Ламехова Юлия Павловна Подписано цифровой подписью: Ламехова Юлия Павловна Дата: 2023.08.31 17:00:02 +05'00' № Содержание Стр. 1 1.1. 1.2. 1.3. Целевой раздел Пояснительная записка Цель, задачи, принципы реализации программы Целевые ориентиры и способы определения их результативности. Формы подведения итогов Содержательный раздел Годовой календарный график по реализации дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования Учебно-тематический план по реализации дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание дополнительной программы, структура занятия 3 3 4 5 2.4. 3 3.1. 3.2. 3.3. Календарно-тематический план Организационный раздел Условия реализации программы Расписание занятий Особенности организации развивающей предметнопространственной среды 10 22 22 22 22 3.4. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения Список используемой литературы. Приложение 23 2 2.1. 2.2. 2.3. 3.5. 1 6 6 7 7 24 25 1. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка. Актуальность. Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Они любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания. Встреча с песней, общение с ней окрашиваются для детей светлой радостью, вызывают положительные эмоции. У ребенка появляется заинтересованное отношение к музыке, эмоциональная отзывчивость на нее. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный слух, память и чувства ритма, расширяет общий музыкальный кругозор. Приучая детей в процессе пения к совместным действиям, объединяя их общим настроением. Пение народных песен знакомит детей с национальными традициями народа, с его песенным прошлым. Систематическое их исполнение способствует эстетическому воспитанию. Развивает у детей художественный вкус. Обучение пению позволяет раскрыть жизненное содержание песни каждому ребенку, научить его радоваться. В современном мире очень много различной направлений в музыке и ребенку порой бывает очень сложно выбрать из этого потока информации нужное и полезное для него. Поэтому перед нами стоит большая задача привить любовь к прекрасному, воспитать интерес к песни. Программа «Домисолька» обеспечивает музыкальное развитие певческих навыков детей дошкольного возраста с учетом их возрастных, индивидуальных, психологических и физиологических особенностей. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании» - Конвенция о правах ребенка. - СП 2..3648-20 «Санитарно- эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2013 № 1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». - Письмом Министерства образования и науки РФ от 11.12.2006 №06-1844 "О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей Программа составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования «Музыка в детском саду от 1 до 8 лет» национальное образование 2018 г. Направленность дополнительной общеобразовательной программы: художественная. Уровень сложности: стартовый Новизна в данных условиях наша программа - это механизм, который определяет содержание обучения вокалу дошкольников, методы работы по формированию и развитию вокальных умений и навыков, приемы воспитания вокалистов. Новизна программа в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование певческих навыков детей, последовательности, сопровождающая систему практических занятий. Отличительной особенностью: 2 позволяет в условиях дошкольного учреждения через дополнительное образование расширить возможности образовательной области «Художественноэстетическое развитие»; она ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей дошкольников разных возрастных групп в вокальной студии, учитывая индивидуальные особенности; содержание программы может быть основой для организации учебновоспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков; программа дополнительного образования имеет четкую содержательную структуру на основе постепенной (от простого к сложному) реализации задач тематического блока; Программа - это обобщенный опыт по воспитанию вокалистов из числа одаренных детей, которым можно поделиться. Реализация содержания программы ориентирована на применение наиболее эффективных методов и приемов формирования голоса. Характеристика целевой группы Младший дошкольный возраст. Этот период развития характеризуется стремлением к самостоятельности. Речь становится связной, укрепляется мышечно-двигательный аппарат. У ребёнка появляется желание заниматься музыкой, активно действовать. К 4 годам дети могут самостоятельно, при незначительной помощи взрослого спеть маленькую песенку. Они владеют многими движениями, которые позволяют самостоятельно плясать и играть. Средний дошкольный возраст. Характеризуется активной любознательностью детей. Он наблюдателен, способен определить: музыка весёлая, радостная, спокойная; звуки высокие, низкие, громкие, тихие; в пьесе части (одна быстрая, а другая медленная), на каком инструменте играют мелодию (рояль, скрипка, баян). Ребёнку понятны требования: как надо петь песню, как двигаться в спокойном хороводе и как в подвижной пляске. Голос в этом возрасте приобретает звонкость, подвижность. Певческие интонации становятся более устойчивыми, но требуют постоянной поддержки взрослого. Налаживается вокально-слуховая координация. Старший дошкольный возраст. Это период подготовки ребят к школе. На основе полученных знаний и впечатлений о музыке дети могут не только ответить на вопрос, но и самостоятельно охарактеризовать музыкальное произведение, разобраться в выразительных его средствах. Почувствовать разнообразные оттенки настроения, переданные музыкой. Ребёнок способен к целостному восприятию музыкального образа, что очень важно и для воспитания эстетического отношения к окружающему. Целостное восприятие музыки не снижается, если ставится задача вслушиваться, выделять. Различать наиболее яркие средства «музыкального языка». Ребёнок может выделить эти средства и, учитывая их, действовать в соответствии с определённым образом при слушании музыки, исполнении песен и танцевальных движений. Это способствует музыкально-слуховому развитию, усвоению необходимых навыков для подготовки к пению по нотам. Форма обучения: очная. Вид занятий: практические занятия. Объем и срок реализации программы: октябрь 2023 – май 2024 года, 64 часа Условия реализации программы: набор детей осуществляется при наличии вакантных мест. Цель, задачи, принципы реализации программы Цель формирование и развитие у дошкольников вокально–певческих навыков. 