Общество юных рыцарей

19.02.2019

Лангепасское городское муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 3 «Светлячок»

 

 

 

 

Познавательно - творческий проект

Общество

юных рыцарей и принцесс

                                                                       ***                 

Принцесса, это значит – милое создание,

Принцесса, это значит – скромность и очарование,

Без них наш мир настолько скучен и невзрачен

Как будто он драконом был захвачен!

                                                                    

                                                                     ***

Рыцарь, это значит – сила,

Рыцарь, это значит – честь,

В нашем современном мире

Рыцари, конечно, тоже есть!

 

                                                                 

                                                                      Воспитатели:

                                                       Рассказова Наталья Геннадьевна                                                                                                                 

                                              Ахтарова Адэлия Ринатовна

 

   

 

 

 

                                                        Лангепас 2019 год

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 

Вид проекта: познавательно - творческий, групповой, долгосрочный.

Сроки реализации проекта: 2 месяца.

Участники проекта: дети подготовительной группы № 9 , воспитатели, специалисты ДОУ, родители.

Пояснительная записка: Проект реализуется в подготовительной к школе группе детского сада в рамках программы «От рождения до школы» в образовательных областях «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Актуальность.

Социальные изменения в обществе привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Когда-то в России гендерное воспитание детей осуществлялось легко и естественно. Девочки большую часть времени проводили с матерью или няней, а воспитанием мальчиков с 3 лет руководил отец или гувернер. Дети постоянно видели своих родителей, общались с ними, и в результате у них формировались стереотипы поведения, характерные для мужчин и женщин. Труд девочек в будущем связан с жатвой, приготовлением еды, пошивом одежды, а мальчиков – с охотой и рыбной ловлей, рубкой леса, уходом за домашними животными и т. п.

В современном обществе существует такой вариант воспитания: и девочек, и мальчиков чаще всего воспитывают женщины: дома - мама или бабушка, а в детском саду - женщины-воспитатели. Сейчас уже не считается из ряда вон выходящим курение и сквернословие представительниц прекрасного пола, стираются границы между "женскими" и "мужскими" профессиями. Некоторые мужчины, в свою очередь, утрачивают способность играть правильную роль в браке, из "добытчиков" они постепенно превращаются в "потребителей", а все обязанности по воспитанию детей они перекладывают на женские плечи, что мы иногда замечаем в семьях наших воспитанников. Мамы иногда берут на себя традиционно свойственные мужчинам функции: водят машину, делают ремонты и т. д. Пример взрослого имеет большое значение для формирования у детей гендерных представлений, различий и соответствующего поведения.

Наблюдая за детьми в группе, мы заметили, что многие наши девочки лишены нежности, скромности, терпения, не умели мирно разрешать конфликтные ситуации. Некоторые мальчики же, в свою очередь, не могли постоять за себя, слабы физически, лишены эмоциональной устойчивости и выносливости, у них отсутствовала культура поведения по отношению к девочкам. Научно доказано, что мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Если в дошкольные годы не заложить у девочек – мягкость, нежность, аккуратность, стремление к красоте, а у мальчиков – смелость, твердость, выносливость, решительность, рыцарское отношение к представительницам противоположного пола, т. е. не развить предпосылки женственности и мужественности, то это может привести к тому, что став взрослыми мужчинами и женщинами, они будут плохо справляться со своими семейными, общественными и социальными ролями.

Проблема:

1.                Родителей, детей мало интересует история России в          далеком прошлом, мировая история;

2.                дети без напоминания не стремятся соблюдать правила этикета, не проявляют дружелюбия и великодушия к сверстникам, не знают правил поведения с учетом пола и возраста, а порой просто эгоистичны.

   

Цель: создание условий в ДОУ для формирования гендерных различий детей в процессе ознакомления с историей нашей страны и мировой историей (эпохой средневековья).

   

Задачи:

1.                Дать понятие о рыцарстве в средние века и в наше время;

2.                Вызвать интерес к эпохе средневековья, конкретизировать и углублять представления детей о рыцарях, их жизни, традициях, об их внешнем виде;

3.                Расширять знания детей о специфических чертах личности мужчины: героизм, отвага, смекалка, смелость, благородство, решительность, умение преодолевать трудности, защита слабого;

женщины: доброта, трудолюбие, отзывчивость чужому горю, внимательность, самоотверженность, заботливость, желания опекать и оберегать малышей.

4.                Формировать адекватную полу модель поведения;

5.                На основе расширения знаний об окружающем воспитывать патриотические и интернациональные чувства;

6.                Развивать познавательную и творческую активность, стремление раскрыть свои таланты и способности;

7.                Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками, понимание и уважение мнения партнеров противоположного пола.

      Предполагаемый результат:

 

У детей:

ü  определена гендерная позиция по отношению к окружающему миру и людям через игровую деятельность;

ü  осознание собственного Я – мальчика (девочки), развитие ребенка как личности в социуме и семье, и пробуждение чувства мужественности (женственности);

ü  желание  общаться  и дружить с детьми  противоположного пола;

ü  умение детей учитывать и уважать мнение партнеров  противоположного пола, оказывать помощь друг другу в игре, совместной деятельности.

У родителей:

ü  Получены необходимые знания для воспитания личности мальчика и девочки в семье;

ü  проявление позиции активных участников воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

У педагога:

ü  создание системы работы с детьми по полоролевой социализации дошкольников;

ü  повышение профессионального мастерства, самообразование, саморазвитие.

ü  поиск, развитие педагогического сотрудничества с семьями воспитанников.

   

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Основной этап

Заключительный этап

Цель: Определить основные направления работы.

Цель: провести мероприятия проекта способствующих благоприятному протеканию процесса социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста.

Цель: обобщение полученного опыта. 

Составление паспорта проекта.

Подбор детской художественной литературы для чтения детям.

Работа с методическим материалом, литературой по данной теме.

Разработка проекта и конспектов к нему

Проведение с детьми тематических занятий, бесед.

Рассматривание иллюстраций, фотографий по данной теме.

Посещение библиотеки в поисках ответов на вопросы.

Привлечение интернет – ресурсов.

Чтение и изучение энциклопедии.

Создание мини – музея в группе о рыцарях и принцессах.

Проведение подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр.

Чтение художественной литературы  (заучивание стихов, загадывание загадок по  теме).

Проведение итогов реализации проекта, обобщение его результатов.

Выставка детских рисунков «Я - рыцарь», «Я – принцесса».

Изготовление  детьми подарков «Настоящему рыцарю», «Настоящей принцессе».

Проведение праздников «Рыцарский турнир», «Посвящение в принцессы».

Подготовка материалов для размещения на сайте ДОУ.

 

Содержание работы в процессе реализации проекта

 

Социально – нравственное воспитание

Совместная деятельность

Мальчики

Девочки

1.Решение проблемных ситуаций типа «Как быть, что делать?»

2.Практические игровые ситуации на освоение культурных норм поведения и общения

3.Беседа «Наши отношения»

4.Занятие «Путешествие в страну Мальчиков и Девочек»

1.Беседа «Каким должен быть мужчина».

2.Решение проблемных ситуаций «Как защитить девочку?»,

«Как помочь маме, папе…».

     

1.Беседа «Какой должна быть женщина».

