Ламехова Юлия Павловна Подписано цифровой подписью: Ламехова Юлия Павловна Дата: 2023.08.31 17:02:33 +05'00' № Содержание 1 1.1. 1.2. 1.3. Целевой раздел Пояснительная записка Цель, задачи, принципы реализации программы Целевые ориентиры и способы определения их результативности. Формы подведения итогов Содержательный раздел Годовой календарный график по реализации дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования. Содержание дополнительной программы, структура занятия, описание образовательной деятельности, в том числе для детей имеющих нарушения в развитии, детей с ОВЗ, детей инвалидов Календарно-тематический план Организационный раздел Условия реализации программы, в том числе для детей имеющих нарушения в развитии, детей с ОВЗ, детей инвалидов Расписание занятий Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения Список используемой литературы. Оценочные и методические материалы 2 2.1. 2.2. 2.3. 2.4. 3 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. 3.5. 3.6. Стр. 1 3 3 4 5 6 6 7 7 9 22 22 22 23 23 24 24 1. Целевой раздел. 1.1. Пояснительная записка. Актуальность. В связи с ухудшением состояния здоровья дошкольников, увеличением количества простудных и иных заболеваний становится актуальной проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребёнка, увеличение двигательной активности, как мощного фактора интеллектуального и эмоционального развития человека. В то же время, несмотря на большую популярность физической культуры, ее пока нельзя назвать образом жизни каждого человека. В связи с этим актуальным является поиск эффективных путей оздоровления и физического развития детей и подростков, повышения уровня их физической подготовленности, приобщения к здоровому образу жизни. Одним из путей решения этой проблемы является развитие детского фитнеса и внедрение его технологий в систему физкультурного образования детей дошкольного возраста. Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами: - Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании». - Конвенция о правах ребенка. - СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». При разработке данной программы опирались на программу Е.В. Сулим «Детский фитнес» Физкультурные занятия для детей 3-5 лет, 5-7 лет М.: ТЦ «Сфера» 2018 год. (Растим детей здоровыми). Направленность дополнительной общеобразовательной программы: физкультурно-спортивная. Уровень сложности: стартовый Новизна данной программы заключается в том, что в ней используется эффективная и современная форма физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении - система комплексных занятий на основе методик детского фитнеса с использованием современных оздоровительных технологий: степ-аэробика; игровой стретчинг; ритмическая гимнастика, работа на тренажёрах, работа с интерактивным скалодромом. Отличительной особенностью данной дополнительной общеобразовательной программы от уже существующих программ является использование на каждом занятии комплекса ритмической и креативной гимнастики, стетчинг гимнастики, обязательное использование игрового самомассажа и дыхательной гимнастики, занятий на тренажёрах. Программа соответствует основным требованиям процесса обучения и воспитания: соответствие физических упражнений возрастным особенностям и физической подготовленности дошкольников; применение упражнений согласно научному пониманию физиологии детского организма; рациональный подбор форм, средств и методов, рациональная организация занятий. Характеристика целевой группы Средний дошкольный возраст (4 - 5 лет) Ребенок 5-го года жизни владеет в общих чертах всеми видами основных движений. Он стремится к новым сочетаниям движений, пытается испробовать свои силы в сложных видах движений и физкультурных упражнений. У детей возникает потребность в двигательных импровизациях. Дети берутся за выполнение любой двигательной задачи, но не соразмеряют свои силы, не учитывают реальные возможности. Растущее двигательное воображение становится в этом возрасте одним из стимулов обогащения моторики детей разнообразными способами действий. Дети начинают различать виды 2 движений, частично научаются выделять некоторые их элементы Возникает интерес к результатам движения в соответствии с образцом. Старший дошкольный возраст (5 - 6 лет) В старшем дошкольном возрасте двигательная деятельность становится все более многообразной. Дети уже достаточно хорошо владеют основными движениями, им знакомы различные гимнастические упражнения, подвижные игры, начинается формирование разнообразных способов многих видов спортивных упражнений. Усиливаются проявления самостоятельности, возникают творческие поиски новых способов действий. Дети начинают упражняться в движениях по своей инициативе, многократно повторять их без напоминаний взрослого, пытаясь освоить то, что не получается. При этом они довольно настойчиво преодолевают трудности. Однако в этом возрасте нередко поведение детей обусловливают возникающие мотивы соперничества, соревнования. Развитие моральных и волевых качеств детской личности продолжает оставаться важной стороной педагогического руководства двигательной деятельностью в процессе физического воспитания. Старший дошкольный возраст (6 - 8 лет) Дети 6 лет активны. Они умело пользуются своим двигательным аппаратом. Движения их достаточно координированы и точны. Они умеют их сочетать в зависимости от окружающих условий. Растут возможности различения пространственного расположения движущихся предметов, в том числе и перемещающегося человеческого тела. Совершенствуются основные движения, ярче проявляются индивидуальные особенности движений, зависящие от телосложения и возможностей ребенка. У детей постепенно вырабатывается эстетическое отношение к ритмичным, ловким и грациозным движениям. Начинают проявляться личные вкусы детей в выборе движения. В совместной двигательной деятельности особенно в подвижных играх соревновательного характера, дети делают попытки оценивать свои и чужие поступки и найти линию поведения, отвечающую интересам коллектива. Форма обучения: очная. Вид занятий: практические занятия. Объем и срок реализации программы: октябрь 2023 – май 2024 года, 64 часа Условия реализации программы: набор детей осуществляется при наличии вакантных мест 1.2. Цель, задачи, принципы реализации программы Цель программы: укрепление здоровья ребенка, профилактика заболеваний детского возраста, приобщение к здоровому образу жизни. Задачи программы: 1. Оптимизация роста и развития опорно-двигательного аппарата (формирование правильной осанки, профилактика плоскостопия). 