3 Задачи: научить детей петь в индивидуально и коллективно с сопровождением и без него, свободно владеть своим голосом, совершенствовать певческие навыки; воспитать у детей интерес к вокальной музыке, певческую культуру, художественно – эстетический вкус; развивать музыкальную память, мелодический, тембровый, звуковысотный, ритмический, динамический слух, творческую активность, подвижность голосового аппарата. Принципы реализации дополнительной общеобразовательной программы: принцип единства художественного и технического развития пения; принцип гармонического воспитания личности; принцип постепенности и последовательности в овладении мастерством пения, от простого к сложному; принцип успешности; принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка; принцип творческого развития; принцип доступности; принцип ориентации на особенности и способности ребенка; принцип индивидуального подхода; принцип практической направленности. Целевые ориентиры и способы подведения их результативности. Формы подведения итогов Практическое применение разработанной программы комплексного развития певческих качеств у детей в существующем режиме детского сада приведёт к тому, что: правильно передавать мелодию; петь выразительно (ускоряя, замедляя и ослабляя звучание в пределах до1 – ре2); брать дыхание перед началом песни и между музыкальными фразами, удерживать его до конца фразы; самостоятельно начинать и заканчивать песню; петь индивидуально и коллективно; стремится самостоятельно исполнять песни; Мониторинг. Диагностика уровня музыкального слуха и вокально-певческих навыков подготовленности осуществляется 2 раза в год (в октябре и мае). Диагностические тесты подобраны с учетом: Степени овладения детьми вокально-певческими навыками: дыхание, звуковедение, дикция, звукообразование; Развития музыкального слуха – динамического, звуковысотного, ритмического и тембрового; Способности детей к использованию уже известного объёма певческих умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности. Содержание диагностических тестов (см. приложение 1). Формы подведения итогов: В ходе реализации программы проводятся отчетные концерты для родителей и сверстников, дети выступают на открытых мероприятиях (календарные праздники) и городских концертных площадках. Все это позволяет учащимся почувствовать себя успешными, развивать уверенность в себе и в своих способностях, что приводит к раскрытию творческого потенциала 4 1.3 Содержательный раздел Годовой календарный график по реализации дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования Календарный учебный график Начало учебного года Конец учебного года Количество учебных недель Летний период Количество недель 01.09.2023 31.05.2024 36 недель 3 дня 01.06.2024-31.08.2024 12 недель 4 дня у в п Учебный день Выходной день Праздничный день Годовой календарный график на 2023-2024 учебный год Сентябрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя Октябрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя Ноябрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 у у у п в в у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя Декабрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в 14 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя неделя Всего недель с сентября по декабрь: 17 недель. Рабочих дней - 85 Январь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 п п п п п п п п у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у 8 праздничных и 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 выходных дней неделя Февраль 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у п в в у у у у 22 неделя 23 неделя 24 неделя 25 неделя 26 неделя Март 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 у в в у у у у п в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в 5 26 27 неделя неделя 28 неделя 29 неделя 30 неделя Апрель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у у в в в 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя Май 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 п у у в в у у у п в в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у 35 неделя 36 неделя 37 неделя 38 неделя 39 неделя Всего недель с января по май: 19 недель 3 дня. Рабочих дней – 98 Всего за учебный год с сентября по май - 183 рабочих дней Всего рабочих недель - 36 недель 3 дня 2.2. Учебно-тематический план по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема «Осень золотая в гости к нам пришла «Осенние нотки» «И постучалась осень» «Краски осени» «Белоснежная зима» «Зиму встречай с песней»» «Зимний сад» «Новогоднее настроение» «Рождественские песни» «Солдатские песни» «Весна-красна» «Весеннее настроение» «В ритме весны» «Музыкальная капель» «Волшебная пора» Праздник «Музыкальная викторина!» Всего: Кол-во теоретич. часов 1 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 дополнительной Кол-во практич. часов 3 3 3 4 3 3 2 2 3 3 3 4 3 3 3 2 64 часа 2.3. Содержание дополнительной программы, структура занятия Программа включает цикл занятий по обучению вокально-певческим навыкам и развитию музыкального слуха. Форма и тип занятия по программе соответствует занятию классического типа. Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого 6 занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный. В содержании работы для развития музыкального слуха применяются музыкальнодидактические игры Н. А. Ветлугиной «Музыкальный букварь». Главное назначение музыкально-дидактических игр состоит в том, чтобы заинтересовать детей музыкой и в игровой форме развивать музыкальный слух. Программа состоит из тематических блоков: 1. «Осень в гости к нам пришла»; 2. «Белоснежная зима»; 3. «Так приятен мир поющий»; 4. «Весна красна» Тематика блоков программы 1. Осень в гости к нам пришла Восприятие музыки: знакомство со средствами музыкальной выразительности (темп, динамика), познакомить с формой музыкального произведения (куплетная). Развитие музыкального слуха: научить детей различать высокие и низкие звуки в пределах терции, научить чисто интонировать интервалы сверху вниз. Усвоение певческих навыков: научить детей петь не форсируя звук, естественным голосом; удерживать дыхание до концы музыкальной фразы, не обрывать, заканчивать мягко. Песенное творчество: научить интонировать простейшие мотивы определенного характера, развивать ладовый слух у детей. 2. Белоснежная зима Восприятие музыки: научить эмоционально отзываться на песни веселого – радостного, веселого – лирического, нежного и энергичного характера; научить осмысливать жанровую канву каждой песни: песня-марш, песня-танец. Развитие музыкального слуха: научить различать и самостоятельно определять направление мелодии, слышать и точно интонировать повторяющиеся звуки; упражнять в четкой дикции. Усвоение певческих навыков: научить детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая в первый звук; чисто интонировать в заданном диапазоне; самостоятельно реагировать на одинаковые фразы с разным окончание; совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенками, не форсируя звук при усилении звучания. Песенное творчество: научить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст; развивать ладотональный слух. 3. Так прекрасен мир поющий Восприятие музыки: развивать восприимчивость к веселым, жизнерадостным и нежным лирическим песням. Развитие музыкального слуха: научить детей различать долгие короткие звуки, отмечать длительность движением руки; научить удерживать интонацию на одном. Усвоение певческих навыков: научить детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; петь выразительно передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно предавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения; Песенное творчество: расширять опыт детей в творческих поисках певческих интонаций; развивать ладовый слух, используя ответно - вопросную форму готового образца; развивать у детей самостоятельность, творческую активность в поисках певческой интонации. 