2.Решение проблемных ситуаций «Как стать привлекательной?», «Как общаться с мальчиками?», «Что должна уметь девочка?».

 

Речевое развитие

1.Рассматривание иллюстраций о профессиях взрослых.

2.Д/и «Поймай – скажи», «Кому, что нужно для работы», «Скажи, где правильно»

3.Составление кроссвордов, ребусов, шарад, загадок.

4.Сочинение сказки «Сказка о храбрых рыцарях и милых принцессах».

5. Викторина про сказочных мальчиков и девочек.

1.Заучивание пословиц и поговорок о смелости, героизме, отваги.                

2. Ситуация «Просьба о помощи».      

3. Рассматривание фотографий  «Мой папа – солдат»          

4. Развлечения «Богатыри Земли Русской»

5. Рассматривание картин: В.Васнецова «Витязь на распутье», «Богатыри», «Иван Царевич на сером волке»

6.Чтение художественной литературы: русская сказка           

«Былины», русская сказка 

«Бой на калиновом мосту»,           

Л.Н. Толстой «Котенок», «Прыжок», К. Паустовский «Заячьи лапки», В.Осеева  

«Трость старушки», С. Пермяк « Две пословицы», «Чужая калитка», С. Михалков      

«Дядя Степа»            ,А. Барто           

«Как Вовка бабушек выручил», А. Митяев «Первый полет»           

Е. Нарушин «Как мальчик Женя научился говорить букву Р».

1. Рассматривание фотографий «Самая лучшая в мире моя мама, моя бабушка».

2. Заучивание пословиц о доброте, ласке, трудолюбии.

3. Речевая игра «Ласковые слова», «Баюшки-бою».

4. Чтение художественной литературы : украинская сказка «Хроменькая уточка»,рррусская сказка            «Морозко»,    русская сказка «Гуси лебеди», С.Т.Аксаков «Аленький цветочек», Г.Х. Андерсен «Дикие лебеди», Ш. Перро «Золушка», «Красная шапочка», В.Одоевский       «Мороз Иванович», Н. Артюхова

 « Трусиха», Е. Пермяк «Как Маша стала большой»        

Музыкальное развитие

1.Слушание песен: Ю.Антонов «Родительский дом», «Под крышей дома твоего», Ю.Чичкова «Из чего только сделаны мальчики?», Е.Асеева “Лучше друга не найти.

22.Инсценировка сказки К.И.Чуковского «Муха-Цокотуха».

3.Игра-драматизация «Спящая красавица».

4.Игры на любимых музыкальных инструментах.

5.Концерт для малышей.

6.«Гармоничный танец».

1. Упражнение «Приглашение на танец».

2. Танец «Гусары».  

3. Развлечение «Посвящение в рыцари».       

           

1. Факультативы «Вокал», «Ритмика».

 2 Танцы «Барышни», «Проказницы».

3. Танцевальные этюды «Озорница», «Модница», «Снежинки»…

4. Развлечение «Посвящение в принцессы».

Физическое развитие

1.Игры-эстафеты.

2. Игры-забавы «Попробуй, попади», «Кто быстрее?», «Взятие снежной крепости».

3. Спортивное развлечение «Рыцарский турнир».

 

1. Спортивный праздник “Рыцарский турнир”          

2. Факультативы: “Хоккей”, “Футбол”.

3. П/и “Минеры”

4. Школа детского тира.

5. Игра “Королевский снайпер”.

1. Упражнения с лентами, мячами, скакалками, с куклами.

Художественное развитие

1.Коллективная работа - аппликация  «Наша дружная группа».

2.Рисование на темы: «Моя семья», «Все работы хороши - выбирай на вкус», «Мой папа», «Пригласительные билеты на концерт для мам».

3.Конкурс «Новогодняя маска».

4.Складывание из бумаги больших и маленьких поделок «Оригами».

5.Коллективная работа – рисование «Сказка о храбрых рыцарях и милых принцессах».

1. Рассматривание альбома «Мужской образ в искусств».

2.Выставка рисунков «Рисуют мальчики».               

 3.Ручной труд - «Сам пришью пуговку».      

1.Конкурс «Модницы» - новогодние костюмы. 2.Рассматривание альбома «Женский образ в искусстве».

3.Ручной труд - «Вышивание крестиком».

4.Выставка рисунков «Рисуют девочки».

Игровая деятельность

Творческие игры «Школа улыбок», «В магазине зеркал».

Д/и «Цветик-семицветик», «Наша семья», «Кто работает в детском саду?», «Наши прически», «Про Олю и Колю».

С/р игры: «Детский сад», «Кукольный детский сад», «Супермаркет», «Больница»,

« Путешествие».

С/р игры: «Школа юных космонавтов», «Скорая помощь», «Строители», «Военные», «Азбука дорожного движения», «Автопарк», «МЧС», «Аэропорт», «Пожарные», «Путешествие в космос», «Путешествие на корабле».      

С/р игры: «Дочки-матери», «Салон красоты», «Ателье», «Магазин», «Почта – телеграф», «Кафе», «Бюро путешествий».

Трудовая деятельность

Совместно с воспитателем делают снежные совместные постройки на своем участке и на участке малышей.

Изготовление кормушек для птиц.

Хозяйственно-бытовой труд

Меняют воду в ведрах, пылесосят и выбивают пыль из ковриков      

Дежурства

Ставят для занятия столы, стулья, устанавливают мольберт, убирают на место. Убирают посуду после еды.           

 

 

Труд в уголке природы

Переносят горшки с комнатными растениями, меняют воду в аквариуме, приносят землю для пересадки комнатных растений          

Труд на участке

Подметают и очищают дорожки от снега, делают горку, выносят оборудование с веранд на участок для игр и занятий спортом. Ручной труд

Мастерят поделки из дерева, конструируют из бумаги, картона, бросового материала, мелкого конструктора        

 

Протирают пыль на полочках, моют игрушки, стирают кукольное белье.

 

Сервируют стол, протирают столы, раскладывают наглядный материал, убирают его, моют кисточки, розетки

для красок или клея.

 

Поливают, рыхлят комнатные растения, кормят рыб, моют блюдца из-под комнатных растений

   

Наводят порядок на веранде, в игровых домиках.

     

Вышивают салфетки, шьют одежду для кукол, мягкие игрушки, делают сувениры для малышей, мальчиков, сотрудников, родителей.

 

Работа с родителями

1.Оформление фотогазет и альбомов: «Мой любимый папа», «Самая лучшая в мире моя мама», «Мама, папа, я – дружная семья», «Семейные традиции».

2.Изготовление атрибутов к сюжетно-ролевым играм.

3.Дни открытых дверей: «День мужества», «Мамин праздник», «Наши умелые ручки».

4.Консультация: «Гендерное воспитание», «Психолого-педагогический портрет мальчика и девочки».

5.Устный журнал для родителей:

 «Простые» правила воспитания мальчиков», «Простые» правила воспитания девочек».

6. Памятка для родителей «Величие небольших различий».

7. Родительское собрание на тему: «Мальчики и девочки в детском саду».

   

Завершение проекта:  

Обобщающее занятие "Путешествие в страну Мальчиков и Девочек".

Праздничная программа ко Дню защитника Отечества «Рыцарский турнир».

Развлечение, приуроченное к Международному женскому дню «Посвящение в принцессы».