2. Развитие и функциональное совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой, нервной систем организма. 3. Совершенствование психомоторных способностей: развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкости), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей. 4. Содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха памяти, внимания, умению согласовывать движения с музыкой. 5. Оказание благотворного влияния музыки на психосоматическую сферу ребенка. 6. Формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений. 7. Содействие воспитанию умения эмоционального выражения, раскрепощенности и творчества в движении. 3 Принципы реализации дополнительной общеобразовательной программы: Полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования (далее индивидуализация дошкольного образования); Содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; Сотрудничество Организации с семьей; Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; Формирование познавательных образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей). Учет этнокультурной ситуации развития детей. 1.3. Целевые ориентиры и способы подведения их результативности. Формы подведения итогов Практическое применение разработанной программы в существующем режиме детского сада приведёт к тому, что: У детей укрепится осанка, улучшатся физические качества. Произойдёт развитие и совершенствование органов дыхания, кровообращения, сердечнососудистой, нервной систем организма. У воспитанников произойдёт развитие мышечной силы, подвижности в различных суставах (гибкость), выносливости, скоростных, силовых и координационных способностей. Разовьётся чувство ритма, музыкальный слух памяти, внимание, умение согласовывать движения с музыкой. Сформируются навыки выразительности, пластичности, грациозности и изящества танцевальных движений. Сформирует широкий круг игровых действий, способствующих воспитанию интереса к игровым упражнениям и подвижным играм. Произойдёт понимание и принятие принципов здорового образа жизни. Мониторинг. Методика обследования уровня развития физических качеств (критерии и показатели оценки). Оценка физической подготовленности дошкольников 4-8 лет. Диагностика уровня физической подготовленности осуществляется 2 раза (в октябре и декабре). Диагностические тесты подобраны с учетом: Степени овладения детьми базовыми двигательными умениями и навыками, уровня освоения техники основных движений; Развития основных физических качеств – силы, быстроты, гибкости, выносливости, координационных способностей; Способности детей к использованию уже известного объёма двигательных умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности. Содержание диагностических тестов (см. приложение 1). 4 Формы подведения итогов: открытое занятие для родителей, спортивные праздники «Мы весело играем и здоровье прибавляем!», «Секреты здоровья». 1.4. Ожидаемые результаты -Повышение уровня физического, психического здоровья детей. -Снижение количества дней, пропущенных одним ребенком по болезни. -Увеличение доли детей, вовлеченных в профилактические мероприятия. -Нормализация статистических и динамических функций организма, общей и мелкой моторики. -Положительный результат темпов прироста физических качеств. -Скоординированность действий педагога и специалиста в физкультурнооздоровительной работе с детьми. -Повышение активности родителей в совместной работе по укреплению здоровья детей. 2. Содержательный раздел 2.1. Годовой календарный график по реализации общеобразовательной программы дошкольного образования. 3. Категория обучающихся Воспитанники, зачисляемые по договорам об образовании за счет средств физических лиц Основные периоды годового графика Начало Окончание учебного учебного года года 01.09.2023 31.05.2024 Всего 36 недель 3 дня дополнительной у учебный день в п выходной день праздничный день Сентябрь 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в 1 2 неделя 3 неделя 4 неделя 5 неделя неделя Октябрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у 6 неделя 7 неделя 8 неделя 9 неделя Ноябрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 у у у п в в у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у 10 неделя 11 неделя 12 неделя 13 неделя 14 неделя Декабрь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в 14 15 неделя 16 неделя 17 неделя 18 неделя неделя Январь 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 п п п п п п п п у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у 8 праздничных и 19 неделя 20 неделя 21 неделя 22 выходных дней неделя Февраль 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 1 у уу в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у п в в у у у у 5 22 неделя 23 неделя 24 неделя 25 неделя 26 неделя Март 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 у в в у у у у п в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в 26 27 неделя 28 неделя 29 неделя 30неделя неделя Апрель 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 у у у у у в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у у в в в 31 неделя 32 неделя 33 неделя 34 неделя Май 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 п у у в в у у у п в в в у у у у у в в у у у у у в в у у у у у 35 неделя 36 неделя 37 неделя 38 неделя 39 неделя 6 2.2. Учебный план по реализации дополнительной общеобразовательной программы дошкольного образования № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 Кол-во теоретич. часов «Вспомним лето» 2 «Танец с хлопками» 2 «Русские богатыри» 2 «Зверобика» 2 «Новогодние игрушки» 2 «Закаляйся, если хочешь быть здоров!» 