4. Весна красна 7 Восприятие музыки: развивать эмоциональную отзывчивость детей на песни разного характера; научить самостоятельно оценивать качество исполнение песни. Развитие музыкального слуха: закреплять навык звуковой ориентировки, добиваться осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота выше – ниже. Усвоение певческих навыков: закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно без напряжения; следить за правильным дыханием; чисто интонировать в заданном диапазоне поступенное и скачкообразное движении мелодии вверх и вниз; точно передавать пунктирный ритм. Песенное творчество: расширять опыт детей в творческих поисках певческих интонаций; развивать ладовый слух, используя ответно - вопросную форму готового образца; развивать у детей самостоятельность, творческую активность в поисках певческой интонации. Структура занятия состояния Слушание-восприятие. Приобщение детей к музыкальному искусству во всех его разновидностях, формировать устойчивый интерес к слушанию народной и классической музыки. Большой запас музыкальных впечатлений, хорошая память позволяет детям называть любимые произведения. Учить детей давать характеристики эмоционально-образному содержанию произведений различных жанров. Раскрывать детям причинно-следственные связи между музыкальными явлениями: мелодия быстрая (звуки короткие, отрывистые), музыка тревожная (подвижный темп, низкий регистр). Певческая деятельность. Распевание. Учить детей выпевать гласные (а, о, у, э, и), чётко, но естественно произносить согласные (д, т, п, р). Учить распределять дыхание при пении протяжных фраз. Выразительно произносить в певческой интонации поэтический смысл текста. Разучивание и исполнение песен. Добиваться от детей исполнения песен с эмоциональным настроем: петь с любовью, гордостью, радостно, с сожалением и т.д. Закреплять навыки выразительного исполнения. Формировать у детей навыки слухового самоконтроля. Приучать детей к условным дирижёрским – начало и окончание песни, движение руки, соответствующее движению звуков мелодии. Приучать к оценке качества пения себя и других детей. Песенное творчество. Учить способам песенных импровизаций: подражание разнообразным звукам; ответы на музыкальные вопросы, передача выразительных интонаций (просительные, жалобные, сердитые, требовательные); пение импровизаций на заданный текст. Описание образовательной деятельности для детей имеющих нарушения в развитии, в том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной программе, при наличии детей с нарушениями в развитии, в том числе с детьми ОВЗ и детей инвалидов, организуется с учетом особенностей психофизического развития данной категории детей, заключением ТПМПК и адаптированной образовательной программой. Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию социального, речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития ребенка. Реализация образовательной деятельности обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики и т.д.). Освоение дополнительной общеобразовательной программы позволяет обеспечить, воспитанника дошкольного учреждения равными стартовыми возможностями, а так же, успешную социализацию в обществе. 8 2.4. Календарно-тематический план (младший дошкольный возраст). Период Программное содержание прохождения материала Блок №1 «Осень золотая в гости к нам пришла» 1. Восприятие музыки: Октябрь 1.Коммуникат - развивать эмоциональную отзывчивость на песни ивная играразного характера; приветствие. - учить детей высказываться о форме песни, 2.Артикуляци темповых и динамических изменениях в онная музыкальном сопровождении, о характере песни гимнастика по в целом, ее жанре (песня-вальс). системе В. 2. Развитие музыкального слуха и голоса: Емельянова. - уточнить умение детей 3.Интонацион различать высокие и низкие звуки в пределах нотерции; фонетические -упражнять в чистом пропевании этого интервала упражнения. сверху вниз; 4.Скороговор -упражнять в чистом интонировании поступенных ки. и скачкообразных движение мелодии; Чистоговорки. -закрепить умение различать долгие и короткие 5.Упражнения звуки, отмечать длительности движением руки; для распе-учить детей держать интонацию на одном звуке. вания. 3. Усвоение певческих навыков: 6. Пение. -продолжить детей петь без форсирования звука, естественным голосом; -удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, закачивать мягко; -правильно выполнять логические ударения; -продолжить учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вниз на квинту и кварту (вверх и вниз); -упражнять в точном интонировании трезвучий (фа – ля – до2, ре – фа -ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на секунду вверх; Ноябрь 1. Игра-петь выразительно, меняя интонацию в приветствие. соответствии с характером песни. 2.Артикуляци 4.Песенное творчество: онная - пробуждать интонировать простейшие мотивы гимнастика по определенного характера, жанра (вальс, марш, системе В. полька); Емельянова. -продолжать развивать ладотональный слух детей 3.Интонацион 5.Певческая установка: но-во время пения дети должны сидеть прямо, не фонетические прислоняясь к спинке стула. Ноги твердо стоят на упражнения. полу, руки свободно лежат на коленях. Голову 4.Скороговор держать прямо, без напряжения, рот открывать 9 Репертуар «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. «Паровоз» - Короткий вдох, долгий вы-дох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. 1. «Говорил попугай попугаю». 2. «Тигры». 3. «Вёз корабль карамель». 4. «Кит-рыба». 1. «Жила была мама,звали её гамма» 2. «Птичка и Лиса» 3. «Машенька и Медведь» А.Евтодьевой «Капризкадождик»Л.Некрасова Упражнения: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». М. Картушина. Упражнения: 1. «Обезьянки». 2. «Весёлый язычок». Пропевание гласных Ква-Квэ-кву» в разной последовательно-сти. 1. Няня мылом мыла Милу…» ки. Чистоговорки. 5 Упражнения для распевания. 6. Пение. свободно (не в ширину, а вертикально). Губы упруги, подвижны. Не рекомендуются искусственные позы: «руки за спиной», «лодочкой». Положение при пение целесообразно менять (сидя, стоя у инструмента, в центре зала, свободно группируясь, инсценируя). При этом важно учитывать, разучивается или повторяется. Блок №2 «Белоснежная зима» 1.Восприятие музыки: Декабрь 1. развивать эмоциональную отзывчивость детей на Коммуникати песни веселого– радостного, веселого– вная игралирического, нежного и энергичного характера; приветствие. учить осмысливать жанровую канву каждой 2.Артикуляци песни: песня-марш, песня-танец; подводить детей онная к умению самостоятельно давать оценку качеству гимнастика по пению другого исполнителя, отмечая системе В. правильность исполнения и ее выразительность. Емельянова. 2. Развитие музыкального слуха и голоса: 3.Интонацион продолжать учить различать и самостоятельно ноопределять направление мелодии, слышать и фонетические точно интонировать повторяющиеся звуки; упражнения упражнять в чистом пропевании поступенного и 4.Скороговор скачкообразного движения мелодии; упражнять в ки, стихи четкой дикции; формировать хорошую 5.Упражнения артикуляцию. для распе3. Усвоение певческих навыков: вания. уточнить умение детей вовремя вступать после 6. Пение. музыкального вступления, точно попадая в первый звук; чисто интонировать в заданном диапазоне; учить самостоятельно реагировать на одинаковые фразы с разным окончание; совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенка, не форсируя звук при усилении звучания; добиваться выразительного исполнения песен различного характера; петь с музыкальным сопровождением и без него. 4.Песенное творчество: учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст; развивать ладотональный слух, используя вопрос - ответную форму. 5.Певческая установка: та же Январь 1.Коммуникат 10 2. «Сорок сорок ели сырок…» 3. Знакомый материал. 1. «Фокус-покус». 2. «Чудолесенка». 3. «Храбрый портняжка» А. Евтодьевой «Песня сладкоежек» А. Ермолов 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2.«Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - Короткий вдох, долгий вы-дох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности «По волнам», «Качели», «По кочкам». Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Храбрый портняжка», «Золушка и сестры» А.Евтодьевой, «Гроза» Знакомый репертуар. «Эх,русская метель» р.н.п. «Приветствие» ивная играприветствие. 2.Артикуляци онная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонацион нофонопедическ ие упражнения 4.Скороговор ки, стихи. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение Блок №3 «Так прекрасен мир поющий» 1.Восприятие музыки: Февраль 1.Коммуникат - развивать восприимчивость к веселым, ивная игра- жизнерадостным и нежным лирическим песням; приветствие. 2. Развитие музыкального слуха и голоса: 2.Артикуляци закреплять умение детей различать долгие онная короткие звуки, отмечать длительность гимнастика по движением руки; продолжать упражняться в системе В. умении удерживать интонацию на одном, Емельянова. повторяющемся звуке; упражняться в чистом 3.Интонацион пропевании секунды вверх и вниз, в чистом ноинтонировании поступенного движения мелодии фонопедическ вниз, ход мелодии вверх и вниз, секунду вверх, ие кварту – вниз и мажорное трезвучие сверху вниз. упражнения. 3. Усвоение певческих навыков: 4.Скороговор -продолжать детей петь естественным голосом, ки. Чисто- без напряжения, правильно брать дыхание между говорки. музыкальными фразами и перед началом пения; 11 Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь». «Крик ослика» (Й – а...) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (И-ии) «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно). Чтение текста песен. Знакомый репертуар. 1. «Волк и красная шапочка» 2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой Повторение знакомых песен «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) «Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной. «Мороз» (по методу 5.Упражнения для распевания. 6. Пение. Март 1.Играприветствие. 2.Артикуляци онная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонацион нофонопедическ ие упражнения. петь выразительно передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно предавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения; петь выразительно, легким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. 4.Песенное творчество: - продолжать учить детей импровизировать мелодии различного характера на заданный. Текст и придуманный самостоятельно (по картинке, исходя из словесного образа, заданного педагогом); - добиваться, чтобы при самостоятельных поисках песенных импровизаций дети использовали свой музыкальный опыт, знании музыкальной речи, сочиняя песню – марш, песню – вальс, песню – польку, грустную и веселую песни. 5.Певческая установка: та же 4.Чистоговорк и. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение. Блок №4 «Весна красна» 1.Восприятие музыки: Апрель 1.Коммуникат -продолжать развивать эмоциональную ивная игра- отзывчивость детей на песни разного характера; приветствие. -проверить умение детей самостоятельно дать 2.Артикуляци оценку качеству пения; онная -уточнить, какие песни за год они помнят, узнают, гимнастика по называют, отметить их умение выделить системе В. любимые, добиваться от детей самостоятельного Емельянова. определения: за что нравится, в чем ее 3.Интонацион особенность. но2. Развитие музыкального слуха и голоса: фонетические -закреплять навык звуковой ориентировки, 12 Емельянова) «Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай» «Петя шёл» «Думал – думал» 1. «Три медведя» А.Евтодьевой Знакомые распевки 1. «Папа и дочь» Саманта Упражнение: «В гости». «Здравствуйте» Картушина. Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок». Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка» «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» Знакомый материал. 1. «Теремок» Л. Олифировой 2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной «Рано утром просыпаюсь я от глаз тво-их» Ж.Колмагорова «Любимая мама» Сл. Балахоненковой 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - короткий вдох, долгий вы-дох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на упражне-ния. 4.Скороговор ки, стихи. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение. добиваться осмысленного, быстрого и точного пропевания одного и того же мелодического оборота выше– ниже; -закреплять умение детей распознавать на слух движение мелодии вверх или вниз. 3. Усвоение певческих навыков: -закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно без напряжения; -следить за правильным дыханием; -чисто интонировать в заданном диапазоне поступенное и скачкообразное движении мелодии вверх и вниз; -точно передавать пунктирный ритм; -закреплять умении петь выразительно,осмысливая характер песни, ее содержание, чувствовать логические ударения в музыкальных фразах. 4.Песенное творчество: -расширять опыт детей в творческих поисках певческих интонаций; Май 1.Коммуникат -развивать ладовый слух, используя ответно ивная игра- вопросную форму готового образца; приветствие. -развивать у детей самостоятельность, творческую активность в поисках певческой интонации. 2.Артикуляци 5.Певческая установка: та же онная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонацион нофонетические упражнения. 4.Скороговор ки, стихи. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение. звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Я хороший», «Да и нет» В.Н.Петрушина. 1. «Стрекоза и рыбка» 2. «Кот и петух» А.Евтодьевой «Мир музыки»Сл.и муз.Е.В.Машечковой Шарики воздушные» А.Петряшева 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Прогулка» М. Лазарев. Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар. «Только смеяться», «Я хороший», Знакомый репертуар. «Мир музыки»,»Капризка дож-дик»,»Песня сладкоежек»,»Песня о се-мье»,»Шарики воздушные»,»Мама»,»Папа и дочь» Отчётный концерт Календарно-тематический план (средний дошкольный возраст). Период Программное содержание Репертуар 13 прохождения материала Блок №1 «Осень золотая в гости к нам пришла» 1. Восприятие музыки: Октябрь 1.Коммуникат - развивать эмоциональную отзывчивость на песни ивная играразного характера; приветствие. - учить детей высказываться о форме песни, 2.Артикуляцио темповых и динамических изменениях в нная музыкальном сопровождении, о характере песни гимнастика по в целом, ее жанре (песня-вальс). системе В. 2. Развитие музыкального слуха и голоса: Емельянова. - уточнить умение детей 3.Интонацион различать высокие и низкие звуки в пределах нотерции; фонетические -упражнять в чистом пропевании этого интервала упражнения. сверху вниз; 4.Скороговорк -упражнять в чистом интонировании поступенных и. и скачкообразных движение мелодии; Чистоговорки. -закрепить умение различать долгие и короткие 5.Упражнения звуки, отмечать длительности движением руки; для распе-учить детей держать интонацию на одном звуке. вания. 3. Усвоение певческих навыков: 6. Пение. -продолжить детей петь без форсирования звука, естественным голосом; -удерживать дыхание до конца фразы, концы фраз не обрывать, закачивать мягко; -правильно выполнять логические ударения; -продолжить учить детей чисто интонировать мелодию в поступенном движении вверх и вниз, а также скачки вниз на квинту и кварту (вверх и вниз); -упражнять в точном интонировании трезвучий (фа – ля – до2, ре – фа -ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на секунду вверх; Ноябрь 1. Игра-петь выразительно, меняя интонацию в приветствие. соответствии с характером песни. 2.Артикуляцио 4.