Ламехова Подписано цифровой подписью: Ламехова Юлия Юлия Павловна Дата: 2023.08.31 Павловна 17:09:43 +05'00' № Содержание Стр. 1 1.1. 1.2. 1.3. Целевой раздел Пояснительная записка Цель, задачи, принципы реализации программы Целевые ориентиры и способы определения их результативности. Формы подведения итогов Содержательный раздел Годовой календарный график по реализации дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание дополнительной программы, структура занятия, описание образовательной деятельности, в том числе для детей имеющих нарушения в развитии, детей с ОВЗ, детей инвалидов Календарно-тематический план Организационный раздел Условия реализации программы, в том числе для детей имеющих нарушения в развитии, детей с ОВЗ, детей инвалидов Расписание занятий Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения Список используемой литературы. Оценочные и методические материалы 3 3 4 6 2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6 2 6 6 8 8 9 14 14 14 14 15 15 15 1.Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка Актуальность программы заключается в том, что в дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций. Познавательная. Играя в шахматы, ребенок научится мыслить, логически рассуждать, просчитывать свои действия, предвидеть реакцию соперника, сравнивать. Малыш узнает много нового и интересного. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей. Воспитательная. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам. Физическая. Сидеть долго за доской очень трудно. Надо обладать большим запасом сил и выносливости. Поэтому у всех гроссмейстеров есть тренеры по физической подготовке. Предлагаемая программа обеспечивает условия по организации образовательного пространства, а также поиску, сопровождению и развитию талантливых детей. Программа максимально проста и доступна дошкольникам. Игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий помогает дошкольникам освоить игру в шахматы. Программа обеспечивает развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологтческих особенностей. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании». - Конвенция о правах ребенка. - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». При разработке данной программы опирались на программу И.Г. Сухина «Шахматы – школе. Рабочие программы 1-4 годы обучения». Направленность дополнительной общеобразовательной программы: социальнопедагогическая. Уровень сложности: стартовый Новизна данной программы заключается в том, что она раскрывает потенциальные способности ребёнка. Достигается это единством принципов при взаимодействии с ребенком (использование методик, дидактических приемов и материалов, направленных на развитие познавательных процессов, личностного и интеллектуального развития ребёнка) Отличительной особенностью программы от уже существующих программ, является поэтапное освоение учащимися данной программы, что даёт возможность детям с разным уровнем развития освоить те этапы сложности, которые соответствуют их способностям; индивидуальный подход к каждому учащемуся с помощью подбора заданий разного уровня сложности. Индивидуальный подход повышает эффективность и результативность образовательного процесса. Подбор заданий осуществляется на основе метода наблюдения педагогом за практической деятельностью учащегося на занятии; использование во время процесса обучения электронных образовательных ресурсов, а именно компьютерных образовательных шахматных программ использование нетрадиционных форм работы с родителями: включение их в активную совместную деятельность. Характеристика целевой группы Младший дошкольный возраст 3-4 года Общение становится внеситуативным. Игра становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте. Главной особенностью игры является ее условность: выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесенность к другим действиям с другими предметами. В младшем дошкольном возрасте происходит переход к сенсорным эталонам. Развиваются память и внимание. Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. В младшем дошкольном возрасте начинает развиваться воображение Средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей. Начинает развиваться образное 3 мышление. Увеличивается устойчивость внимания. Речь становится предметом активности детей. В общении ребенка и взрослого ведущим становится познавательный мотив. Появляются конкурентность, соревновательность. Старший дошкольный возраст (5-6 лет) Дети старшего дошкольного возраста достаточно хорошо владеет устной речью, выражают свои мысли и желания, у ребенка складываются предпосылки грамотности. У детей развита крупная и мелкая моторика, они подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими. Дети данного возраста проявляют