин «Как щенок нашел друзей»
6.
Рассказы по картинам «Весна. Зима. Осень», «Мой дом», «Защитники
Отечества», «Профессии», «Великая Отечественная война»,
7.
Пособие Н.В. Нищевой «Наш детский сад»
8.
Сычева Опорные картинки для пересказа текстов Выпуск № 3,4.
9.
Арцишевская Последовательные картинки 4-5 лет.
10.
Д/И. «Что сначала, что потом» (серии сюжетных картинок)
Наглядно-дидактический материал по развитию фонематического восприятия и
обучению грамоте и методическая литература
1.
Говорящая азбука
2.
Д/И «Слоги и слова»
3.
«Развиваем фонематическое восприятие у детей 6-7 лет »
4.
Прописи разные.
5.
Уроки грамоты для малышей
6.
Демонстрационный и раздаточный материал для звукового анализа.
7.
Слоговые домики.
8.
Схема предложения.
9.
Кассы букв
10.
Букварь
11.
Азбука
12.
Ребусы
Наглядно-дидактический материал для диагностики речевого развития
1.
Н.В. Нищева Наглядный материал для обследования детей.
2.
Е.А. Стребелева Психолого- педагогическая диагностика развития детей.
Наглядно-дидактический материал для занятий с детьми младшего дошкольного
возраста
1.
Нищева Н.В. «Веселая артикуляционная гимнастика»
2.
Веселый ветерок
Наглядно-дидактический материал для развития психических процессов
1.
Гаврина «30 занятий для подготовки к школе» 4 года, 5, лет, 6лет, 7 лет (тетради
в 2-х частях) Игры и тестовые задания
2.
Гаврина. «Проверяем знания дошкольников. Тесты для детей», 3 года, 4 года, 5
лет, 6 лет, 7лет.
3.
Кларина. «Учимся логически мыслить». Рабочая тетрадь *лото
4.
Земцова «Найди отличия. 5-6 лет»
5.
Последовательность событий» Рабочая тетрадь.
6.
Логические задачи. Игры и тестовые задания.
7.
Логико «Малыш»
8.
Д/И. Притворщики. Лица.
9.
Занимательные квадраты.
10.
Д/И. «Кто мы ?»
25
2.
3.

11.
12.
13.
14.
15.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.

Д/И. «Кто что делает?»
Д/И. «Закономерности»
Д/И. «Кто мы такие»
Д/И «Застежка Алешка»
Д/И «Сложи картинку. Насекомые»
Игры по развитию мелкой моторики
Шнуровки.
Вкладыши деревянные, мягкие, пластмассовые.
Пирамидки деревянные и пластмассовые.
Матрешка деревянная.
Пазлы картонные.
Головоломки.
Кубики
Счетные палочки
Вкладыши деревянные «Геометрические фигуры»

3.4. Список используемой литературы.
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития
фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детствопресс», 2004
2. Альбом для логопеда Иншакова О.Б.
3. Альбом по развитию речи. В.С.Володина
4. Альбом по развитию речи для дошкольников в рассказах и весёлых картинках.
Новиковская О.А. – Москва: АСТ, 2014г.
5. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
6. Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей
с
нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005. 7.
Гомзяк О.С. «Организация логопедической работы с детьми 5-7 лет»
8. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ
Сфера, 2008.
9. Картинный материал автора Иншаковой О. Б.
10. Картинный материал к речевой карте ребёнка с ОНР (от 4 до 7 лет) Н.В. Нищева
11. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителемлогопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые
нарушения речи. – СПб,2002 12. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В.
Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим
недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс,1999.
13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в
подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием
речи. – М.: Гном-Пресс, 1998.
14. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по
коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001. 15. Косинова
Е. Уроки логопеда. Москва: Эксмо: ОЛИСС, 2018г.
16. Крупенчук О.И. Артикуляционная гимнастика
17. Куликовская Т.А. «Арт. гимнастика «Весёлый язычок».
26

18. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2007.
19. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению
в дошкольном учреждении. Сборник документов и рекомендаций. – М.: АРКТИ,
2005.
20. «Развитие звуковой культуры речи у детей 3 – 4 года» Колесникова Е.В.
21. «Ребёнок - раннее выявление отклонений в развитии речи и их преодоление»
Ю.Ф. Гаркуша.
22. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном
образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
23. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста
с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические
рекомендации
для
дошкольного
образовательного
учреждения
компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
24. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений
речи//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
25. Ястребова А.В. «Комплекс занятий по формированию у детей речемыслительной
деятельности (биоэнергопластика; рука, движение и речь).

27

Приложение 1
Используемая методика: иллюстрированный материал для обследования
устной речи детей старшего возраста Иншаковой О.Б., элементы методики Т.А.
Фотековой.
Для качественного анализа особенностей развития речи и коммуникативной
деятельности детей применяется следующая система мониторинга: Приёмы
диагностического изучения:
•
Сбор анамнестических данных
•
Беседы с родителями
•
Наблюдение за детьми во время занятий, режимных моментах, в игре
•
Беседа с детьми
•
Беседа с воспитателями
Результаты логопедического мониторинга заносятся в диагностическую
карту:
Диагностическая карта речевого развития дошкольников
___________ месяц 20___ -20 ___учебный год
№

Фамилия,
имя
ребёнка

учитель-логопед:
Всего Уровень
баллов

Возраст
на
01.09.