Песенное творчество: нная - пробуждать интонировать простейшие мотивы гимнастика по определенного характера, жанра (вальс, марш, системе В. полька); Емельянова. -продолжать развивать ладотональный слух детей 3.Интонацион 5.Певческая установка: но-во время пения дети должны сидеть прямо, не фонетические прислоняясь к спинке стула. Ноги твердо стоят на упражнения. полу, руки свободно лежат на коленях. Голову 4.Скороговорк держать прямо, без напряжения, рот открывать и. Чистосвободно (не в ширину, а вертикально). Губы говорки. упруги, подвижны. Не рекомендуются 5 Упражнения искусственные позы: «руки за спиной», для распе«лодочкой». Положение при пение целесообразно вания. менять (сидя, стоя у инструмента, в центре зала, 14 «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. «Паровоз» Короткий вдох, долгий вы-дох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. 1. «Говорил попугай попугаю». 2. «Тигры». 3. «Вёз корабль карамель». 4. «Кит-рыба». 1. «Жила была мама,звали её гамма» 2. «Птичка и Лиса» 3. «Машенька и Медведь» А.Евтодьевой «Капризкадождик»Л.Некрасова Упражнения: 1. «В гости». 2. «Здравствуйте». М. Картушина. Упражнения: 1. «Обезьянки». 2. «Весёлый язычок». Пропевание гласных Ква-Квэ-кву» в разной последовательно-сти. 1. Няня мылом мыла Милу…» 2. «Сорок сорок ели сырок…» 6. Пение. свободно группируясь, инсценируя). При этом 3. Знакомый важно учитывать, разучивается или повторяется. материал. 1. «Фокуспокус». 2. «Чудолесенка». 3. «Храбрый портняжка» А. Евтодьевой «Песня сладкоежек Блок №2 «Белоснежная зима» 1. «Приветствие» Декабрь 1.Восприятие музыки: 1. И. развивать эмоциональную отзывчивость детей на Модель Коммуникатив песни веселого – радостного, веселого – Евдокимовой. ная игра2.«Здравствуйте» лирического, нежного и энергичного характера; приветствие. учить осмысливать жанровую канву каждой песни: Картушина. 2.Артикуляцио песня-марш, песня-танец; подводить детей к «Лошадка» нная прищёлкивание, умению самостоятельно давать оценку качеству гимнастика по пению другого исполнителя, отмечая язычок; системе В. «Паровоз» правильность исполнения и ее выразительность. Емельянова. Короткий вдох, 2. Развитие музыкального слуха и голоса: 3.Интонацион продолжать учить различать и самостоятельно долгий вы-дох; но«Машина»- вибрация определять направление мелодии, слышать и фонетические точно интонировать повторяющиеся звуки; губ. «Самолёт»- на упражнения звук «У» (протяжно, упражнять в чистом пропевании поступенного и 4.Скороговорк скачкообразного движения мелодии; упражнять в на цепном дыхании, и, стихи повышая и понижая четкой дикции; формировать хорошую 5.Упражнения артикуляцию. голос) для распеПропевание гласных 3. Усвоение певческих навыков: вания. « А-О-У-И-Э» в уточнить умение детей вовремя вступать после 6. Пение. разной музыкального вступления, точно попадая в первый последовательности звук; чисто интонировать в заданном диапазоне; волнам», учить самостоятельно реагировать на одинаковые «По «Качели», «По фразы с разным окончание; совершенствовать кочкам». умение детей петь с динамическими оттенка, не форсируя звук при усилении звучания; добиваться Проговаривание текста песен, выразительного исполнения песен различного попевок. характера; петь с музыкальным сопровождением и «Уточка», без него. «На дворе трава». 4.Песенное творчество: Знакомый репертуар. учить детей самостоятельно находить песенные «Храбрый интонации различного характера на заданный портняжка», текст; развивать ладотональный слух, используя «Золушка и сестры» вопрос - ответную форму. А.Евтодьевой, 5.Певческая установка: та же «Гроза» Знакомый репертуар. «Эх,русская метель» р.н.п. Январь 1.Коммуникат «Приветствие» ивная играМодель И. 15 приветствие. 2.Артикуляцио нная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонацион нофонопедическ ие упражнения 4.Скороговорк и, стихи. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение Блок №3 «Так прекрасен мир поющий» Февраль 1.Восприятие музыки: 1.Коммуникат - развивать восприимчивость к веселым, ивная игра- жизнерадостным и нежным лирическим песням; приветствие. 2. Развитие музыкального слуха и голоса: 2.Артикуляцио закреплять умение детей различать долгие нная короткие звуки, отмечать длительность движением гимнастика по руки; продолжать упражняться в умении системе В. удерживать интонацию на одном, повторяющемся Емельянова. звуке; упражняться в чистом пропевании секунды 3.Интонацион вверх и вниз, в чистом интонировании нопоступенного движения мелодии вниз, ход фонопедическ мелодии вверх и вниз, секунду вверх, кварту – ие вниз и мажорное трезвучие сверху вниз. упражнения. 3. Усвоение певческих навыков: 4.Скороговорк -продолжать детей петь естественным голосом, и. Чисто- без напряжения, правильно брать дыхание между говорки. музыкальными фразами и перед началом пения; 5.Упражнения петь выразительно передавая динамику не только 16 Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Работа с губами: (покусать зубами верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь». «Крик ослика» (Й – а...) «Крик в лесу» (А – у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (Ии-и) «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно). Чтение текста песен. Знакомый репертуар. 1. «Волк и красная шапочка» 2. «По щучьему веленью» А.Евтодьевой Повторение знакомых песен «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. «Здравствуйте» Картушина. Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) «Самолёты», «Самолёт летит» М. Кар-тушиной. «Мороз» (по методу Емельянова) для распе- от куплета к куплету, но и по музыкальным вания. фразам; выполнять паузы, точно предавать 6. Пение. ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения; петь выразительно, легким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. 4.Песенное творчество: - продолжать учить детей импровизировать мелодии различного характера на заданный. Текст Март и придуманный самостоятельно (по картинке, 1.Играисходя из словесного образа, заданного приветствие. педагогом); 2.Артикуляцио - добиваться, чтобы при самостоятельных поисках нная песенных импровизаций дети использовали свой гимнастика по музыкальный опыт, знании музыкальной речи, системе В. сочиняя песню – марш, песню – вальс, песню – Емельянова. польку, грустную и веселую песни. 3.Интонацион 5.Певческая установка: та же нофонопедическ ие упражнения. 4.Чистоговорк и. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение. Блок №4 «Весна красна» Апрель 1.Восприятие музыки: 1.Коммуникат -продолжать развивать эмоциональную ивная игра- отзывчивость детей на песни разного характера; приветствие. -проверить умение детей самостоятельно дать 2.Артикуляцио оценку качеству пения; нная уточнить, какие песни за год они помнят, гимнастика по узнают, называют, отметить их умение выделить системе В. любимые, добиваться от детей самостоятельного Емельянова. определения: за что нравится, в чем ее 3.Интонацион особенность. но2. Развитие музыкального слуха и голоса: фонетические - закреплять навык звуковой ориентировки, упражне-ния. добиваться осмысленного, быстрого и точного 4.Скороговорк пропевания одного и того же мелодического и, стихи. оборота выше– ниже; 17 «Вёз корабль камень», «Ди-ги, ди-ги дай» «Петя шёл» «Думал – думал» 1. «Три медведя» А.Евтодьевой Знакомые распевки 1. «Папа и дочь» Саманта Упражнение: «В гости». «Здравствуйте» Картушина. Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок». Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка» «Няня мылом мыла Милу…» «Сорок сорок ели сырок…» «Шла Саша…» Знакомый материал. 