 

Результаты проекта:

Результаты проведенной работы показали, что использование данной системы обеспечило овладение детьми культурой в сфере взаимоотношения полов, правильное понимание ими роли мужчины и роли женщины в обществе, позволили сформировать адекватную (соответствующую) полу модель поведения. Произошли изменения во взаимодействиях детей противоположного пола в совместной деятельности. Мальчики начали проявлять галантность по отношению к девочкам - уступают место, пропускают вперед, придерживают дверь, помогают одеваться на прогулку, встают на защиту. Девочки в свою очередь, стали больше доверять мальчикам, не отказываются от их помощи и сами стараются проявить заботу о них, перестали избегать общения с мальчиками. Отражение женских и мужских ролей девочками и мальчиками в играх обогатились по содержанию. Разделение обязанностей в совместной трудовой деятельности по половому признаку стало типичным явлением. Дети научились адекватно оценивать полоролевое поведение сверстников и свое собственное, контролировать свои поступки.

                                       

Использованная литература:

1.      Абраменкова В. В. Половая дифференциация и межличностные отношения в детской группе // Вопросы психологии. - 1987. - № 5. - с.70 - 77.

2.      Арутюнова Л.А. Пути и средства воспитания мальчиков и девочек в семье (на материале Армянской ССР). Автореф. дис.: канд. пед. наук. М., 1988.

3.      Бендас Т. В. Гендерная психология: Учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2008.

4.      Градусова Л.В. Воспитание мужественности у мальчиков в игре // Воспитание детей в игре. М., 1993.

5.      Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки. Два разных мира. - СПб.: Тускарева, 2000.

6.      Ковалев А. Г. Психология семейного воспитания. - Минск, 1980.

7.      Коломинский Я. С. Мальчики и девочки // Знание-сила. - 1971. - № 2.

8.      Кон И.С. Психология половых различий. // Вопросы психологии.1991. №2. С.47-57

9.      Красоткина И. По-разному или одинаково думают мальчики и девочки? // Дошкольное воспитание. -2003. - №12. – с. 44

10.  Куликова Т.А. Воспитание будущего семьянина // Семейная педагогика и домашнее воспитание. М., 1999.

11.  Мазниченко М. А., Чхетиани Т. Половое воспитание старших дошкольников // Дошкольное воспитание. - 2004. - №5. - с. 45 - 53.

12.  Осипова Л. Е. Родительские собрания в детском саду. Старшая группа. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 64 с.

13.  Островская Л.Ф. Беседы с родителями о нравственном воспитании дошкольника. М., 1987.

14.  Радзивилова М. А. Воспитание дошкольников в процессе полоролевой социализации. (Дипломное исследование) - Волгоград, 1999.

15.  Репина Т. А. Мальчики и девочки: две половинки? // Обруч. - 1998. - №6. 3-6.

16.  Репина Т. А. Особенности общения мальчиков и девочек в детском саду // Вопросы психологии. - 1984. - №4. - с. 69.

17.  Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. М.: Просвещение: Владос, 1998.

18.  Хасан Б. Н., Тюменева Ю. А. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола // Вопросы психологии. - 1997. - №3. - с. 32 - 39.

19.  Шелухина И. П. Мальчики и девочки. Дифференцированный подход к воспитанию детей старшего дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

20.  Источник: http://refleader.ru/jgebewujgujgrna.html.

21.  http://www.maam.ru/detskijsad/doklad-formirovanie-gendernoi-prinadlezhnosti-u-detei-doshkolnogo-vozrasta-cherez-hudozhestvenuyu-literaturu.html

 

 

                   

Приложение 1

Конспект НОД

«Путешествие в страну Мальчиков и Девочек»

 

Цель занятия:

1.Учить детей согласовывать свои действия с действиями партнера при выполнении работы в паре;

2.Закрепить и упорядочить последовательность возрастного и полового развития человека.

3.Способствовать развитию умений в игровом задании подбирать предметы, удовлетворяющие потребности детей в зависимости от их пола, по набору предметов делать умозаключения.

4.Развивать основы социального взаимодействия между мальчиками и девочками.

5.Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе, толерантное отношение к увлечениям и понимание равных прав на выбор мальчиков и девочек.

Материалы и оборудования: мольберты, фланелеграф, карточки – схемы полоролевого поведения, предметные и разрезные картинки, картинки последовательности возрастного и полового развития человека, повязки на глаза, посылка с медальоны, разносы, прищепки, сотовый телефон.

Ход занятия

Воспитатель.

Ребята посмотрите внимательно друг на друга, и ответьте мне на вопрос “Чем же отличается девочка от мальчика?”

Дети.(одежда, внешность)

Воспитатель.

Молодцы, правильно все сказали.

Много-много лет тому назад жили рыцари и прекрасные дамы. Рыцари носили доспехи и сражались за прекрасных дам, а дамы были очень воспитаны и благородны. В той стране повсюду царили мир, согласие, взаимопонимание и любовь. Мальчики были смелые и ловкие, а девочки добрые и заботливые. Они жили дружно и весело и никогда не ссорились.

Но однажды пролетал над этой страной злой волшебник. Увидел он дружных, веселых и счастливых ребят и закипела в нем злость. Как же так возмутился он, любовь кругом красота, мир. И задумал он свое злое дело. Он выкрал всех девочек и мальчиков и поселил мальчиков - отдельно, девочек - отдельно. А между ними поставил высокую-высокую каменную стену. Так появилась страна Девочек и страна Мальчиков. Шли годы и дети забыли, что когда-то они дружили и жили счастливо. Им было очень тяжело, ведь девочкам никто не помогал носить тяжести, не защищал от диких животных, а о мальчиках никто не заботился, никто не учил их хорошим манерам. Так и живут они много-много лет.

Но оказывается есть одно тайное средство – против волшебства, которое поможет разрушить стену и тогда мальчики и девочки соединяться и опять будут дружить. Для этого дети из детского сада должны превратиться в спасателей и выполнить несколько сложных заданий. С каждым выполненным заданием стена будет постепенно разрушаться, пока совсем не разрушится.

Вы хотели бы помочь, этим мальчикам и девочкам.

Тогда встаньте в круг, закройте глаза, повернитесь на месте и скажите “Покружись, повернись в спасателя превратись”. Открывайте глаза. Ну, вот мы кажется и на месте.

Теперь нам нужно разделиться на пары. Я раздам вам части открыток, а вы должны собрать целую, найти себе пару. Посмотрите внимательно на картинки.

Игра «Найди пару»

Дети встают парами мальчик с девочкой.

Ну, вот пары определились, становитесь друг за другом и в путь!

Сейчас мальчикам необходимо провести свою партнершу, от одного стульчика к другому обходя препятствия, а сложность в том, что глаза у девочек будут закрыты повязкой. Вести девочку нужно молча, осторожно, не задевая предметы. Когда проведете девочку, мальчик помогает снять ей повязку. Идем по очереди…

Игра «Взаимное доверие»

Вопросы:

Как ты чувствовала себя, когда была слепой?

Вел ли тебя твой поводырь бережно и уверенно?

А как ты ощущал себя в роли поводыря?

Молодцы, ребята, справились. Послушайте, кажется первые камни посыпались со стены.

Ну, а теперь нас ждут следующее задание. Пройдите, пожалуйста, за столы и сядьте парами.