любознательность, задают вопросы взрослым и сверстникам, интересуются причинноследственными связями, пытаются самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, склонны наблюдать, экспериментировать. Старший дошкольный возраст (6-8 лет) Дети обладают развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; владеют разными формами и видами игры, различают условную и реальную ситуации; умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам. Обладают начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором они живут; знакомы с произведениями детской литературы, обладают элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п., способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности. Проявляют желание узнавать новое, самостоятельно добывать новые знания; положительно относится к обучению в школе. Форма обучения: очная Вид занятий: практические занятия Сроки и объем реализации программы: октябрь 2023- май 2024 год, 56 часов. Объем и срок реализации программы: набор осуществляется при наличии вакантных мест. Цель, задачи, принципы реализации программы Цель программы: создание условий для личностного и интеллектуального развития воспитанников, формирования общей культуры и организации содержательного досуга посредством обучения игре в шахматы. Задачи: Образовательные: формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы; способствовать освоению детьми основных шахматных понятий; познакомить с правилами поведения партеров во время шахматной игры, учить детей во время шахматной партии действовать в соответствие с эти правилами; учить детей взаимодействию между фигурами в процессе выполнения игровых заданий, а так же умению применять полученные знания о шахматных фигурах в процессе игры; Развивающие: развивать умение сравнивать, выявлять и устанавливать простейшие связи и отношения, самостоятельно решать и объяснять ход решения учебной задачи. развивать все сферы мышления, память, внимание, наблюдательность, воображение; способствовать активизации мыслительной деятельности дошкольника; приобщать ребенка к самостоятельному решению логических задач; формировать мотивацию к познанию и творчеству; Воспитательные: воспитывать усидчивость, целеустремленность, волю, организованность, уверенность в своих силах, самостоятельность в принятии решений. Принципы реализации дополнительной общеобразовательной программы : Игра не ради игры, а с целью развития личности каждого участника и всего коллектива в целом. Принцип активной включенности каждого ребенка в игровое действие, а не пассивное созерцание со стороны; 4 Принцип доступности, последовательности и системности изложения программного материала. принцип психологической комфортности - создание образовательной среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса принцип mini-max – обеспечивается возможность продвижения каждого ребенка своим темпом; принцип вариативности - у детей формируется умение осуществлять собственный выбор и им систематически предоставляется возможность выбора; принцип творчества - процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности; Целевые ориентиры и способы подведения их результативности. Формы подведения итогов. Белое и черное поле; горизонталь, вертикаль, диагональ, центр; армия белых и черных фигур, начальное положение, партнеры; ход фигурой, взятие, стоять под боем; взятие на проходе; длинная и короткая рокировки; названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; правила хода и взятия каждой фигуры. ориентироваться на шахматной доске; играть каждой фигурой в отдельности; правильно расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ; рокировать; решать элементарные шахматные задачи; правильно располагать доску между партнерами. Мониторинг. Мониторинг проводится два раза в год (октябрь, май) по методике И.Г. Сухина. Формы подведения итогов: участие в фестивалях, конкурсах, соревнованиях. 2. Содержательный раздел 2.1. Годовой календарный график по реализации дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования Категория обучающихся Воспитанники, зачисляемые по договорам об образовании за счет средств физических лиц Основные периоды годового графика Начало Окончание учебного учебного года года 01.09.2023 31.05.2024 Всего 36 недель 3 дня у учебный день в п выходной день праздничный день Сентябрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя Октябрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя Ноябрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 у у у п в в у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у 5 10 неделя Декабрь 1 2 3 4 у в в у 14 неделя 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя Январь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 п п п п п п п п у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у 