1. «Теремок» Л. Олифировой 2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной «Рано утром просыпаюсь я от глаз тво-их» Ж.Колмагорова «Любимая мама» Сл. Балахоненковой 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Лошадка» прищёлкивание, язычок; «Паровоз» - короткий вдох, долгий вы-дох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая - закреплять умение детей распознавать на слух движение мелодии вверх или вниз. 3. Усвоение певческих навыков: -закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно без напряжения; -следить за правильным дыханием; -чисто интонировать в заданном диапазоне поступенное и скачкообразное движении мелодии вверх и вниз; -точно передавать пунктирный ритм; -закреплять умении петь выразительно,осмысливая характер песни, ее содержание, чувствовать логические ударения в музыкальных фразах. 4.Песенное творчество: -расширять опыт детей в творческих поисках певческих интонаций; -развивать ладовый слух, используя ответно Май вопросную форму готового образца; 1.Коммуникат -развивать у детей самостоятельность, творческую ивная игра- активность в поисках певческой интонации. приветствие. 5.Певческая установка: та же 2.Артикуляцио нная гимнастика по системе В. Емельянова. 3.Интонацион нофонетические упражнения. 4.Скороговорк и, стихи. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение. 5.Упражнения для распевания. 6. Пение. голос). Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. «Я хороший», «Да и нет» В.Н.Петрушина. 1. «Стрекоза и рыбка» 2. «Кот и петух» А.Евтодьевой «Мир музыки»Сл.и муз.Е.В.Машечковой Шарики воздушные» А.Петряшева 1. «Приветствие» Модель И. Евдокимовой. 2. «Здравствуйте» Картушина. «Прогулка» М. Лазарев. Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар. «Только смеяться», «Я хороший», Знакомый репертуар. «Мир музыки»,»Капризка дож-дик»,»Песня сладкоежек»,»Песня о се-мье»,»Шарики воздушные»,»Мама»,»Папа и дочь» Отчётный концерт Календарно-тематический план (старший дошкольный возраст) Период Программное содержание 18 Репертуар прохождения материала Блок №1 «Осень золотая в гости к нам пришла» 1. Восприятие музыки: Октябрь 1.Коммуникативная - развивать эмоциональную отзывчивость на игра-приветствие. песни разного характера; 2.Артикуляционная - учить детей высказываться о форме песни, гимнастика по темповых и динамических изменениях в системе В. музыкальном сопровождении, о характере Емельянова. песни в целом, ее жанре (песня-вальс). 3.Интонационно2. Развитие музыкального слуха и голоса: фонетические - уточнить умение детей упражнения. различать высокие и низкие звуки в 4.Скороговорки. пределах терции; Чистоговорки. -упражнять в чистом пропевании этого 5. Упражнения для интервала сверху вниз; распевания. -упражнять в чистом интонировании 6. Упражнения на поступенных и скачкообразных движение дыхание мелодии; -закрепить умение различать долгие и короткие звуки, отмечать длительности движением руки; -учить детей держать интонацию на одном Ноябрь 1.Коммуникативная звуке. игра-приветствие. 3. Усвоение певческих навыков: 2.Артикуляционная -продолжить детей петь без форсирования гимнастика по звука, естественным голосом; системе В. -удерживать дыхание до конца фразы, Емельянова. концы фраз не обрывать, закачивать мягко; 3.Интонационно-правильно выполнять логические фонетические ударения; упражнения. -продолжить учить детей чисто 4.Скороговорки. интонировать мелодию в поступенном Чистоговорки движении вверх и вниз, а также скачки вниз на квинту и кварту (вверх и вниз); -упражнять в точном интонировании трезвучий (фа –ля –до2, ре –фа ля), удерживать интонацию на повторяющихся звуках, точно интонировать тонический ход на секунду вверх; -петь выразительно, меняя интонацию в соответствии с характером песни. 4.Песенное творчество: - пробуждать интонировать простейшие мотивы определенного характера, жанра (вальс, марш, полька); -продолжать развивать ладотональный слух детей 5.Певческая установка: -во время пения дети должны сидеть прямо, не прислоняясь к спинке стула. Ноги твердо стоят на полу, руки свободно лежат на 19 Коммуникативная игра «Ищу друга». «Паровоз» Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. Тук, так, тук, так Сшила Саша… Ду,ду,ду Тра та та( барабан) «Здравствуйте» «Паровоз» Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) Пропевание гласных «А-О-У-И-Э» в разной последовательности. 1. На дворе трава… 2. Карл у Клары… 1. «Котенок и бабочка» 2. «Птичка и Лиса» Упражнение НАСОС коленях. Голову держать прямо, без напряжения, рот открывать свободно (не в ширину, а вертикально). Губы упруги, подвижны. Не рекомендуются искусственные позы: «руки за спиной», «лодочкой». Положение при пение целесообразно менять (сидя, стоя у инструмента, в центре зала, свободно группируясь, инсценируя). При этом важно учитывать, разучивается или повторяется. Блок №2 «Белоснежная зима» 1.Восприятие музыки: Декабрь 1.Коммуникативная развивать эмоциональную отзывчивость детей игра-приветствие. на песни веселого – радостного, веселого – 2.Артикуляционная лирического, нежного и энергичного гимнастика по характера; учить осмысливать жанровую системе В. канву каждой песни: песня-марш, песняЕмельянова. танец; подводить детей к умению 3.Интонационносамостоятельно давать оценку качеству пению фонетические другого исполнителя, отмечая правильность упражнения. исполнения и ее выразительность. 4.Скороговорки, 2. Развитие музыкального слуха и голоса: стихи. продолжать учить различать и самостоятельно 5.Упражнения для определять направление мелодии, слышать и распевания. точно интонировать повторяющиеся звуки; 6.Дыхательная упражнять в чистом пропевании поступенного гимнастика и скачкообразного движения мелодии; 7. Пение. упражнять в четкой дикции; формировать хорошую артикуляцию. 3. Усвоение певческих навыков: уточнить умение детей вовремя вступать после музыкального вступления, точно попадая в первый звук; чисто интонировать в заданном диапазоне; учить самостоятельно реагировать на одинаковые фразы с разным окончание; совершенствовать умение детей петь с динамическими оттенка, не форсируя звук при усилении звучания; добиваться выразительного исполнения песен различного характера; петь с музыкальным сопровождением и без него. 4.Песенное творчество: учить детей самостоятельно находить песенные интонации различного характера на заданный текст; развивать ладотональный слух, используя вопрос - ответную форму. Январь 1.Коммуникативная 5.Певческая установка: та же игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика по системе В. Емельянова. 20 Коммуникативная игра-приветствие «Зеркало». Лошадка» прищёлкивание, язычок; «Паровоз» Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Пропевание гласных « А-О-У-И-Э» в разной последовательности «По волнам», «Качели», «По кочкам». Проговаривание текста песен, попевок. 1. Знакомый репертуар. Упражнение ГРЕЕМ РУКИ «Белые снежинки» сл. И. Шефрана, муз. Г. Гладкова «Зимняя сказка» сл. А. Усачева, муз. А. Пинегина Коммуникативная игра-приветствие. «Приветствие» («Хлопушка»). Работа с губами: (покусать зубами 3.Интонационнофонопедические упражнения. 4.Скороговорки. Стихи. 5.Упражнения для распевания. 6 дыхательная гимнастика 7. Пение Блок №3 «Так прекрасен мир поющий» 1.Восприятие музыки: Февраль 1.Коммуникативная - развивать восприимчивость к веселым, игра-приветствие. жизнерадостным и нежным лирическим 2.