Воспитатель.

Посмотрите на столах у вас стоят разносы, на них лежат схемы-поведения мальчиков и девочек возьмите их, рассмотрите внимательно разложите на столе со стороны девочек схемы-поведения для девочек, а стороны мальчика схемы – поведения мальчиков. (Работа в парах.)

Помогайте друг другу. Ну как, получается? (проверяется выполнение задания).

Отличная работа. И еще камни упали со стены.

Воспитатель.

А теперь помогите  разложить картинки, они все перепутаны  (воспитатель показывает картинки последовательности возрастного и полового развития человека)

Дидактическая игра «Возрастная последовательность»

Очень хорошо! Ребята вы так великолепно справляемся с заданиями, что камни продолжают падать, стена разрушается.

Ну а нам нужно двигаться дальше. Впереди у нас трудная дорога. Становитесь все за мной. И в путь! Нас с вами ждут великие дела.

Двигательный тренинг

“Спокойно идем по тропинке…вокруг кусты, деревья, зеленая травка…птицы поют… шелестят листья… вдруг на тропинке появились лужи. Оббегаем лужи… одна, вторая, третья…снова спокойно идем по тропинке… Перед нами ручей… через него перекинут мостик, держась за перила двумя руками. Крепко держимся, мостик качается… Перешли спокойно идем по тропинке… тропинка пошла через болото. На ней появились кочки. Прыгаем с кочки на кочку. Раз, два, три… перешли болото, и снова идем спокойно… хорошо вокруг! Вот и пришли! Молодцы!

Преодолев такой трудный путь, мы справились, и камни снова посыпались со стены.

Воспитатель.

Нас ждет следующее задание. Нам необходимо разделиться на команды: команда девочек и команда мальчиков.

А задание такое. Сейчас мы будем составлять коллажи, девочки для мальчиков и мальчики для девочек. Из картинок, на которых изображены любимые предметы мальчиков и девочек. По одному подходим к коллажу и выбираем картинку, не торопитесь, внимательно. Помните, от правильно выполненного задания зависит разрушиться стена или нет.

Ребята, посмотрите, правильно ли составлены коллажи, мальчики вы согласны с девочками, а вы девочки? Молодцы! Камни со стены еще упали.

Ну, вот все задания выполнены.

Нам пора возвращаться, для этого закройте глаза, повернитесь на месте и скажите “Покружись, повернись, дома окажись”.

Как же нам узнать вся ли стена развалилась, объединились ли девочки и мальчики в одну страну? (слышен сигнал о приходе смс-сообщения)

Ой, ребята, кажется это мой телефон. Так и есть. Минуточку, смс сообщение пришло, интересно, давайте прочитаем. (читается смс-сообщение)

«Дорогие мальчики и девочки из детского сада, большое вам спасибо. Вы помогли разрушить стену между нашими странами. И теперь мы живем в одной общей стране под названием «Дружба». Посылаем вам посылку с медальонами на память о нас и нашей стране (приходит посылка).

Звучит песня о дружбе, дети танцуют и подпевают.

                   

Приложение 2

 

Праздничная программа ко Дню защитника Отечества

«Посвящение в рыцари»

 

Задачи:

1.Обобщать знания мальчиков о нормах и правилах общения и поведения дома и в общественных местах;

2. Формировать у детей понятие  «рыцарь», «рыцарский поступок».

3.Учить детей видеть, понимать, оценивать чувства и поступки других, мотивировать, объяснять свои суждения.

4.Развивать физические, умственные и речевые умения.

5. Воспитывать интерес к истории.

 

Предварительная работа:

Чтение рассказов о дружбе и рыцарстве. Изготовление девочками  памятных медалей для мальчиков. Коллективная работа – рисование «Сказка о храбрых рыцарях и милых принцессах». Заучивание стихов, пословиц о дружбе, клятвы рыцарей.

Материалы и оборудования:

Спортивный инвентарь: скамейка, мешочки с песком на каждого мальчика, корзина, четыре обруча, две гимнастические палки.

Магнитофон, именные дипломы рыцарей, две рации, подарки от девочек (медали), раскраски «Отважные рыцари», рыцарский меч, два ведерка, две кастрюли, муляжи овощей и фруктов, мелко разорванная бумага, много мелких игрушек.

 

Ход праздника:

Под торжественную музыку в зал входят нарядно одетые мальчики и девочки.

Ведущая.

Сегодня мы собрались,  чтобы  проверить наших мальчиков и решить, достойны ли они  называться гордым словом настоящий мужчина и настоящий рыцарь. Поэтому сегодня мы объявляем рыцарский турнир!

Наших девочек мы приглашаем в жюри. Они будут внимательно следить за ходом поединка, поддерживать и оценивать наших мальчиков. В конце поединка самые достойные будут посвящены в рыцари.  Но кто же будет посвящать наших мальчиков в рыцари?

Ответы детей. Это должен быть настоящий рыцарь!

Ведущая.

Представители какой профессии в наше время могут называться настоящими рыцарями?

Ответы детей.

Пожарные, милиционеры, военные.

Ведущая.

Правильно! Сейчас я попробую связаться по рации с настоящим майором милиции. Это не обычный майор, а лучший участковый нашего города, и всего Ханты-мансийского округа(Ведущая вызывает милиционера: Помогите нам,  пожалуйста,  посвятить мальчиков в рыцарей.)

Входит родитель, одного из детей группы,  работающий в милиции.

Здравствуйте, здесь нужна моя помощь?

Ведущая.

Да! Мы вас пригласили как представителя одной из самых мужественных профессий, ведь вас можно смело назвать настоящим рыцарем без страха и упрека! Помогите нам провести рыцарский турнир.

Родитель.

Хорошо, но чтобы стать настоящим рыцарем нужно пройти много испытаний, вы готовы?

Мальчики. ДА!

Ведущая. Тогда позвольте девочкам открыть наш турнир

1девочка      

Когда-то в средние века

 Повсюду жили рыцари.

 И жизнь была их нелегка

В железной амуниции.

2девочка

Гордились рыцари собой,

Мечами и доспехами.

Играли рыцари судьбой

И на турниры ехали.

3девочка

Но вот полтыщи лет назад

Не стало их на свете.

Но так лишь только говорят -

Мы не согласны с этим.

 

Ведущая. Сильные, ловкие, смелые, аккуратные, культурные - именно такими были настоящие рыцари. Мы думаем, что и вы у нас такие же. Но это вы должны доказать.

 

Объявляю первый конкурс «Полоса препятствий» (звучит песня «Русский парень в огне не горит» Алексей Гоман)

Мальчики по очереди преодолевают полосу препятствий : пройти по мостику над «пропастью», перепрыгнуть « ров», победить «дракона» забросив ему в пасть мешочек с песком, преодолеть «болото» перепрыгивая с кочки на кочку.

 

Второй конкурс «Военная загадка»


1.

Подрасту, и вслед за братом

Тоже буду я солдатом,

Буду помогать ему

Охранять свою ... (страну)

2.

Брат сказал: "Не торопись!

Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником -

Станешь ... (пограничником)

3.

Моряком ты можешь стать,

Чтоб границу охранять

И служить не на земле,

А на военном ... (корабле)

4.

Самолет парит, как птица,

Там - воздушная граница.