8 праздничных и выходных дней Февраль 1 2 3 4 у у в в 22 неделя 5 6 у у 19 неделя 7 8 20 неделя 21 неделя 22 неделя 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 у у у в 23 неделя в у у у у у в 24 неделя в у у у у п в 25 неделя в у у у у 26 неделя Март 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 у в в у у у у п в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в 26 неделя 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30неделя Апрель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у у в в в 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя Май 1 2 3 4 5 п у у в в 35 неделя 6 у 7 у 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 у п в в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у 36 неделя 37 неделя 38 неделя 39 неделя 2.2. Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования № Раздел 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 Вводный История-сказка возникновения шахмат. Путешествие-сказка по шахматной доске. Шахматная доска. Поля. Шахматная доска. Горизонталь и вертикаль. Шахматная доска. Диагональ. Шахматная доска. Центр доски. Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки» Шахматные фигуры. Ладья. Ее ходы. Ладья. Взятие Слон. Его ходы. 6 Кол-во теор. часов 1 Кол-во практ. часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 13 Слон. Взятие. 14 Ферзь. Его ходы. 15 Ферзь. Взятие. 16 Пешка. Ее ходы. 17 Пешка. Взятие. 18 Король. Его ходы. Взятие 19 Конь. Его ходы. Взятие. 20 Конь. Его ходы. Взятие. 21 Рокировка 22 Длинная, короткая рокировка 23 Решение шахматных задач 24 Путешествие в королевство шахмат Итого: 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 1 1 64 часа 2.3. Содержание дополнительной программы, структура занятия Форма и тип занятия по программе соответствует занятию классического типа. Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный. Учебный курс включает в себя 4 блока: шахматная доска, шахматные фигуры, начальная расстановка фигур, ходы и взятие фигур. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. Отведение нескольких занятий для изучения каждой фигуры объясняется тем, что на первом занятии дается лишь краткая информация об особенности этой фигуры, ее возможностях, а закрепление хода обеспечивается при минимальном количестве других фигур. На следующих занятиях возможности этой же фигуры рассматриваются во взаимодействии с большим количеством своих и неприятельских фигур, а навыки и умения оперирования изучаемой фигурой всеми детьми доводятся до сравнительно высокого уровня, позволяющего в дальнейшем без затруднения перейти к изучению последующего материала. Особое внимание уделяется шахматным играм и отработке шахматных упражнений, выполнение которых способствует не только закреплению пройденного материала, но и повышает интерес воспитанников к шахматным занятиям. Такие занятия планируются после изучения крупных тем. Особую трудность представляет усвоение воспитанниками понятия «мат» и «пат», то есть того, без чего шахматная партия не имеет смысла. Описание образовательной деятельности для детей имеющих нарушения в развитии, в том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной программе, при наличии детей с нарушениями в развитии, в том числе с детьми ОВЗ и детей инвалидов, организуется с учетом особенностей психофизического развития данной категории детей, заключением ТПМПК и адаптированной образовательной программой. Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию социального, речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация образовательной деятельности обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики и т.д.). Освоение дополнительной общеобразовательной программы позволяет обеспечить, воспитанника дошкольного учреждения равными стартовыми возможностями, а так же, успешную социализацию в обществе. № 1 2.4. Календарно-тематический план (младший дошкольный возраст) Тема Программное содержание Вводное занятие. Обследование детей. 7 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 История-сказка возникновения шахмат. Путешествие-сказка по шахматной доске. Шахматная доска. Поля. Шахматная доска. Горизонталь и вертикаль. Практическое занятие. Шахматная доска. Диагональ. Практическое занятие. Шахматная доска. Центр доски. Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки» Шахматные фигуры 12 Шахматные фигуры. Практическое занятие 13 Ладья. Ее ходы. 14 Ладья. Взятие 15 Слон. Его ходы. 16 Слон. Взятие. 17 Практическое занятие. 18 Ферзь. Его ходы. 19 Ферзь. Взятие. 20 Практическое занятие. 21 Пешка. Ее ходы. 22 Пешка. Взятие. 