1
2
3
4
Итого
Уровень речевого развития определяется суммой
баллов:
Уровень развития
Количество баллов
Высокий

16 – 20 баллов

Средний

10 – 15 баллов

Низкий

4 – 9 баллов

Методика изучения уровня речевого развития и система его оценки
1. Фонематическое восприятие:
№
Предъявление слоговых рядов
1*
2
3
4*
5

Ба - па Са - за Жа - ща Са - ша Ла - ра -

Оценка

Па - ба За - са Ща - жа Ша - са Ра – ла -

• 5 баллов – точное и правильное
воспроизведение в темпе
предъявления;

28

6
7
8
9
10*
11

Ма - на - ма Да - та - да Га - ка - га За - са - за Жа - ша - жаСа - ша - са -

На - ма - на Та - да - та Ка - га - ка Са - за - са Ша - жа - шаШа - са - ша-

12*
13
14*

Ца - са - ца Ча - тя - ча Ра - ла - ра -

Са - ца - са Тя - ча - тя Ла - ра - ла -

2. Артикуляционная моторика:
№
Выполнение артикуляционных
упражнений
1*
Губы в улыбке
2
Губы «трубочкой»
3*
Язык «лопаткой»
4*
Язык «иголочкой»
5
Язык «чашечкой»
6
Щелканье языком
7
«Вкусное варенье»
8
«Качели»
9*
«Маятник»
10*
«Улыбка» - «трубочка»

• 4 балла – точное воспроизведение в
медленном темпе предъявления;
• 3 балла – первый член воспроизводится
правильно, второй уподобляется
первому
(ба – па – ба – па);
• 2 балла – неточное воспроизведение
обоих членов пара с перестановкой
слогов, их заменой и пропусками;
• 1 балл – отказ от выполнения, полная
невозможность воспроизведения пробы

Оценка
• 5 баллов – правильное выполнение
движения
3-5 сек, 4-5 раз;
• 4 балла – замедленное выполнение;
• 3 балла – замедленное и напряженное
выполнение;
• 2 балла – выполнение с ошибками –
длительный поиск позы, объем, темп,
точность, симметричность, наличие
синкинезий, гиперкинезов, тремор,
посинение органов речи или носо-губного
треугольника;
• 1 балл – невыполнение движения.

3.Звукопроизношение:
№ Обследование звуков
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12

С
С’
З
З’
Ц
Ш
Ж
Щ
Ч
Р
Р’
Л

оценка
• 5 баллов – норма;
• 4 балла – верно изолировано;
• 3 балла – верно изолированно и в начале
слова;

Собака - маска – нос
Сено - василек – высь
Замок - коза
Зима - магазин
Цапля - овца - палец
Шуба - кошка - камыш
Жук - ножи
Щука - вещи - лещь
Чайка - очки - ночь
Рыба - корова - топор
Река - варенье - дверь
Лампа - молоко - пол

• 2 балла – верно 1 звук из группы;
балл – все неверно.

29

1

Л’
Лето - колесо - соль
Х
Хлеб - пихта - мох
Х’
Духи - хитрая
К
Кот - рука - сок
К’
Кино - руки
Г
Голуби - нога
Г
Гена - ноги
j
Йогурт - майка - клей
3. Сформированность звуко-слоговой структуры:
№
Предъявление слов
Оценка
13
14
15
16
17
18
19
20

1
2*
3*
4
5*
6

Скакалка
Танкист
Космонавт
Милиционер
Сковорода
Кинотеатр

7
8
9*
10*

Перепорхнуть
Кораблекрушение
Аквалангист
Термометр

• 5 баллов – правильное выполнение
задания;
• 4 балла – замедленное послоговое
воспроизведение;
• 3 балла – содружественное
проговаривание;
• 2 балла – искажение звуко-слоговой
структуры слова;
1 балл – невыполнение задания.

30

Приложение 2
Индивидуальная речевая карта
Дата обследования _____________ возраст __________ группа № _______
Ф. И. ребёнка
________________________________________________________________________
Мать/отец
___________________________________________________________________________
Обследование артикуляционного аппарата:
Губы – нормальные, толстые, тонкие, загубные уздечки: норма, укорочены. Зубы –ровные,
вне
челюстной
дуги,
мелкие,
крупные,
кариозные,
отсутствуют________________________________
Прикус – норма, открытый передний, боковой, двусторонний, прогения (выдвижение вперёд
нижней челюсти), прогнатия (верхней челюсти). Язык – норма, массивный, маленький,
вялый,
оттянут
вглубь
рта___________________________________________________________________
Подъязычная связка – норма, уздечка укорочена, короткая.
Общее звучание речи:
Голос – норма, тихий, громкий крикливый, сиплый, монотонный, назализованный,
затухающий, звонкий, модулированный, слабый __________________________
Темп речи – норма, ускоренный, замедленный ____________________
Дикция – отчётливая, смазанная, невнятная, монотонная
Дыхание
–
норма,
_________________________________________________________

прерывистое

Звукопроизношение
Условие
произнесения
звука

примечания
С

С’

З

З'

Ц

Звуки
Ш Ж Ч

Щ

Р

Р'

Л

Л'

Изолированно
В начале слова
В середине слова
В конце слова
Логопедическое заключение:
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
Учитель-логопед: _______/______________

31

Приложение 3
План индивидуальной коррекционной работы
Ф. И. ребёнка _________________________________________________________
Заключение: __________________________________________________________
Дата: начало коррекционной работы _____________20____г.
№
1.

Основные направления коррекционной работы
Развитие артикуляционной моторики:
-артикуляционные упражнения:

2.

Формирование правильного звукопроизношения:

3.

Развитие фонематических процессов:

4.

Работа над слоговой структурой слов:

5.

Совершенствование грамматического строя речи:

6.

Развитие просодической стороны речи:
Голосовых функций, темпа речи, интонации, речевого дыхания.

Окончание коррекционной работы _______________20___г.
Учитель-логопед _______ /_____________
32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».