На посту и днем, и ночью

Наш солдат - военный ... (летчик)

5.

Снова в бой машина мчится,

Режут землю гусеницы,

Та машина в поле чистом

Управляется ... (танкистом)

6.

Можешь ты солдатом стать

Плавать, ездить и  летать,

А в строю ходить охота -

Ждет тебя, солдат, ... (пехота)

7.

Любой профессии военной

Учиться надо непременно,

Чтоб быть опорой для страны,

Чтоб в мире не было ... (войны)

8.

Стоят три старушки:

Вздохнут они да охнут,

Вблизи все люди глохнут. (Пушки)

9.

Стремительно мчится

Учёная жар-птица.

Тело - броня,

Хвост - из огня.

Команду с Земли

Услышит вдали

И чётко приказ

Исполнит тотчас.

Как смерч, налетит

И цель поразит.  (Ракета)

10.

Стоит черепаха - стальная рубаха,

Враг в овраг - да еще где враг.

(Танк)

 

 


Третий конкурс «Мамины помощники» (звучит музыка из кинофильма «Каникулы Петрова и Васичкина» «О рыцарях в наше время»).

Воспитатель на полу раскладывает три обруча. В первый обруч высыпаются муляжи овощей и фруктов – это огород, во второй – мелко нарванная бумага, в третий – много мелких игрушек, которые имитируют беспорядок в комнатах квартиры. Задача мальчиков за две минуты  помочь маме: убрать мусор в одно ведро, игрушки в другое, из  овощей сварить суп, а из фруктов – компот.

 

           Четвертый конкурс  «Рыцарский этикет»

 

1.      Какие вежливые слова ты знаешь?

2.      Когда ты едешь в городском транспорте, кому ты должен уступить место?

3.      Как нужно вести себя за столом?

4.      Какие правила культурного поведения ты знаешь?

5.      Как нужно решать споры и конфликты между собой?

6.      Что нужно делать, чтобы показать свое уважение к взрослому?

7.      Как относиться к девочкам, и какую помощь ты можешь им оказать.

8.      Как нужно разговаривать с взрослыми и сверстниками?

9.      Как нужно извиняться?

10.  Если ты увидишь человека в латах и с мечом, можно его назвать настоящим рыцарем? А кого бы ты назвал настоящим рыцарем?

 

Пятый конкурс. «Поэтический»

Стихотворение « Мужчина»


 

1.

Вчера сказал мне папа,

Что я уже мужчина.

Мужчины не боятсяХочу такой сайт

Без мамы оставаться,

2.

Мужчины закаляются

И сами одеваются.

3.

Мужчина - очень гордый -

Он не грубит соседу,

4.

Он две тарелки каши

Съедает за обедом,

5.

Он не боится буки,

Что может вдруг прийти.

         

6.

Мужчина знает буквы

И счет до десяти.

7.

Но если очень-очень

По маме я тоскую,

8.

Мне папа разрешает

Пролить слезу мужскую.

Одну и сразу вытереть,

А то еще польются,

9.

И, чтоб никто не видел,

Сейчас же отвернуться.

10.

А так нельзя мне плакать,

Есть важная причина -

Вчера сказал мне папа,

Что он и я - мужчины.

 


 

Родитель.

 Молодцы, удивили, порадовали! Ну, чтож, я готов всех вас посвятить в рыцари! А Клятву мальчиков рыцарей вы знаете? Тогда встаньте на одно колено приложите правую руку к сердцу и поклянитесь, а мой волшебный меч Кладинец прикасаясь к вашему плечу превратит вас из мальчиков в настоящие рыцари!

 

 

 

 

Мальчики произносят клятву

 


Клянусь, как Рыцарь настоящий,

Что никогда не побоюсь!

Перед лицом любой угрозы

Бесстрашным буду, я - клянусь!

 

К девчонкам, дамам, нежным, слабым

На помощь я всегда примчусь,

Не ради лести или славы,

Я просто Рыцарь! Я - клянусь!

 

Учиться буду на пятерки,

На меньше я не соглашусь!

Бой объявляю каждой двойке,

Я – Рыцарь слова, я – клянусь!

 

Хочу, чтоб мама говорила:

«Я сыном-рыцарем – горжусь!»

Я буду умным, честным, сильным,

И благородным, я – клянусь!

 

Клянусь, беречь святую дружбу

Пусть будет светел наш союз!

Своей я шпаге верен буду,

И клятве рыцарской, клянусь!


   

1девочка Милые ровесники-мальчишки,

Рыцари без страха и упрёка,

Любимые вы наши шалунишки

Ждет вас интересная дорога

2девочка

Манит море вас волшебною мечтою.

Вы всегда настойчивы, упрямы

И готовы вы пожертвовать собою

Ради девочки - прекрасной милой дамы.

3девочка

И всегда на месте ваши шпаги,

Впору рыцарские вам доспехи.

С вами ваши верность и отвага

И победы ваши и успехи.

4девочка

Вам желаем приключений не из книжки,

Чтоб в пути всегда вы были вместе,

Милые ровесники-мальчишки,

Рыцари отваги, дружбы, чести!

 

Девочки поздравляют  мальчиков и вручают им памятные медали, дипломы рыцарей и раскраски «Отважные рыцари».(Звучит музыка «Богатырская наша сила»).


Приложение 3

Развлечение «Посвящение в принцессы»

 

Задачи:

1.Расширить знания детей о специфических чертах личности женщины: доброта, трудолюбие, отзывчивость чужому горю, внимательность, самоотверженность, заботливость, желания опекать и оберегать малышей.

2.Обобщить знания девочек о нормах и правилах общения и поведения дома и в общественных местах;

3.Формировать у девочек адекватную полу модель поведения.

4.Развивать умственные и речевые умения.

5.Воспитывать культуру взаимоотношений между мальчиками и девочками.

Предварительная работа:

Чтение художественной литературы. Изготовление мальчиками букетов для девочек. Коллективная работа – рисование «Сказка о храбрых рыцарях и милых принцессах». Заучивание стихов, пословиц о дружбе.

Материалы и оборудования:

Магнитофон, именные дипломы принцесс, подарки от мальчиков, раскраски «Прекрассные принцессы», короны для каждой девочки, два больших блюда, шесть тарелок, платочки для каждой девочки, мелкие пластиковые шарики, скрученные из длинных воздушных шариков рыцарские мечи на каждого мальчика.

Ход развлечения

Под музыку Чайковского «Вальс цветов» входят нарядно одетые мальчики и девочки их встречает королева Вежливости.

Здравствуйте, мои дорогие. Я знаю, все девочки и мальчики любят сказки, потому что в них происходят разные чудеса. И я знаю вашу мечту: хоть на чуть-чуть очутиться в сказке. Скажу вам по секрету – этого хотят даже взрослые. И сегодня я вам предлагаю отправиться в сказку.

Сейчас я взмахну волшебной палочкой и мы с вами попадем в сказку, в которой наши девочки  с помощью своих способностей и волшебства превратятся в принцесс !

Королева взмахивает волшебной палочкой: « Все три раза покружитесь, в сказочке вы очутитесь!» (звучит песня «Принцесса» Р Гуцалюк).

Королева.

В этой сказочной стране у каждой обыкновенной девочке есть шанс стать настоящей принцессой, но для этого необходимо пройти несколько испытаний. Вы согласны?