Артикуляционная песням; гимнастика по 2. Развитие музыкального слуха и голоса: системе В. закреплять умение детей различать долгие Емельянова. короткие звуки, отмечать длительность 3.Интонационнодвижением руки; продолжать упражняться в фонопедические умении удерживать интонацию на одном, упражнения. повторяющемся звуке; упражняться в чистом 4.Скороговорки. пропевании секунды вверх и вниз, в чистом Чистоговорки. интонировании поступенного движения 5.Упражнения для мелодии вниз, ход мелодии вверх и вниз, распевания. секунду вверх, кварту – вниз и мажорное 6.Гимнастика для трезвучие сверху вниз. дыхания 3. Усвоение певческих навыков: 7. Пение. -продолжать детей петь естественным голосом, без напряжения, правильно брать дыхание между музыкальными фразами и перед началом пения; петь выразительно передавая динамику не только от куплета к куплету, но и по музыкальным фразам; выполнять паузы, точно предавать ритмический рисунок, делать логические ударения в соответствии с текстом произведения; петь выразительно, легким, подвижным звуком, напевно, широко, с музыкальным сопровождением и без него. 4.Песенное творчество: 21 верхнюю и нижнюю губу). Упр. «Я обиделся», «Я радуюсь». «Крик ослика» (Й а...) «Крик в лесу» (А - у). «Крик чайки» (А! А!). «Кричит ворона» (Кар). «Скулит щенок» (Ии-и) «Пищит больной котёнок» (Мяу жалобно). Знакомый репертуар. 1. Лесенка 2. Упражнение РЕМЕШОК Повторение знакомых песен Коммуникативная игра «Комплименты». Паровоз» - Короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос) «Самолёты», «Самолёт летит» М. Картушиной. «Мороз» (по методу Емельянова) «Петя шёл» «Думал - думал» 1. «Три медведя» А.Евтодьевой Знакомые распевки. Упражнение МЯЧИКИ 1. «Песенка о капитане» Дунаевский 2. «Любимый папа» сл. Ю. Энтина муз. Д. Тухманова - продолжать учить детей импровизировать мелодии различного характера на заданный. Текст и придуманный самостоятельно (по Март 1.Игракартинке, исходя из словесного образа, приветствие. заданного педагогом); 2.Артикуляционная - добиваться, чтобы при самостоятельных гимнастика по поисках песенных импровизаций дети системе В. использовали свой музыкальный опыт, знании Емельянова. музыкальной речи, сочиняя песню – марш, 3.Интонационнопесню – вальс, песню – польку, грустную и фонопедические веселую песни. упражнения. 5.Певческая установка: та же 4.Чистоговорки. 5.Упражнения для распевания. 6.Гимнастика для дыхания 7.Пение. Блок №4 «Весна красна» 1.Восприятие музыки: Апрель 1.Коммуникативная -продолжать развивать эмоциональную игра-приветствие. отзывчивость детей на песни разного 2.Артикуляционная характера; гимнастика по -проверить умение детей самостоятельно дать системе В. оценку качеству пения; Емельянова уточнить, какие песни за год они 3.Интонационнопомнят, узнают, называют, отметить их фонетические умение выделить любимые, добиваться от упражнения. детей самостоятельного определения: за что 4.Скороговорки, нравится, в чем ее особенность. стихи. 2. Развитие музыкального слуха и голоса: 5.Упражнения для - закреплять навык звуковой ориентировки, распевания. добиваться осмысленного, быстрого и точного 6.Гимнастика для пропевания одного и того же мелодического дыхания оборота выше– ниже; 7.Пение. - закреплять умение детей распознавать на слух движение мелодии вверх или вниз. 3. Усвоение певческих навыков: -закреплять навык естественного звукообразования, умение петь легко, свободно без напряжения; -следить за правильным дыханием; -чисто интонировать в заданном диапазоне поступенное и скачкообразное движении 22 Коммуникативная игра «Поменяйтесь местами» Упражнения: «Обезьянки». «Весёлый язычок». Знакомый репертуар. «Лягушка и кукушка» «Няня мылом мыла Милу...» «Сорок сорок ели сырок. » «Шла Саша...» Знакомый материал. 1. «Теремок» Л.Олифировой 2. «Вот такая чепуха» И.Рыбкиной 3. Упражнение ЗМЕЯ «Мамочка моя» «Мамина песенка» М. Пляцковский Коммуникативная игра «Шарики»«Лошадка» прищёлкивание, язычок; «Паровоз» короткий вдох, долгий выдох; «Машина»- вибрация губ. «Самолёт»- на звук «У» (протяжно, на цепном дыхании, повышая и понижая голос). Проговаривание текста песен, попевок. «Уточка», «На дворе трава». Знакомый репертуар. 1. «Стрекоза и рыбка» 2. «Кот и петух» А.Евтодьевой Упражнение СВЕЧИ Май 1. Коммуникативная игра-приветствие. 2.Артикуляционная гимнастика 3.Интонационнофонетические упражнения. 4.Скороговорки, стихи. 5.Упражнения для распевания. 6.гимнастика для дыхания 7. Пение. мелодии вверх и вниз; -точно передавать пунктирный ритм; -закреплять умении петь выразительно,осмысливая характер песни, ее содержание, чувствовать логические ударения в музыкальных фразах. 4.Песенное творчество: -расширять опыт детей в творческих поисках певческих интонаций; -развивать ладовый слух, используя ответно вопросную форму готового образца; -развивать у детей самостоятельность, творческую активность в поисках певческой интонации. 5.Певческая установка: та же 23 Коммуникативная игра. «Звериное пианино». «Прогулка» М. Лазарев. Проговаривание текста песен, попевок. Знакомый репертуар. Упражнение ПУТЕШЕСТВИЕ КИСЛОРОДИКА «Любимый детский сад» К.Костина «В самый первый раз» Н.Разуваевой. 3. Организационный раздел 3.1. Условия реализации программы Реализации дополнительной образовательной программы осуществляется в соответствии с темами блоками, периодичность смены тем - каждые два месяца. Кадровые условия реализации программы. Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную программу «Домисолька» художественной направленности является дипломированным специалистом в области педагогики и имеет удостоверение о повышении квалификации. Педагог владеет методами организации, планирования, анализа и оценки как собственной деятельности, так и деятельности конкретного ребёнка или группы детей. Создает и поддерживает атмосферу дружеских отношений между детьми. Проявляет уважение к родителям, выстраивает партнёрские отношения с ними. Условия реализации программы для детей имеющих нарушения в развитии, в том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов При наличии обучающихся имеющих нарушения в развитии, в том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов, создаются специальные условия включающие в себя использование специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечении доступа в знания организации, осуществляющую образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных образовательных программ обучающимися с ОВЗ, детей инвалидов в соответствии с заключением ТПМПК. Сроки обучения данной категории детей могут быть увеличены с учетом психофизического развития в соответствии с ТПМПК. Численный состав может быть уменьшен до 15 человек в группе. 3.2. Расписание занятий Периодичность занятий: 2 раза в неделю (1 академический час), 8 месяцев. Общее количество часов по реализации дополнительной образовательной программы – 64 часа. Понедельник 1 подгруппа 2 подгруппа Пятница 1 подгруппа 2 подгруппа 3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Насыщенная развивающая предметно - пространственная среда музыкального зала обеспечивает реализацию дополнительной образовательной программы. Образовательное пространство содержательно насыщено, легко трансформируется, является полифункциональным, вариативным, доступным и безопасным. Организованная среда предоставляет возможность детям использовать и развивать свои музыкальные способности, стимулирует проявление самостоятельности, инициативности, помогает приобрести чувство уверенности в себе. Она строится, основываясь на следующие критерии: рациональность подбора музыкального репертуара и музыкальнодидактических игр; свобода выбора каждым ребёнком любимого занятия; направленность на развитие музыкальных, исполнительских, творческих способностей; 24 возможность продуктивного использования в разных видах двигательной и игровой деятельности; соответствие возрастным особенностям детей; эстетичность компонентов и её направленность на воспитание художественного вкуса; эмоциональная насыщенность; безопасность. В музыкальный зале имеются: пианино, синтезатор, музыкальный центр, детский музыкальные инструменты, дидактические пособия, наглядный материал. Более того, чтобы заинтересовать детей на занятиях, используются нетрадиционные музыкальные инструменты, изготовленное совместно с детьми и родителями. Предметно-развивающая среда отвечает санитарно-гигиеническим и художественно- эстетическим требованиям и изменяется в соответствии с современными требованиями. 