1 Праздник «Мы весело играем и здоровье прибавляем!» 0 «Пингвины» 2 «Весёлый ёжик» 2 «Гантели» 2 «Солдаты» 2 «В ритме самбо» 2 «Мишка Гуми Бер» 2 «Руки вверх!» 2 «Весёлые мартышки» 2 «Тусовка зайцев» 2 «Ковбойская» 1 Праздник «Секреты здоровья» 0 Всего: Раздел Кол-во практич. часов 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 64 часа 2.3. Содержание дополнительной программы, структура занятия Программа включает цикл занятий по обучению физическим упражнениям, различные виды гимнастик, в том числе ритмическую и креативную, занятия на тренажёрах, степ-платформах. Форма и тип занятия по программе соответствует занятию классического типа. Способ организации детей на занятии зависит от поставленной цели и задач каждого занятия. На занятиях используются три основных способа организации детей: фронтальный, групповой и индивидуальный. В содержании работы секции представлена оздоровительная и развивающая гимнастика, работа на тренажёрах и степ-платформах. Главное назначение оздоровительной гимнастики состоит в укреплении здоровья воспитанников, в поддержании физической и умственной работоспособности и активности. Включает следующие разделы: «Ритмическая гимнастика», «Стретчинггимнастика». 1. «Ритмическая гимнастика» - танцевальные упражнения, направленные на работу и развитие всех мышц и суставов. Её содержанием являются разнообразные, простые по технике исполнения физические упражнения (строевые, танцевальные и общеразвивающие упражнения). Они выполняются под эмоционально-ритмическую музыку. Цель: способствовать обогащению двигательного и эмоционального опыта воспитанников, улучшению функционального состояния организма ребёнка, повышению двигательной активности через систему занятий. Задачи: создать условия для обучения правильному выполнению упражнений как по форме (направление движений, амплитуда), так и по характеру усилий (ритм, темп, дозировка); способствовать формированию правильной осанки воспитанников, развитию общей выносливости, координации движений, подвижности в суставах, элементарных 7 двигательных качеств (пластичности, ловкости, пружинных плавных движений), воображения, воспитанию трудолюбия 2. «Стретчинг-гимнастика» комплекс статических растяжек, предназначенный для укрепления мышц и гибкости суставов. Цель: содействовать укреплению здоровья детей; способствовать обогащению их двигательного опыта. Задачи: способствовать развитию физических качеств: гибкости, ловкости, подвижности, суставов, чувства владения своим телом, умения расслабляться; совершенствовать координационные способности воспитанников. Все разделы развивающих занятий объединяет игровой метод проведения занятий. Игровой метод придаёт учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоения упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребёнка. Структура занятия состоит из 3 частей: І. Вводная часть. Разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. Ее содержание включает различные виды ходьбы, бега, корригирующие упражнения, упражнения на профилактику плоскостопия и т.д. ей отводится до 3-5 минут. ІІ. Основная часть. Основная часть включает ритмическую гимнастику (комплекс общеразвивающих упражнений), упражнения на тренажерах, степ – платформах, креативную гимнастику и подвижную игру. Дети продолжают переходить от одного упражнения на тренажерах («станциях») к другому, передвигаются по кругу, выполняя, таким образом, все предложенные педагогом упражнения. Для детей старшего дошкольного возраста работа на тренажёрах на втором занятии надели заменяется на работу на степ-платформах (разучивание базовых шагов, комплексов, подвижные игры с использованием степов). В конце второй части организуется подвижная игра, которая подбирается с учетом степени нагрузки, полученной детьми, а также с учетом их пожеланий (всего 20 мин). ІІІ. Заключительная часть. Третьей, заключительной части занятия отводится не более 3-4 минут. Она включает элементы дыхательной гимнастики, самомассажа, упражнения-релаксации, игровые упражнения для формирования правильной осанки, укрепления свода стопы, креативную гимнастику. Описание образовательной деятельности для детей имеющих нарушения в развитии, в том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов Образовательный процесс по дополнительной общеобразовательной программе, при наличии детей с нарушениями в развитии, в том числе с детьми ОВЗ и детей инвалидов, организуется с учетом особенностей психофизического развития данной категории детей, заключением ТПМПК и адаптированной образовательной программой. Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий развития ребенка и обеспечивает интеграцию социального, речевого, познавательного, физического, художественно-эстетического развития ребенка.Реализация образовательной деятельности обеспечивается гибким применением традиционных и нетрадиционных средств развития (артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики и т.д.). Освоение дополнительной общеобразовательной программы позволяет обеспечить, воспитанника дошкольного учреждения равными стартовыми возможностями, а так же, успешную социализацию в обществе. 8 2.4. Календарно-тематический план (средний дошкольный возраст) Недели Ритмическая Стретчинг Степ-аэробика Занятия на гимнастика гимнастика тренажёрах Комплекс 1 неделя «Вспомним лето» Упражнение «Волшебные деревца» Комплекс 2 неделя «Вспомним лето» Упражнение «Мягкие и твёрдые карандаши» Комплекс 3 неделя «Танец с хлопками» Упражнение: «Коробка с карандашами». Комплекс 4 неделя «Танец с хлопками» Упражнение: «Молодые и старые карандаши» Октябрь Упр. «Великан» Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Упр. «Карлик» Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Упр. «Птички на Круговая ветке» тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Креативная гимнастика Игровой самомассаж, дыхательные упражнения Подвижная игра Музыкальнотворческая игра «Мы осенние листочки» Игровой массаж «Чтобы горло не болело» Дыхательное упражнение «Воздушный шар» «Ловишки с ленточками» Музыкальнотворческая игра «Мы