Первое испытание «Сказочная загадка»

Королева.

 Мы сейчас проверим вашу дружбу и смекалку! (Девочки встают парами. Каждой паре королева загадывает загадку).


1. Кожа белая как снег,

Губки как кораллы.

Что она красивей всех,

Зеркальце сказало.

Гномам в доме помогала,

Но колдунья разузнала,

С ядом яблоко дала,

И принцесса умерла.

Только принца поцелуй

К жизни вновь её вернул. (Белоснежка)

 

2. Среди пустынь дворец стоит,

Султан на троне там сидит.

И дочь его красавица

Всем подданным так нравится.

Её руки у султана просили

Богатые принцы и визири.

Но отдала любовь свою

Она простому бедняку.

И счастлива она лишь с ним,

Принцесса с именем ... (Жасмин)

 

3. Дочь царя морей Тритона

Не сидит, скучая, дома.

Только ей на дне морском

Каждый уголок знаком.

Отгадай-ка поскорей,

Как звать принцессу? ... (Ариэль)

 

4. В лесу дремучем, в хижине

Росла принцесса наша.

Её три феи спрятали

От злой колдуньи страшной.

И здесь в лесу судьбу свою

Однажды повстречала,

Хотя волшебным сном уснуть

Должна была сначала.

Но поцелуй любви её

Разбудит вновь, нет спора.

И обретёт свою любовь

Красавица ... (Аврора)

 

5. Ей не сиделось дома,

Хотелось мир узнать.

И то, что может многое

Себе же доказать.

И вместо папы на войну

Отправилась она.

А с ней дракончик и сверчок –

Верные друзья.

Не испугалась, не сдалась,

Прошла сквозь бед буран.

И дружбу, и любовь нашла

Отважная ... (Мулан)

 

6. В деревне маленькой жила

И приключения ждала,

Читала много очень.

И вот однажды ночью

Отца спасать помчалась

И в замке оказалась.

Но страшного чудовища

Она не испугалась.

Нашла там множество друзей.

Вы догадались? Это - ... (Белль)

 

7. Она не боится работы,

Красива и очень мила.

Всё время в трудах и заботах

У мачехи злобной была.

Но крестная фея однажды

На бал ей попасть помогла.

Там принца она повстречала

И туфельку там потеряла.

Но с помощью этой туфли

Красавицу нашу нашли. (Золушка)


   

Звучит песня «Золушка» Ю.Верижникова.

Королева объявляет второе испытание  «Помоги Золушке».

На двух больших блюдах смешаны три сорта макарон, две команды девочек под музыку разбирают макароны по сорту.

Звучит песня «Принцесса на горошине» Савенкова.

Третье испытание «Самая чувствительная».

Мальчики на стульчики  девочкам кладут от 1 до 3 «горошин» и закрывают их платочками. Девочки садятся и стараются определить сколько «горошин» у них на стульчике.

Королева.

В этой сказочной стране каждый отважный рыцарь  выбирает себе даму сердца, и готов хоть каждый день, участвовать ради нее на рыцарских турнирах!

Рыцарский турнир для мальчиков – под музыку мальчики разбиваются на пары и сражаются «За даму своего сердца» шпагами из воздушных шариков.

Королева объявляет следующее испытание «Этикет для девочек».

1.                 Как принцессы разговаривают друг с другом и другими людьми?

2.                 Какие добрые и вежливые слова вы знаете?

3.                 Какие правила этикета вы знаете за столом?

4.                 Что нужно делать, чтобы понравиться мальчику?

5.                 Как можно помочь  маме? И что сделать, если маме грустно?

6.                 А что делать, если вы попадете к малышам, которые плачут и хотят к маме?

7.                 Чему нужно научиться, чтобы стать настоящей королевой?

Королева.

Да, девочки, вы меня удивили. У вас все так ловко получается. Все вы знаете и умеете, а вот стихи вы рассказывать можете?

Пятое испытание «Поэтический конкурс».

 Девочки по очереди рассказывают  мальчикам шуточную сказку в стихах, а те в свою очередь, отгадывают конец четверостиший.


Надоело быть Аленке

Просто маленькой девчонкой.

Хочется из интереса

Ей денек побыть …

 

Что принцессой быть приятно,

Всем и каждому понятно.

И при короле-отце

Жить не в доме – во …

 

Во дворце без счета залов!

Будет больше, если мало.

В каждом зале заведен

Для принцессы мягкий …

 

Ей на трон садиться надо,

Чтобы раздавать награды,

Чтоб в принцессу мог влюбиться

Самый храбрый в мире …

 

Рыцарей на свете много.

И принцесса-недотрога

Говорит: "Окончен пир!

Объявляется … "

 

О турнире весть гонцы

Разнесли во все концы,

Чтоб приехал принц в броне

На сверкающем …

 

Конь быстрее ветра скачет.

И подковы на удачу

Отпечатались в пыли

Где-то на краю …

 

Чтоб земля не стала пухом,

Надо собираться с духом,

Славу добрую свою

В честном доказать …

 

Бой закончился победой

Злого Васьки-людоеда.

Он с ногами сел на троне,

Руку протянул к …

 

Но корону дать злодею –

Неудачная идея!

Пригласили знать не зря

На турнир …

 

Богатырь сразится с всяким

Ради славы или драки.

Не успел спасти всех он –

Тут же прилетел …

 

Всех драконы похищают,

Зря принцесс не навещают.

Во дворце окно открыто –

Не спасла принцессу …

 

Свита очень испугалась,

Причитая, разбежалась,

А дракон несет принцессу

К заколдованному …

 

Там, за лесом, есть гора.

В ней глубокая нора

С помощью железных ломов

Там работают самь…

 

Гномы в недрах ищут клады.

Но домой принцессе надо

В крытый золотом дворец.

Ждет ее король- …

 

Да, король-отец в тревоге!

Перекрыли все дороги,

Приспустили с горя флаг.

Всех спасет великий …

 

Маг над чашкою колдует

И на чай усердно дует.

Говорит: "Ее пленил

Злой зеленый …"

 

Крокодил был тут же схвачен,

Он в тюрьме подземной плачет.

Завтра должен этот плач

Топором пресечь …

 

Палача уже позвали,

Крокодилу слово дали.

Клялся кровожадный гад,

Что ни в чем …

 

Невиновность крокодила

Хором нечисть подтвердила,

Рассказав, что за пригорком,

Видели принцессу с …

 

Волка в розыск объявили,

Разыскали и побили.

Но нигде принцессы нет,

Ведь ее простыл и …

 

След взяла собака Жучка,

Суперсыщик-самоучка.

Долго нюхала и вот

След привел в подземный …

 

Ход ведет к высокой башне,

В башне той уют домашний.

Там ведет светилам счет

Королевский …

 

Звездочет не отпирался,

Суперсыщику признался,

Что принцесса здесь была,

Чай с ватрушками …

 

Но пить чай – не преступленье.

А принцесса, съев варенье,

Рассказала, что влюбиться

Хочет в сказочного …

 

Принц тотчас же появился –

Он с принцессой созвонился

И позвал ее опять

Вместе с ним во двор гулять.


 


 

Королева.

Чудесную историю вы рассказали с помощью мальчиков, молодцы! Ну и наконец последнее испытание. Как всем  известно все принцессы умеют красиво танцевать. Вот мы сейчас и посмотрим, кто из вас настоящая принцесса.