3.4. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения Обеспеченность дополнительной общеобразовательной программы методическими материалами и средствами обучения представлена в таблице. № 1. 2. 3. Содержание требований Музыкальные инструменты: Фортепьяно; YAMAHA DGX-520. Детские музыкальные инструменты: Оркестровый набор шумовых деревянных инструментов; Металлофоны; Колокольчики; Духовые инструменты; Барабаны; Погремушки; Бубен; Маракасы; Румба; ТСО: Музыкальный центр; Детский синтезатор «Кассио»; Микрофоны 2шт.; Стойки для микрофонов 2 шт.; Телевизор; Видеомагнитофон; Дивиди проигрыватель; Дидактические наглядные материалы: Дидактические игры. Наглядные пособия: Портреты детских, русских, зарубежных и советских композиторов; Иллюстрации музыкальных инструментов. Театральные атрибуты: Виды театров (би-ба-бо, театр ложек, марионетки) Театральные ширмы (настольная, высокая); Плетень; Полумаски. 25 4. Звуковые пособия: Фонотека; Каталог презентаций; Видеоматериалы. 3.5. Список используемой литературы. 1. Т.В. Ермолина Музыка в детском саду. От 1 года до 8 лет. Образовательная программа дошкольного образования Ермолина Т.В. Национальное образование. 2018г. 2. И.Е. Домогацкая Программа по предмету «Развитие музыкальных способностей детей 3-5 лет. Домогацкая И.Е. Классика XXI 2016г. 32с. 3. И.Каплунова, И.Новоскольцева. «потанцуй со мной, дружок». Методическое пособие с аудиоприложением, для музыкальных руководителей, педагогов; Изд. ООО «Невская Нота», 2010г.-71с.; 4. И.Каплунова, И.Новоскольцева. «Умные пальчики». Методическое пособие с аудиоприложением, для музыкальных руководителей, педагогов; Изд. ООО «Невская Нота», 2010г.-51с. 26 Приложение №1 Методика обследования уровня развития музыкального слуха и вокальнопевческих навыков (критерии и показатели оценки). Оценка музыкального слуха и вокально- певческих навыков дошкольников 37 лет. Диагностику уровня развития музыкального слуха и певческих навыков у детей осуществлять 2 раза в год (в октябре и мае). Критерии овладения детьми музыкального слуха: 1. Особенности восприятия музыки. 2. Музыкальный слух: а) звуковой слух; б) доминантный слух; в) ритмический слух; г) тембровый слух; 3. Исполнительство а) пение ; Б) песенное творчество. Задания для проверки музыкального слуха детей старшего дошкольного возраста по методике Н.А Ветлугиной Цель: выявления уровня развития музыкального слуха детей Показатели, характеризующие уровень музыкального развития детей I. Восприятие музыки 1. Выявление особенностей восприятия музыки № п/п Подготовительная группа к школе Музыкальный репертуар Прослушать и различить три пьесы различного характера, одного жанра (полька, пляска, вальс), показать карточку II. Музыкальный слух 1. Выявление уровня звуковысотного слуха 2. 3. 4. Различать высокий и низкий звуки в пределах терции до1-ми1 (использовать металлофон с точной зафиксированной высотой) Выявление уровня Различать динамические оттенки доминирующего p (громкое и звучание) и тихое слуха Слушать мелодию и отхлопывать Выявление слуха ритмический уровня рисунок из и в четырехтактном ритмического построении. музыкальное Выявление уровня Прослушать произведение и узнать тембрового слуха музыкальные инструменты. III. Исполнительство Выявление умений Петь знакомую песню первый раз 1. качества с помощью педагога, затем без певческих сопровождения. Коллективно исполнять песни. Песенное Импровизировать мелодии: 2. плясовую и колыбельную творчество 27 «Полька» музыка Рахманинова «Камаринская» музыка П.И.Чайковский «Вальс» музыка П.И.Чайковский Металлофон «Детская полька» музыка М.Глинка «А я русская песня по лугу» народная «Ах, вы сени» русская народная Мелодия в оркестровом исполнении Хорош знакомая песня по выбору музыкального руководителя «Поезд» Н.Ивенс, Т.Бырченко слова музыка Показатели уровней развития: Ниже среднего - слушает музыку, но не различает характер музыкальных произведений. Узнает знакомые произведения, различает звуки по высоте, но допускает ошибки. Слабо различает темповые, динамические оттенки. Поет, правильно интонируя, лишь с помощью педагога. Двигается, не всегда согласуя движения с музыкой. Средний уровень - слушает внимательно музыку, проявляет эмоциональное отношение к некоторым произведениям, различает характер знакомых произведений, различает характер знакомых произведений, иногда ошибаясь. Поет активно, но не всегда чисто интонируя. Двигается согласно с музыкой, но не выразительно. Правильно исполняет мелодии (в пределах терции) Выше среднего - определяет характер и жанры незнакомых произведений, узнает знакомые мелодии по вступлению. Поет знакомые песни без сопровождения. Точно, ритмично двигается, проявляет самостоятельность, выразительно передавая музыкально-игровой образ и танцевальные движения. Хорошо выполняет творческие задания. Критерии овладения детьми вокально – певческих навыков: 1. Певческий диапазон; 2. Качества звука; 3. Качества дыхания; 4. Качество дикции; 5. Строй (чистота интонации); 6. Умение петь в ансамбле; 7. Выразительность. Задания для проверки вокально-интонационных навыков детей старшего дошкольного возраста Критерии Певческий диапазон Качество звука Качество дыхания Качество дикции Строй (чистота интонации) Умение петь в ансамбле Выразительность пения Основные показатели развития вокальноинтонационных навыков Пропеть «предложение» (си- ля) Репертуар Пропеть упражнения на legato и staccato l.A-э-и-о-у 2. ми-ку-ми-ку-ми З.»у кота - воркота» р. н. п. «Во поле берёза стояла» р. н.п. 1 .Раз дрова, два дрова, три дрова. 2.Ехал Грека через реку «Про ёлочку» В. Красев Брать дыхание по фразам, распределять его экономно Проговорить скороговорки Спеть куплет песни без сопровождения Петь группой, слушать друг друга, не выделяться Исполнить куплет песни, мимикой передавая характер песни Показатели уровней развития: 28 «Дед мороз» В. Витлин «Как у наших у ворот» р. н. п. «Свадьба» Р. Паулс Выше среднего - поет выразительно, эмоционально, слаженно не выделяется в ансамбле. Чисто интонирует мелодию без сопровождения, дикция четкая, ясная. Дыхание сформировано правильно, дыхание берет по фразам, Умеет пропевать упражнение на легато и стаккато. Певческий диапазон развит в пределах ре – до. Средний уровень – проявляет эмоциональность. Поет активно, но не всегда чисто. Дыхание сформировано, но не всегда распределяет экономично. Дикция четка, но не смыкает согласные звуки в конце слова. Диапазон развит в пределах ре – ля. Ниже среднего – поет монотонно, не вступает самостоятельно, мелодию не пропевает (декламация), дыхание поверхностное, дикция не четкая, диапазон ограничен, не умеет пропевать мелодию на легато. 29