23 Практическое занятие. Рождение, история развития шахмат. формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Клетки-поля, их цвет и форма. Объяснить, что линии бывают вертикальные и горизонтальные; расположение доски между партнерами. Закрепление темы Объяснить, что такое диагональ; повторить вертикаль и горизонталь. Закрепление темы Знакомство с центром доски – четыре поля в середине шахматной доски, диагональю. Отработка практических навыков ориентировки на шахматной доске Знакомство с шахматными фигурами. Учить детей запоминать, как называется каждая из фигур. Учить уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Продолжать знакомство с шахматными фигурами. Закрепить знания детей о каждой фигуре. Учить уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Дидактические задания "Один в поле воин", "Кратчайший путь" Продолжать знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых". Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Продолжать знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Учить решать элементарные задачи на закрепление взятий фигур: слона и ладьи. Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя. Дидактическая игра «Игра на уничтожение». Продолжать знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя. Дидактическая игра «Игра на уничтожение». Решение элементарных задач на закрепление хода и взятия ферзя. Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Продолжать знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. «Игра на уничтожение». Учить решать элементарные задачи на закрепление хода и 8 24 Король. Его ходы. Взятие 25 Практическое занятие. 26 Конь. Его ходы. Взятие. 27 Конь. Его ходы. Взятие. 28 Практическое занятие. 29 30 31 32 33 Рокировка Длинная, короткая рокировка Практическое занятие Решение шахматных задач Практическое занятие 34 «Путешествие в королевство шахмат» взятия пешкой. Знакомство с королем. Место короля в начальном положении. Ход короля. Учить решать элементарные задачи на закрепление хода и взятия королем. Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух Продолжать знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух Учить решать элементарные задачи на закрепление хода и взятия конем. Познакомить детей с понятием, правилами рокировки. Закрепить знания детей о правилах и видах рокировки. Закрепить умение применять на практике рокировку. Учить решать элементарные шахматные задачи. Закрепить умение играть всеми фигурами из начального положения. Подготовка и проведение праздника Календарно-тематический план (средний дошкольный возраст) № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема Вводное занятие. История-сказка возникновения шахмат. Путешествие-сказка по шахматной доске. Шахматная доска. Поля. Шахматная доска. Горизонталь и вертикаль. Практическое занятие. Шахматная доска. Диагональ. Практическое занятие. Шахматная доска. Центр доски. Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки» Шахматные фигуры. 12 Шахматные фигуры. Практическое занятие 13 Ладья. Ее ходы. Программное содержание Обследование детей. Рождение, история развития шахмат. формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Клетки-поля, их цвет и форма. Объяснить, что линии бывают вертикальные и горизонтальные; расположение доски между партнерами. Закрепление темы Объяснить, что такое диагональ; повторить вертикаль и горизонталь. Закрепление темы Знакомство с центром доски – четыре поля в середине шахматной доски, диагональю. Отработка практических навыков ориентировки на шахматной доске Знакомство с шахматными фигурами. Учить детей запоминать, как называется каждая из фигур. Учить уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Продолжать знакомство с шахматными фигурами. Закрепить знания детей о каждой фигуре. Учить уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Дидактические задания "Один в поле воин", "Кратчайший путь" 9 14 Ладья. Взятие 15 Слон. Его ходы. 16 Слон. Взятие. 17 Практическое занятие. 18 Ферзь. Его ходы. 19 Ферзь. Взятие. 20 Практическое занятие. 21 Пешка. Ее ходы. 22 Пешка. Взятие. 23 Практическое занятие. 24 Король. Его ходы. Взятие 25 Практическое занятие. 26 Конь. Его ходы. Взятие. 27 Конь. Его ходы. Взятие. 28 Практическое занятие. 29 30 31 32 33 Рокировка Длинная, короткая рокировка Практическое занятие Решение шахматных задач Практическое занятие 34 «Путешествие в королевство шахмат» Продолжать знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых". Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Продолжать знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Учить решать элементарные задачи на закрепление взятий фигур: слона и ладьи. Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя. Дидактическая игра «Игра на уничтожение». Продолжать знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя. Дидактическая игра «Игра на уничтожение». Решение элементарных задач на закрепление хода и взятия ферзя. Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Продолжать знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. «Игра на уничтожение». Учить решать элементарные задачи на закрепление хода и взятия пешкой. Знакомство с королем. Место короля в начальном положении. Ход короля. Учить решать элементарные задачи на закрепление хода и взятия королем. Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух Продолжать знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух Учить решать элементарные задачи на закрепление хода и взятия конем. Познакомить детей с понятием, правилами рокировки. Закрепить знания детей о правилах и видах рокировки. Закрепить умение применять на практике рокировку. Учить решать элементарные шахматные задачи. Закрепить умение играть всеми фигурами из начального положения. Подготовка и проведение праздника Календарно-тематический план (старший дошкольный возраст) № Тема Программное содержание 10 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Вводное занятие. История-сказка возникновения шахмат. Путешествие-сказка по шахматной доске. Шахматная доска. Поля. Шахматная доска. Горизонталь и вертикаль. Практическое занятие. Шахматная доска. Диагональ. Практическое занятие. Шахматная доска. Центр доски. Шахматная доска. «Проспекты, улицы и переулки» Шахматные фигуры. 12 Шахматные фигуры. Практическое занятие 13 Ладья. Ее ходы. 14 Ладья. Взятие 15 Слон. Его ходы. 16 Слон. Взятие. 17 Практическое занятие. 18 Ферзь. Его ходы. 19 Ферзь. Взятие. 20 Практическое занятие. 21 Пешка. Ее ходы. 22 Пешка. Взятие. Обследование детей. Рождение, история развития шахмат. формировать устойчивый интерес детей к игре в шахматы. Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Клетки-поля, их цвет и форма. Объяснить, что линии бывают вертикальные и горизонтальные; расположение доски между партнерами. Закрепление темы Объяснить, что такое диагональ; повторить вертикаль и горизонталь. Закрепление темы Знакомство с центром доски – четыре поля в середине шахматной доски, диагональю. Отработка практических навыков ориентировки на шахматной доске Знакомство с шахматными фигурами. Учить детей запоминать, как называется каждая из фигур. Учить уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Продолжать знакомство с шахматными фигурами. Закрепить знания детей о каждой фигуре. Учить уметь отличать одни фигуры от других по форме и цвету. Знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Дидактические задания "Один в поле воин", "Кратчайший путь" Продолжать знакомство с ладьей. Место ладьи в начальном положении. Ход и взятие ладьи. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых". Знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Продолжать знакомство со слоном. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны. Легкая и тяжелая фигура. Учить решать элементарные задачи на закрепление взятий фигур: слона и ладьи. Знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя. Дидактическая игра «Игра на уничтожение». Продолжать знакомство с ферзем. Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура. Ферзь против ферзя. Дидактическая игра «Игра на уничтожение». Решение элементарных задач на закрепление хода и взятия ферзя. Знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Продолжать знакомство с пешкой. Место пешки в начальном положении. Особенности пешки. Пешечные заповеди. Пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, две пешки против двух, многопешечные положения. «Игра на уничтожение». 11 23 Практическое занятие. 24 Король. Его ходы. Взятие 25 Практическое занятие. 26 Конь. Его ходы. Взятие. 27 Конь. Его ходы. Взятие. 28 Практическое занятие. 29 30 31 32 33 Рокировка Длинная, короткая рокировка Практическое занятие Решение шахматных задач Практическое занятие 34 «Путешествие в королевство шахмат» Учить решать элементарные задачи на закрепление хода и взятия пешкой. Знакомство с королем. Место короля в начальном положении. Ход короля. Учить решать элементарные задачи на закрепление хода и взятия королем. Знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух Продолжать знакомство с конем. Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух Учить решать элементарные задачи на закрепление хода и взятия конем. Познакомить детей с понятием, правилами рокировки. Закрепить знания детей о правилах и видах рокировки. Закрепить умение применять на практике рокировку. Учить решать элементарные шахматные задачи. Закрепить умение играть всеми фигурами из начального положения. Подготовка и проведение праздника 12 3. Организационный раздел 3.1. Условия реализации программы Материально – технические условия. К организации материально – технических условий относится условия, обеспечивающие качество уровня развития умственных способностей у детей. специально оборудованный кабинет; наличие музыкальной аппаратуры, компьютера, телевизора; наличие дидактических игр, мультимедийных презентаций, пособий к занятиям. Кадровые условия реализации программы Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную программу дошкольного образования социально-педагогической направленности «Юный шахматист» является дипломированным специалистом в области педагогики и имеет удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации «Обучение шахматам, как интеллектуальное развитие ребенка» и «Методика преподавания шахмат для школьников и дошкольников с применением интернеттехнологий». Педагог поддерживает специально организованную среду для проведения непрерывной образовательной деятельности; знает дидактический материал и умеет представлять его детям; владеет методами организации, планирования, анализа и оценки как собственной деятельности, так и деятельности конкретного ребенка или группы детей; поощряет самостоятельность детей и в то же время придает им уверенность в том, что в случае необходимости они всегда получат поддержку и помощь; создает и поддерживает атмосферу дружеских отношений между детьми; проявляет уважение к родителям, выстраивает партнерские отношения с ними. Условия реализации программы для детей имеющих нарушения в развитии, в том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов. При наличии обучающихся имеющих нарушения в развитии, в том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов, создаются специальные условия включающие в себя использование специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечении доступа в знания организации, осуществляющую образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных образовательных программ обучающимися с ОВЗ, детей инвалидов в соответствии с заключением ТПМПК. Сроки обучения данной категории детей могут быть увеличены с учетом психофизического развития в соответствии с ТПМПК. Численный состав может быть уменьшен до 15 человек в группе. 3.2. Расписание занятий Периодичность занятий: 2 раза в неделю (1 академический час), 8 занятий в месяц. Общее количество часов по реализации дополнительной образовательной программы – 64 часа. Понедельник 1 подгруппа 10.00-10.30 2 подгруппа 10.35-11.05 3 подгруппа 11.10-11.40 4 подгруппа 11.45-12.15 Среда 1 подгруппа 2 подгруппа 3 подгруппа 4 подгруппа 10.00-10.30 10.35-11.05 11.10-11.40 11.45-12.15 3.3 Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования обеспечивают речевую, познавательную, игровую, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики; 13 возможность самовыражения детей. Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации. Предметно-пространственная среда является доступной и безопасной, отвечает требованиям по обеспечению надёжности и безопасности использования всех её элементов. Подобная организация пространства даёт возможность педагогу эффективно организовывать образовательный процесс с учётом индивидуальных особенностей детей. Главным условием развития ребенка в образовательном процессе является включение каждого воспитанника в деятельность в созданном образовательном пространстве. Кабинет для занятий шахматами оснащен необходимыми материально -техническими средствами. 3.4. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения Столы, стулья; настольные шахматы разных видов; демонстрационная настенная магнитная доска с комплектом шахматных фигур; дидактические игры для обучения игре в шахматы; наглядные пособия (альбомы, портреты выдающихся шахматистов, тренировочные диаграммы, иллюстрации и др.). 3.5. Используемая литература 1. И.Г. Сухина «Шахматы – школе. Рабочие программы 1-4 годы обучения». Изд. «Духовное возрождение, Обнинск: Духовное возрождение, 2019г. – 144с.; 2. З.А. Михайлова «Игровые задачи для дошкольников» - СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015. – 144с.; 3. З.А. Михайлова, Е.А. Носова «Логико-математическое развитие дошкольников» СПб.: СПб.: ООО ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2015. – 128с.; 3.6. Оценочные и методические материалы Критерии оценки 2 (Высокий): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве» истории шахмат. Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. У ребёнка развита 5 познавательная активность, логическое мышление, воображение. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве 1 (Средний): Ребенок имеет представление о «шахматном королевстве», истории шахмат. Допускает ошибки при поиске шахматных полей, вертикалей и диагоналей, показывая и называя их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». 0 (Низкий): ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а также знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов; учатся решать шахматные задачи. 14