Шестое испытание «Принцессы на балу».

Под музыку девочки  повторяют танец за королевой, за тем приглашают и мальчиков на танец.

Королева.

Ура! Я просто восхищена! Сегодня каждая из вас показала блестящий ум, трудолюбие, знания

этикета, умение читать стихи и танцевать, а так же невероятную чувствительность. Я приняла твердое решение превратить каждую из вас в настоящую принцессу, а мрыцари мне в этом помогут.

 

Девочек посвящают в принцессы с помощью игры «Рыцарь шел по лесу»

 

Рыцарь шел по лесу, по лесу, по лесу,

Нашел себе принцессу, принцессу, принцессу.

("рыцарь" выбирает "принцессу")

Давай с тобой попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем,

(все подпрыгивают)

И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем,

(дрыгают ножками)

Ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем,

(хлопают ручками)

Ножками потопаем, потопаем, потопаем,

(топают ножками)

Головкой покачаем,

(качают головами)

Корону надеваем!

(«Рыцарь» с помощью Королевы надевает Принцессе на голову "корону")!

Корону надеваем – с начала начинаем! (в самом конце игры эту строчку опускаем).

 

Мальчики поздравляют девочек, вручают сделанные своими руками букеты и дипломы

Принцесс.

1мальчик

Месяц март – очень  радостный, яркий.

Раздаем мы девчонкам подарки!

2 мальчик

Ведь труды наши - не напрасны.

Господа! Наши дамы прекрасны!

3 мальчик

В каждой девочке – солнца кусочек,

Вы красивы, как нежный цветочек!

4 мальчик

Ну, а я буду краток и точен -

Всех с  весною, мы любим вас очень!

   


Приложение 4

Психолого-педагогический портрет мальчика и девочки

   

Портрет девочки

Портрет мальчика

В центре внимания интересов и потребностей девочки с раннего возраста находится человек и сфера его непосредственного бытия: взаимоотношения между людьми, предметы потребления (одежда, утварь). Девочек чаще привлекают домашние дела. Пространство, представляющее интерес для девочек, невелико, однако оно тщательно, до мелочей проработано, отражено в познании.

 

Сфера интересов мальчиков связана с их высокой двигательной и познавательной активностью, с потребностью преобразующей деятельности. У мальчиков восприятие пространства, в котором находятся интересующие их объекты, практически не ограничено. Оно охватывает как горизонтальную, так и вертикальную перспективу. Он интересуется полетами в космос, путешествиями, приключениями. Вместе с тем, многие детали из непосредственного окружения ускользают от внимания мальчика, недостаточно отражены в сознании, а потому в бытовой жизни беспомощен. Мальчики в целом проявляют меньше интереса к домашним делам, хуже приучаются к самообслуживанию.

Девочка больше склонна к попечительской деятельности - ухаживать, нянчить, проявлять заботу, поучать, наставлять, критиковать своих младших сверстников, порой утрачивая чувство меры.

У мальчиков, как правило, нет склонности опекать, обучать, наставлять и т.д. младших, а в особенности сестер и вообще - девочек.

Игры девочек чаще опираются на ближнее зрение: они раскладывают перед собой свои "богатства"- кукол, тряпочки, играют в ограниченном пространстве, им достаточно маленького уголка.

 

Игры мальчиков чаще опираются на дальнее зрение: они бегают друг за другом, бросают предметы в цель и используют при этом все предоставленное им пространство. Мальчикам для полноценного психического развития требуется большее пространство, чем девочкам. Если пространства недостаточно в горизонтальной плоскости, то они осваивают вертикальную: лазают по лестницам, забираются на деревья и др. предметы.

 

Девочка лучше чувствует и понимает назначение вещи, ее потребительскую пользу, т.е. опять-таки выраженная направленность ее интересов на человека       

 

У мальчиков столь же отчетливо выражена склонность к преобразующей и конструктивной деятельности. Отсюда интерес у мальчиков к инструментам, орудиям труда, различным механизмам и приспособлениям.

Сломанную игрушку девочка просто отбрасывает в сторону как непригодную вещь. Девочки, как правило, используют игрушки по назначению, делая ошибки в ее применении лишь по незнанию.

 

Мальчики лучше понимают и больше интересуются устройством вещей. Само знакомство мальчика с игрушкой часто начинается (а нередко и заканчивается) с того, что он лезет внутрь смотреть, как она устроена, так и не испробовав ее в деле. Мальчик, сломав игрушку, лишний раз воспользуется возможностью ознакомиться с ее устройством.

Мальчики могут приспосабливать игрушку к различным целям, очень часто не по назначению, сознательно находя ей неожиданные применения.

 

В конструктивных играх девочки действуют чаще по образцу и подобию: строят не города, замки, вокзалы, а дом, но зато с мебелью, предметами быта, различными украшениями. У девочек образец или план является в большинстве случаев весьма желательной путеводной нитью и ограничением к их творчества; подойти как можно ближе образцу кажется вполне удовлетворяющей целью.

В конструктивных играх мальчики проявляют больше изобретательности. Они строят города, железные дороги, уделяя внимание, главным образом, самим конструкциям. У мальчиков чаще встречаются различные свободные конструкции, проекты.

Нравственный облик мальчиков и девочек в целом одинаков, хотя сами нравственные понятия у девочек формируются несколько раньше. Девочка более конформна, лучше приспосабливается к обстоятельствам, быстрее находит себе место при различных переменах, легче вписывается в новую обстановку. Они более чувствительны к межличностным отношениям и тоньше реагируют на нормы своей социальной группы.

Мальчики менее склонны придерживаться установленных рамок, границ, чаще их переступают, причем, и это важно, не из сознательного стремления что-то нарушить или из неуважения к старшим или каким-либо правилам, а из свойственной представителям мужского пола склонности к активной, преобразующей деятельности. Многие нарушения ими распорядка связаны с характером их деятельности. В условиях строгой регламентации эти их особенности могут приводить к нарушениям норм поведения.

Девочки склонны чаще апеллировать к старшим, чаще жалуются на мальчиков. Жалующаяся сторона невольно воспринимается как сторона потерпевшая.

Мальчики реже аппелируют к старшим, реже жалуются.

Девочки вообще склонны верить авторитетам и опираются на авторитет в затруднительных случаях. Девочки более исполнительны, часто им достаточно внушить, что "так надо".          Это менее характерно для мальчиков.

Мальчики же должны сами убедиться в необходимости определенных действий.

 

Период включения в деятельность на занятиях у девочек короче, чем у мальчиков. Девочки обычно после начала занятия быстро набирают оптимальный уровень работоспособности. Педагог видит это по обращенным к ним глазам, и все основные способы действий объясняются, как правило, педагогом сразу.

 

На занятиях девочки поднимают руку реже, хотя и отвечают правильно, т.е. знают не хуже мальчиков. Отвечая на занятиях в детском саду, девочка смотрит в лицо воспитателю и ищет у него в глазах подтверждения правильности ее ответа и только после кивка взрослого продолжает уже более уверенно. Девочки задают вопросы для установления контакта с взрослым (Например, "А вы к нам еще придете?"), т.е. больше ориентированы на отношения между людьми. Девочки склонны к предметно-оценочной речи, в речи девочек преобладают имена существительные и прилагательные, отрицания и утверждения.      