осенние листочки» Игровой массаж «Чтобы горло не болело» Дыхательное упражнение «Хлопушка» «Найди свой цвет» Психогимнастический этюд «Слоники в городе». Игровой массаж «Собери «Похлопаем мячи» ладошками по ручкам немножко» Дыхательное упражнение «Поднимаем выше груз» Игровой массаж «Мы весёлые «Похлопаем ребята» ладошками по ручкам немножко» Упр. «Самолёт» Круговая Релаксационное тренировка. упражнение Тренажёры: беговая «Шишки» дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск 9 Комплекс: 1 неделя «Русские богатыри». Упражнение: «Ящерица» Комплекс: 2 неделя «Русские богатыри». Упражнение: «Змея». Комплекс 3 неделя «Зверобика» Упражнение: «Кошечка» Комплекс 4 неделя «Зверобика» Упражнение: «Собачка». Комплекс: 1 неделя «Новогодние игрушки» Упражнение: «Кобра» «Здоровья». Ноябрь Упр. «Велоси- Круговая пед» тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Упр. «Пингвин» Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Упр. «Кран» Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Упр. «Стрекоза» Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Декабрь Упр. «Аист на Круговая крыше» тренировка. Тренажёры: беговая 10 Творческая игра Дыхательное «Поздняя осень» упражнение «Великан и карлик». «Ловишки» Сказкотерапия «Обещание» Дыхательные «Воробышки упражнения и автомобиль» «Дыхание», «Губы трубкой». Массаж «Шла купаться черепаха» Релаксационное упражнение «Макароны» Массаж «Шла купаться черепаха» Релаксационное упражнение «Солнышко и тучка» Игровой самомассаж «Как на пишущей машинке» Творческая игра: Игровой «Зимний лес» самомассаж «Как на пишущей «Ловишки с ленточками» «Весёлая дискотека» «Хитрая лиса» дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Комплекс: Упражнение: Упр. «Великан» Круговая Релаксационное 2 тренировка. упражнение неделя «Новогодние «Летучая мышь» игрушки» Тренажёры: беговая «Медвежата в дорожка, «Штанга», лесу» «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Комплекс: Упражнение: Упр. «Шаг» Круговая Психогимнастиче 3 тренировка. ский этюд неделя «Закаляйся, «Носорог» если хочешь Тренажёры: беговая «Тишина» быть здоров!» дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Комплекс: Упражнение: Упр. «СтопКруговая Релаксационное 4 «Закаляйся, кадр» тренировка. упражнение неделя «Улыбка» если хочешь Тренажёры: беговая «Тепло и быть здоров!» дорожка, «Штанга», холодно» «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Праздник «Мы весело играем и здоровье прибавляем!» Январь Комплекс: Упражнение: Упр. «Великан» Круговая Психогимнастиче 1 тренировка. ский этюд неделя «Пингвины» «Аист» Тренажёры: беговая «Лисичка дорожка, «Штанга», подслушивает» «Гребля», Энергетический «Ходунки», диск массаж. «Здоровья». 11 машинке» Дыхательное упражнение «Погреемся» Дыхательное упражнение «Пловец кролем». «Салки с мячом» «Мы весёлые ребята» Самомассаж ног «У медведя во «Скатаем снежок» бору» Дыхательное упражнение «Погреемся» Дыхательное упражнение «Вырастем большими» «Мороз Красный нос» Комплекс: 2 неделя «Пингвины» Упражнение: «Бабочка» Комплекс: 3 неделя «Весёлый ёжик» Упражнение: «Слон» Комплекс: 4 неделя «Весёлый ёжик» Упражнение: «Улитка» Комплекс: 1 неделя «Гантели» Упражнение: «Гора» Комплекс: 2 неделя «Гантели» Упражнение: «Рыба» Упр. «Карлик» Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Упр. «Птички на Круговая ветке» тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Упр. «Самолёт» Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Февраль Упр. «Велоси- Круговая пед» тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Упр. «Пингвин» Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», 12 Упражнение на релаксацию «Стрекоза» Игра - имитация: «Лепим снежную бабу» Дыхательное упражнение «Поедем на автомобиле» Упражнение на укрепление мышц спины. Творческая игра «Весёлые зверята» «Хитрая лиса» Упражнения с массажными мячами «Лепим снежную бабу» Дыхательное упражнение «Роза распускается» Сказкотерапия Дыхательное «Подарок упражнение лесовичка» «Подыши одной Игровой массаж ноздрёй» «На дворе мороз и ветер» «Птички в гнёздышках» Психогимнастиче Дыхательное ский этюд упражнение «Винт». «Ныряние» «Догони мяч» Упражнение на релаксацию «Качели». Дыхательное упражнение «Лес шумит» «Обезьянки» «Найди себе пару» Комплекс: 3 неделя «Солдаты» Упражнение: «Лягушка» Комплекс: 4 неделя «Солдаты» Упражнение: «Полуверблюд» Комплекс: 1 неделя «В ритме самбо» Упражнение: «Лягушка» Комплекс: 2 неделя «В ритме самбо» Упражнение: «Страус» Комплекс: Упражнение: 3 «Ходунки», диск «Здоровья». Упр. «Кран» Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Упр. «Стрекоза» Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Март Упр. «Аист на Круговая крыше» тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Этюд «Не Игровой расплескай воду» самомассаж «Поиграем с ушками» «Волк во рву» Упражнение на релаксацию «Лентяи» Дыхательное упражнение «Пловцы» «Самолёты» Игровое упражнение «Нос, пол, потолок» Упражнение на снятие напряжения и усталости «Червячок» Творческая игра «Покажи цифру» Дыхательное упражнение «Понюхаем цветы» «Мой весёлый звонкий мяч» Дыхательное упражнение «Пожарные» «Быстро возьми!» Дыхательное «Самолёты» Упр. «Великан» Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Упр. «Шаг» Круговая Этюд «Злой и 13 неделя «Мишка Гуми «Водомерка» Бер» Комплекс: Упражнение: 4 неделя «Мишка Гуми «Гора» Бер» Комплекс: Упражнение: 1 неделя «Руки вверх!» «Черепашка» Комплекс: Упражнение: 2 неделя «Руки вверх!» «Улитка» Комплекс: 3 неделя «Весёлые мартышки» Упражнение: «Саранча» тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Упр. «СтопКруговая кадр» тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Апрель Игра Круговая «Бездомный тренировка. заяц» Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Игра Круговая «Воробышки и тренировка. автомобиль» Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Игра «Пингвины Круговая на льдине» тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск 14 добрый Мишка» упражнение «В зоопарке» Психологический Дыхательное этюд «Карлсон» упражнение «Хлопушка» «Успей выбежать» Упражнение на снятие напряжения и усталости «Дерево» Дыхательное упражнение «Поднимаем выше груз» «Воробьи и вороны» Сказкотерапия «Подарок Лесовичка» Самомассаж «Поиграем ручками» «Зайка беленький сидит» Творческая игра «Обезьянки» Самомассаж «Поиграем ножками» «Птички и кошка» Комплекс: 4 неделя «Весёлые мартышки» Упражнение: «Червячок» Комплекс: 1 неделя «Тусовка зайцев» Упражнение: «Стойкий оловянный солдатик» Комплекс: 2 неделя «Тусовка зайцев» Упражнение: «Качели» Комплекс: Упражнение: 3 неделя «Ковбойская» «Ах, ладошки, вы, ладошки» Комплекс: Упражнение: 4 неделя «Ковбойская» «Мостик» «Здоровья». Игра «Уголки» Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Май Игра «Цирковые Круговая лошадки» тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Игра «Великаны Круговая и гномы» тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Игра Круговая «Космонавты» тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля» , «Ходунки», диск «Здоровья». Игра «Фигуры» Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», 15 Упражнение на релаксацию «Качели». Дыхательные упражнения «Дыхание» «Пчёлки» Релаксационное Дыхательные упражнение упражнения «Посадили «Губы трубкой». семечко в землю» «Совушка» Психогимнастиче Дыхательное ский этюд упражнение «Тишина» «Поедем на автомобиле» «Лиса в курятнике» Творческая игра «Спортсмены» Самомассаж «Мы в ладоши хлопам» Релаксационное упражнение «Дерево» Дыхательное упражнение «Вода кипит». «Жуки» «Пчёлки и ласточка» «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Спортивный праздник «Секреты здоровья» Календарно-тематический план (старший дошкольный возраст) Недели Ритмическая Стретчинг СтепЗанятия на гимнастика гимнастика аэробика тренажёрах Октябрь Круговая тренировка. Творческая игра «Кто Тренажёры: беговая я?» дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Комплекс 1 неделя «Вспомним лето» Упражнение Разучивание «Волшебные базовых деревца» шагов Комплекс 2 неделя «Вспомним лето» Упражнение «Мягкие и твёрдые карандаши» Комплекс 3 неделя «Танец с хлопками» Упражнение: Разучива-ние Круговая тренировка. Тренажёры: беговая «Коробка с базовых шагов дорожка, «Штанга», карандаша«Гребля», «Ходунки», ми». диск «Здоровья». Разучивание базовых шагов Креативная гимнастика Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». 16 Музыкальнотворческая игра «Мы осенние листочки» Психогимнастичес кий этюд «Слоники в городе». Игровой самомассаж, дыхательные упражнения Подвижная игра Игровой массаж «Чтобы горло не болело» Дыхательное упражнение «Воздушный шар» Игровой массаж «Чтобы горло не болело» Дыхательное упражнение «Хлопушка» Игровой массаж «Похлопаем ладошками по ручкам немножко» Дыхательное упражнение «Поднимаем выше груз» «Вышибалы» «Найди свой цвет» «Собери мячи» Комплекс 4 неделя «Танец с хлопками» Упражнение: Разучива-ние Круговая тренировка. Тренажёры: беговая «Молодые и базовых шагов дорожка, «Штанга», старые «Гребля», «Ходунки», карандаши» диск «Здоровья». Ноябрь Упражнение: Комплекс Круговая тренировка. «Делайте Тренажёры: беговая «Ящерица» зарядку» дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Упражнение: Комплекс Круговая тренировка. «Делайте Тренажёры: беговая «Змея». зарядку» дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Релаксационное Игровой массаж упражнение «Шишки» «Похлопаем ладошками по ручкам немножко» Комплекс 3 неделя «Зверобика» Упражнение: Комплекс «Делайте «Кошечка» зарядку» Релаксационное упражнение «Макароны» Комплекс 4 неделя «Зверобика» Упражнение: Комплекс «Делайте «Собачка». зарядку» Комплекс: 1 неделя «Новогодние игрушки» Упражнение: Комплекс «Делайте «Кобра» зарядку» Комплекс: 1 неделя «Русские богатыри». Комплекс: 2 неделя «Русские богатыри». Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Декабрь Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». 17 «Мы весёлые ребята» Творческая игра «Поздняя осень» Дыхательное упражнение «Великан и карлик». «Колдун» Сказкотерапия «Обещание» Дыхательные упражнения «Дыхание», «Губы трубкой». Массаж «Шла купаться черепаха» Массаж «Шла купаться черепаха» «Вороны и гнёзда» «Ловишки с ленточками» Релаксационное упражнение «Солнышко и тучка» Игровой самомассаж «Как на пишущей машинке» «Дискотека с фитболом» Творческая игра: «Зимний лес» Игровой самомассаж «Как на пишущей машинке» «Хитрая лиса» Комплекс: 2 неделя «Новогодние игрушки» Упражнение: Комплекс «Делайте «Летучая зарядку» мышь» Комплекс: Упражнение: Комплекс 3 «Делайте неделя «Закаляйся, «Носорог» если хочешь зарядку» быть здоров!» Комплекс: Упражнение: Комплекс 4 «Делайте неделя «Закаляйся, «Улыбка» если хочешь зарядку» быть здоров!» Комплекс: 1 неделя «Пингвины» Комплекс: 2 неделя «Пингвины» Комплекс: 3 неделя «Весёлый ёжик» Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Релаксационное упражнение «Медвежата в лесу» Психогимнастический Дыхательное этюд «Тишина» упражнение «Пловец кролем». Релаксацион-ное упражнение «Тепло и холодно» Праздник «Мы весело играем и здоровье прибавляем!» Январь Упражнение: Комплекс Круговая тренировка. Психогимнастический «Делайте Тренажёры: беговая этюд «Лисичка «Аист» зарядку» дорожка, «Штанга», подслушивает» «Гребля», «Ходунки», Энергетический диск «Здоровья». массаж. Упражнение: Комплекс Круговая тренировка. Упражнение на «Делайте Тренажёры: беговая релаксацию «Бабочка» зарядку» дорожка, «Штанга», «Стрекоза» «Гребля», «Ходунки», Игра - имитация: диск «Здоровья». «Лепим снежную бабу» Упражнение: Комплекс Круговая тренировка. Упражнение на «Делайте Тренажёры: беговая укрепление мышц «Слон» зарядку» дорожка, «Штанга», спины. 18 Дыхательное упражнение «Погреемся» Самомассаж ног «Скатаем снежок» Дыхательное упражнение «Погреемся» «Салки с мячом» «Рыбаки и рыбки» «Эстафета с обручами» Дыхательное упражнение «Вырастем большими» «Мороз Красный нос» Дыхательное упражнение «Поедем на автомобиле» «Хитрая лиса» Упражнения с массажными мячами «Лепим «Салки с мячом» «Гребля», «Ходунки», Творческая игра диск «Здоровья». «Весёлые зверята» Комплекс: 4 неделя «Весёлый ёжик» Упражнение: Комплекс «Делайте «Улитка» зарядку» Комплекс: 1 неделя «Гантели» Упражнение: Комплекс «Шёл куда-то «Гора» человек» Комплекс: 2 неделя «Гантели» Упражнение: Комплекс «Шёл куда-то «Рыба» человек» Комплекс: 3 неделя «Солдаты» Упражнение: Комплекс «Шёл куда-то «Лягушка» человек» Комплекс: 4 неделя «Солдаты» Упражнение: Комплекс «Полуверблю «Шёл куда-то человек» д» Комплекс: 1 неделя «В ритме самбо» Упражнение: Комплекс «Шёл куда-то «Лягушка» человек» снежную бабу» Дыхательное упражнение «Роза распускается» Круговая тренировка. Сказкотерапия Дыхательное «Обезьянки» Тренажёры: беговая «Подарок лесовичка» упражнение дорожка, «Штанга», Игровой массаж «На «Подыши одной «Гребля», «Ходунки», дворе мороз и ветер» ноздрёй» диск «Здоровья». Февраль Круговая тренировка. Психогимнастический Дыхательное «Стоп, хлоп, Тренажёры: беговая этюд «Винт». упражнение раз!» дорожка, «Штанга», «Ныряние» «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Круговая тренировка. Упражнение на Дыхательное «Найди себе Тренажёры: беговая релаксацию «Качели». упражнение «Лес пару» дорожка, «Штанга», шумит» «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Круговая тренировка. Этюд «Не расплескай Игровой «Волк во рву» Тренажёры: беговая воду» самомассаж дорожка, «Штанга», «Поиграем с «Гребля», «Ходунки», ушками» диск «Здоровья». Круговая тренировка. Упражнение на Дыхательное «Самолёты» Тренажёры: беговая релаксацию «Лентяи» упражнение дорожка, «Штанга», «Пловцы» «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Март Круговая тренировка. Игровое упражнение Дыхательное «Мяч Тренажёры: беговая «Нос, пол, потолок» упражнение капитану» дорожка, «Штанга», Упражнение на снятие «Понюхаем 19 Комплекс: 2 неделя «В ритме самбо» Упражнение: Комплекс «Шёл куда-то «Страус» человек» Комплекс: Упражнение: Комплекс 3 неделя «Мишка Гуми «Водомерка» «Шёл куда-то Бер» человек» Комплекс: Упражнение: Комплекс 4 «Шёл куда-то неделя «Мишка Гуми «Гора» Бер» человек» Комплекс: Упражнение: Комплекс 1 неделя «Руки вверх!» «Черепашка» «Шёл куда-то человек» Комплекс: Упражнение: Комплекс 2 «Шёл куда-то неделя «Руки вверх!» «Улитка» человек» Комплекс: 3 неделя «Весёлые мартышки» Упражнение: Комплекс «Шёл куда-то «Саранча» человек» «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Апрель Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Круговая тренировка. Тренажёры: беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». 20 напряжения и цветы» усталости «Червячок» Творческая игра Дыхательное «Покажи цифру» упражнение «Пожарные» Этюд «Злой и добрый Мишка» Дыхательное упражнение «В зоопарке» «Быстро возьми!» «Птице-лов» Психологический этюд Дыхательное «Карлсон» упражнение «Хлопушка» «Успей выбежать» Упражнение на снятие Дыхательное напряжения и упражнение усталости «Дерево» «Поднимаем выше груз» «Воробьи и вороны» Сказкотерапия «Подарок Лесовичка» Самомассаж «Поиграем ручками» «Разверни круг» Творческая игра «Обезьянки» Самомассаж «Поиграем ножками» «Ракета» Комплекс: 4 неделя «Весёлые мартышки» Упражнение: Комплекс Круговая тренировка. Упражнение на релаксацию «Качели». «Червячок» «Шёл куда-то Тренажёры: беговая человек» дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Май Комплекс: Упражнение: Комплекс Круговая тренировка. Релаксационное 1 «Шёл куда-то Тренажёры: беговая упражнение неделя «Тусовка «Стойкий зайцев» человек» дорожка, «Штанга», «Посадили семечко в оловянный «Гребля», «Ходунки», землю» солдатик» диск «Здоровья». Комплекс: Упражнение: Комплекс Круговая тренировка. Психогимнастический 2 «Шёл куда-то Тренажёры: беговая этюд «Тишина» неделя «Тусовка «Качели» зайцев» человек» дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Комплекс: Упражнение: Комплекс Круговая тренировка. Творческая игра 3 «Шёл куда-то Тренажёры: беговая «Спортсмены» неделя «Ковбойская» «Ах, человек» дорожка, «Штанга», ладошки, вы, «Гребля», «Ходунки», ладошки» диск «Здоровья». Комплекс: Упражнение: Комплекс Круговая тренировка. Релаксационное 4 «Шёл куда-то Тренажёры: беговая упражнение «Дерево» неделя «Ковбойская» «Мостик» человек» дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», диск «Здоровья». Спортивный праздник «Секреты здоровья!» 21 Дыхательные упражнения «Дыхание» «Смешные обезьянки» Дыхательные упражнения «Губы трубкой». «Третий лишний» Дыхательное упражнение «Поедем на автомобиле» «Караси и щуки» Самомассаж «Мы в ладоши хлопам» «Перелёт птиц» Дыхательное упражнение «Вода кипит» «Наездни-ки» 3. Организационный раздел 3.1. Условия реализации программы Материально – технические условия. К организации материально – технических условий относится условия, обеспечивающие качество уровня развития у дошкольников физических способностей и укрепления здоровья: специально оборудованный спортивный зал; наличие разнообразного спортивного инвентаря, тренажёров, степ – платформ, инвентаря для занятий оздоровительной физкультурой; наличие музыкальной аппаратуры, компьютера, телевизора; наличие дидактических игр, мультимедийных презентаций, пособий и атрибутов к занятиям. Кадровые условия реализации программы Педагог, реализующий дополнительную общеобразовательную программу «Здоровейка» физкультурно-спортивной направленности является дипломированным специалистом в области педагогики и имеет диплом о профессиональной переподготовке по программе дополнительного профессионального образования в области физической культуры. Педагог владеет методами организации, планирования, анализа и оценки как собственной деятельности, так и деятельности конкретного ребёнка или группы детей. Создает и поддерживает атмосферу дружеских отношений между детьми. Проявляет уважение к родителям, выстраивает партнёрские отношения с ними. Условия реализации программы для детей имеющих нарушения в развитии, в том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов При наличии обучающихся имеющих нарушения в развитии, в том числе для детей с ОВЗ, детей инвалидов, создаются специальные условия включающие в себя использование специальных методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных занятий, обеспечении доступа в знания организации, осуществляющую образовательную деятельность и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение дополнительных образовательных программ обучающимися с ОВЗ, детей инвалидов в соответствии с заключением ТПМПК. Сроки обучения данной категории детей могут быть увеличены с учетом психофизического развития в соответствии с ТПМПК. Численный состав может быть уменьшен до 15 человек в группе. 3.2. Расписание занятий Периодичность занятий: 2 раза в неделю (1 академический час), 8 занятий в месяц. Общее количество часов по реализации дополнительной образовательной программы – 64 часа. Понедельник Вторник Среда Четверг 1 15.30-15-50 1 16.00.16.30 1подгруппа 15.30-15- 1 подгруппа 16.00.16.30 подгруппа подгруппа 50 2 16.00-16.20 2 17.00-17.25 2подгруппа 16.002 подгруппа 17.00-17.25 подгруппа подгруппа 16.20 3 17.00-17.20 3подгруппа 17.00подгруппа 17.20 22 3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. Насыщенная развивающая предметно - пространственная среда спортивного зала обеспечивает реализацию дополнительной образовательной программы. Образовательное пространство содержательно насыщено, легко трансформируется, является полифункциональным, вариативным, доступным и безопасным. Спортивный зал оснащён всеми необходимыми материалами, оборудованием и инвентарём. В спортивном зале выделены зоны для развития силовой выносливости, ловкости (гимнастическая стенка), оборудована зона тренажёров (развитие быстроты, силы, равновесия), зона для прыжков (спортивный комплекс «Кузнечик). Все зоны легко трансформируются и являются полифункциональными. 3.4. Обеспеченность методическими материалами, средствами обучения Обеспеченность дополнительной общеобразовательной программы методическими материалами и средствами обучения представлена в таблице. № п/п 1 2 3 4 5 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Наименование оборудования, средств обучения Музыкальный центр Телевизор CD – диски с комплексами ритмической гимнастики, зарядки Дидактические игры Мультимедийные презентации Спортивный инвентарь Тренажёры: Беговая дорожка, «Штанга», «Гребля», «Ходунки», Диск «Здоровье» Фит бол Обручи Гантели Мячи резиновые (20см) Мячи набивные 1 кг Скакалки Степ платформы Мешочки для метания Спортивный комплекс «Кузнечик» Бадминтон (комплект) Кегли Самокаты Велосипеды Тоннель малый Тоннели большие Дуги для подлезания Спортивная сетка Игра «Кольцеброс» Балансировочная дорожка Кочки массажные Мяч набивной 0,5кг Массажные мячи для занятий лечебной физкультурой Канат Канат с узлами 23 Количество 1 1 10 5 20 1шт., 1шт, 1шт,1шт, 1 5 20 50 20 6 20 16 20 1 2 20 5 2 1 2 8 1 3 1 6 1 30шт 1 1 3.5. Список используемой литературы. 1. Е.В. Сулим «Детский фитнес» Физкультурные занятия для детей 3-5 лет. М.: ТЦ Сфера 2018 год. (Растим детей здоровыми); 2. Е.В. Сулим «Детский фитнес» Физкультурные занятия для детей 5-7 лет. М.: ТЦ Сфера. 2018 год. (Растим детей здоровыми); 3. Л.В. Малявка «Планирование физкультурных занятий в старшей группе учреждений дошкольного образования. II, III квартал»: пособие для педагогов учреждений дошкольного образования. Мозырь: Выснова, 2018г. – 158с. 4. Бережнова О.В., Бойко В.В. Парциальная программа физического развития детей 37 лет «Малыши-крепыши». – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 136с. 3.6. Оценочные и методические материалы Методика обследования уровня развития физических качеств (критерии и показатели оценки). Обследование проводится по методике Ноткиной Н.А. Оценка физической подготовленности дошкольников 4-7 лет. Диагностику уровня физической подготовленности рекомендуется осуществлять 2 раза в год (в октябре и мае). Диагностические тесты подобраны с учетом: Степени овладения детьми базовыми двигательными умениями и навыками, уровня освоения техники основных движений; Развития основных физических качеств – силы, быстроты, гибкости, выносливости, координационных способностей; Способности детей к использованию уже известного объёма двигательных умений и навыков в повседневной жизни и самостоятельной деятельности. Содержание диагностических тестов. Для оценки уровня сформированности двигательных навыков используются качественные показатели бега, прыжков в длину с места, метания набивного мяча. Высокий уровень. Ребёнок правильно выполняет все элементы техники. Средний уровень. Ребёнок справляется с большей частью элементов техники. Низкий уровень. Ребёнок допускает значительные ошибки. Определение уровня сформированности быстроты. Бег на 30 метров. Предварительная работа. На беговой дорожке (ширина – 3м, длина – 30м) отмечают линию старта и финиша. На расстоянии 3м от финиша устанавливают яркий ориентир, чтобы дети не снижали скорость задолго до финишной линии. Готовят флажок, секундомер. Методика обследования. Проводятся несколько разогревающих упражнений, подготавливающих мышцы рук, туловища и ног – комплекс ОРУ «Рисуем шары». 1. «Рисуем головой». И.п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые вращения головой в разные стороны (по 4 раза). 2. «Рисуем локтями». И.п. – ноги на ширине плеч, руки к плечам. 1-2 – круговые вращения локтями вперёд; 3-4 – круговые вращения локтями назад (по 4 раза). 3. «Русеем туловищем». И. п. – ноги на ширине плеч, руки на поясе. Круговые вращения туловищем сначала влево, потом вправо (по 3 раза). 24 4. «Рисуем коленом». И.п. – одна нога, согнутая в колене, поднята и отведена в сторону, руки на поясе. 1-3 – круговое вращение коленом левой (правой) ноги; 4 – вернуться в и.п. (по 3 раза). 5. «Рисуем стопой». И.п. – одна нога согнута в колене и поднята, руки на поясе. Вращательные движения стопой в разные стороны (по 8 раз). После разминки предлагаем детям добежать до яркой стойки как можно быстрее («Представьте себе, что вы самое быстрое животное»). Затем инструктор с секундомером и протоколом занимает позицию на финише и фиксирует количественные и качественные показатели. Воспитатель вызывает на старт двух детей. На старте дети принимают удобную для них позу. Воспитатель подаёт команды: «Внимание» (поднимает флажок), «Марш» (опускает его). Во время бега дети подбадривают друг друга, называют по имени. На старт возвращаются шагом и делают вторую попытку. Количественный показатель: время бега (в мин). Качественные показатели. 1. Небольшой наклон туловища, голова прямо. 2. Руки полусогнуты, энергично отводятся назад, слегка опускаясь, затем вперёд - внутрь. 3. Быстрый вынос бедра маховой ноги (под углом примерно 60-70 градусов). 4. Прямолинейность, ритмичность бега. Высокий уровень – соответствие всем показателям. Средний уровень – соответствие трём показателям. Низкий уровень – соответствие двум показателям. Определение уровня сформированности скоростно – силовых качеств. Прыжок в длину с места. Предварительная работа. В зале кладут мат и сбоку мелом наносят разметку (через каждые 10см на дистанции 2м). Методика обследования. С целью предупреждения травм сначала проводится разминка, которая позволяет разогреть мышцы стоп, голени, бедра. Дети выполняют имитационное упражнение «Лыжник». «Надели одну лыжу, другую (стопы поставили параллельно на расстоянии 15см), взяли в руки одну, вторую палку (руки согнуты в локтях), поехали (ноги полусогнуты, движения согнутых рук вперёд, назад), приготовились к прыжку с трамплина (ноги параллельны, полусогнуты, руки отведены назад, туловище наклонено вперёд), прыгают (полёт, приземление: ноги на ширине плеч, руки впереди). После разминки инструктор предлагает детям встать около черты допрыгнуть до яркой стойки. Инструктор, стоя рядом с разметкой, фиксирует расстояние от черты до места приземления пятками (количественные показатели), а также качественные показатели. Каждый ребёнок делает по 3 попытки. Количественный показатель: длина прыжка (в см). Качественные показатели. 1. И.п.: ноги параллельно, на ширине ступни друг от друга; полуприседание с наклоном туловища; руки слегка отведены назад. 2. Толчок: двумя ногами одновременно; выпрямление ног; резкий мах руками вверх – вперёд. 3. Полёт: руки вперёд – вверх; туловище согнуто, голова вперёд; полусогнутые ноги вперёд. 4. Приземление: одновременно на обе ноги, вынесенные вперёд, с перекатом с пятки на всю ступню; колени полусогнуты, туловище слегка наклонено; руки движутся свободно вперёд– в стороны; сохранение равновесия при приземлении. Высокий уровень – соответствие всем показателям. 25 Средний уровень – соответствие трём показателям. Низкий уровень – соответствие двум показателям. Бросок набивного мяча. Предварительная работа. В зале делают разметку от линии, обозначенной вдоль мата (через 50см на расстоянии 5м). Готовят 3 набивных мяча весом 1000г. Методика обследования. В вводной части включают отжимание от пола (для мальчиков – на прямых ногах, для девочек – на согнутых в коленях). Ребёнок подходит к контрольной линии, инструктор предлагает ему добросить мяч до яркой стойки. Бросок выполняется из и.п.: ноги врозь, мяч отведён за голову как можно дальше. Ребёнок совершает три броска. Лучший результат фиксируется в протоколе. Количественный показатель: дальность броска (в см). Тесты для определения ловкости и координационных способностей 1. Челночный бег 3 раза по 10 м (определяется способность быстро и точно перестраивать свои действия в соответствии с требованиями внезапно меняющей обстановки). Ребёнок встаёт у контрольной линии, по сигналу «марш» (в этот момент воспитатель включает секундомер) трёхкратно преодолевает 10-метровую дистанцию, на которой по прямой линии расположены кубики (5 шт.). ребёнок обегает каждый кубик, не задевая его. Фиксируется общее время бега. 2. Статическое равновесие (тест выделяет и тренирует координационные возможности детей). Ребёнок встает в стойку – носок сзади стоящеё ноги вплотную примыкает к пятке впереди стоящей ноги – и пытается при этом сохранить равновесие. Ребёнок выполняет задание с открытыми глазами. Время удержания равновесия фиксируется секундомером. Из двух попыток фиксируется лучший результат. 3. Гибкость (тест характеризует подвижность всех звеньев опорнодвигательного аппарата, эластичность мышц и связок). Тест проводится двумя воспитателями. Ребёнок становится на гимнастическую скамейку (поверхность скамейки соответствует нулевой отметки). Задание: наклонится вниз, стараясь не сгибать колени (при необходимости их может придерживать один из воспитателей). Второй воспитатель по линейке, установленной перпендикулярно скамье, регистрирует тот уровень, до которого дотянулся ребёнок кончиками пальцев. Если ребёнок не дотягивается до нулевой отметки (поверхности скамьи), то результат засчитывается со знаком минус. Во время выполнения данного теста можно использовать игровой момент «достань игрушку». Тесты для определения силы и силовой выносливости 1. Подъём из положения лёжа на спине (тест для определения силовой выносливости). Ребёнок лежит на гимнастическом мате на спине, скрестив руки на груди. По команде «начали» ребёнок поднимается, не сгибая колен (воспитатель слегка придерживает колени ребёнка, сидя на мате рядом с ним), садится и вновь ложится. Воспитатель считает количество подъёмов. Тест считается правильно выполненным, если ребёнок при подъёме не коснулся локтями мата, а спина и колени оставались прямыми. Из двух попыток засчитывается лучший результат. 26 № 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. Ориентировочные нормативы физической подготовленности детей. Наименование показателя Пол 4 - 5 лет 5 - 6 лет 6 - 7 лет Время бега на 30м со старта (сек.) Мал. 9.9 – 8.1 8.0 – 6.5 7.2 – 6.0 Дев. 10.2 – 8.2 8.1 – 6.5 7.2 – 6.1 Время челночного бега (3x10м) Мал. 13 – 11.1 11.2 – 9.9 9.8 – 9.5 (сек.) Дев. 13.2– 12.1 11.3– 10.0 10.0 – 9.9 Длина прыжка с места Мал. 60 – 110 100 - 150 130 – 155 Дев. 55 - 104 90 - 140 125 - 150 Дальность броска набивного мяча Мал. 117 – 230 175 – 300 220 – 350 весом 1кг из-за головы, стоя (см) Дев. 97 - 225 170 - 280 190 - 330 Статическое равновесие (сек.) Мал. 3 – 20 25 – 35 35 – 42 Дев. 5 - 28 30 - 40 45 - 60 Подъём из положения лёжа на Мал. 6 – 17 12 – 25 15 – 30 спине (кол-во) Дев. 4 - 15 11 - 20 14 28 Наклон вперёд из положения стоя Мал. 1–6 4–7 5–8 (см) Дев. 3-9 7 - 10 8 - 12 27