 

Мальчики "раскачиваются" дольше, на педагога смотрят редко. В то время как они достигают пика работоспособности, основные задания и пояснения к их выполнению уже даны, а потому мальчики начинают задавать вопросы и воспитателю, и детям, самое важное они пропустили и не поняли. Мальчики более подвижны и непоседливы, смелее ведут себя на занятиях.

 

Они чаще поднимают руку, не боятся ошибиться в ответе. Отвечая, мальчик смотрит на парту, в сторону или перед собой, и, если знает ответ, отвечает уверенно. Мальчики чаще задают взрослым вопросы ради получения какой-то информации (Например, "А что мы сейчас будем делать?"), т.е. больше ориентированы на информацию. В словарном запасе мальчиков больше слов, обозначающих отдаленные предметы и общие понятия. В речи мальчиков преобладают слова, передающие действия, т.е. глаголы и междометия.

 

Умственные способности мальчиков и девочек в целом равны. Однако, вследствие разной направленности интересов и склонностей, они проявляются по-разному.

 

У девочек больше точности в работе, однако, меньше целостности, общего взгляда на предмет. У девочек наблюдается большая внушаемость, меньшая решительность в действиях. При выполнении заданий девочки обычно лучше выполняют задачи уже не новые, типовые, шаблонные, но когда требования к тщательности, доработке деталей, исполнительской цели задания велики. Они, как правило, менее точно передают события происшествия, порой не в состоянии отделять объективное течение событий от собственных переживаний в этот момент. Девочки больше обращают внимание на личностную сторону дела.

У мальчиков раньше развивается способность видеть существенное.

 

Ум мальчика больше склонен к обобщениям, но часто менее конкретен.

 

Мальчики лучше выполняют поисковую деятельность, выдвигают новые идеи, нестандартные способы решения они лучше работают, если нужно решить принципиально новую задачу, но уровень качества исполнения, тщательность, аккуратность или точность оформления нередко не соответствует требованиям педагога, за что ребенок в результате может получить низкую оценку педагога.

 

За пределами дома, в непривычной обстановке девочки быстрее теряются, с трудом находят себе занятие. Отправляясь куда-либо, они имеют определенную цель. Девочки настороженно относятся к незнакомой обстановке.

Мальчики находят себе занятие по ходу, легче ориентируясь в незнакомой обстановке и воспринимая ее положительно. В свободное время виды деятельности у мальчиков более разнообразны, но менее организованы.

                                   

Приложение 5

Устный журнал для родителей

 

"Простые" правила воспитания мальчиков

 

Воспроизведение событий в окружающем мире - главное в игровой деятельности ребенка в возрасте от двух до семи лет. Подражая различным действиям, мальчик развивает свое творческое воображение, двигательные навыки, создает базу для будущих взаимоотношений с миром.

Необходимо оградить мальчиков от полоролевых стереотипов, навязываемых обществом и диктующих мальчикам, как они должны играть и С какими игрушками. Роль взрослого мужчины в нашем обществе неопределенна, переход от детства к зрелости у мальчиков нечеток, и наше общество требует от родителей привития мальчикам мужской роли чуть ли не с самого рождения. Мальчиков-младенцев наряжают только в голубое, но никак не в розовое!

Им дарят мячи, а не кукол! Такое раннее привитие мужского стереотипа поведения разрушает нежную эмоциональную ткань существа мальчика, вредит его воображению, а ведь то и другое жизненно важно для способности любить и быть любимым. Мальчикам в детстве нужно раскрыться в рамках структуры, которая потом будет направлять их мужские силы, а не держать их в плену.

Наиболее травматичным запретом общества для мальчиков является отрицание их чувств: "Большие мальчики не плачут", "С тобой ничего не случилось. Вставай быстрее", "Ты же не очень сильно ушибся", "Не злись", "Будь большим мальчиком", "Ничего страшного". Позволяйте мальчику иногда плакать, если ему действительно очень больно или обидно.

Прочувствовав свою боль, обиду, он вырастет внимательным, чувствительным к проблемам других людей, заботливым мужчиной. У каждого мальчика есть врожденное право чувствовать - это бальзам, который успокаивает боль самого жгучего горя, искра, которая воспламеняет огонь творчества, стабилизатор интеллекта, барометр несправедливости и ключ к отношениям с другими людьми.

Мальчики дошкольного возраста нуждаются в руководстве, а не в возможности выбирать. Мальчики, которым не хватает живого примера взрослого, уверенного в себе и способного направлять ребенка, в дальнейшей жизни будут вынуждены вести суровую борьбу с самими собой, чтобы достичь внутренней уверенности и способности пользоваться внутренней системой самоконтроля. Мальчики, которым предоставляют слишком широкие возможности выбора, превращаются во взрослых мужчин, испытывающих большие затруднения при необходимости принять решение.

Твердо установленный распорядок дел дома и в детском саду позволяют свести к минимуму борьбу с мальчиками, при выполнении таких дел, как одевание, чистка зубов, собирание игрушек; нужно только быть рядом, чтобы помочь ему. Мальчик дошкольного возраста обычно очень гордится, подражая взрослому в любом деле. Однако очень важно не ожидать от мальчика, что он сам по собственному почину сделает то, о чем его просят. Для мальчиков это возраст повторений, ему необходимо настойчиво и терпеливо все показывать снова и снова, прежде чем он сможет соблюдать установленный распорядок дел по собственной инициативе.

Мальчикам-дошкольникам нужны "кирпичные стены". В зависимости от индивидуальных особенностей мальчикам до 4-5-6 лет нужны "кирпичные стены", которые только и могут обеспечить его физическую и эмоциональную безопасность. Мальчики надеются, что окружающие взрослые сами упорядочат их жизнь, и поэтому они могут свободно следовать за своим инстинктом Христофора Колумба, с их естественной энергией и отсутствием внешних запретов. Им не следует разрешать играть на улице, вблизи водоемов и рядом с кухонной плитой. Это абсолютные запреты, и здесь не может быть места для дискуссии! До пяти лет мальчикам вообще лучше всего играть в большом огороженном дворе. Снисходительно относитесь к непоседливости и излишней "шумливости" мальчиков, но в тоже время обращайте внимание мальчиков на то, что будущий мужчина должен быть спокойным, сдержанным.

Последствия должны соответствовать ситуации и характеру мальчика. Ничто в мире не остается не потроганным, не попробованным и не рас крытым мальчиками. Никакие суровые слова, объяснения, шлепанье по рукам не помогут, лучше убрать бьющиеся или опасные предметы так, чтобы он не мог до них дотянуться, пока не подрастет настолько, что сможет обращаться с ними достаточно осторожно или будет понимать, что этим можно любоваться, но нельзя трогать. Беда здесь в том, что мальчик испытывает лишь изумление и обиду от того, что его шлепнули по рукам..

Боль в пальцах не имеет для него никакого отношения к красивым и блестящим вещицам, которыми он забавлялся. Его миссия - исследовать, а родители и педагоги лишь проводники, которые обязаны сделать его экспедиции спокойными и максимально безопасными. Если установленные взрослыми "ограды" не помогают, то, возможно, они слишком слабые или слишком тесные, слишком маленькие или слишком большие. Для взрослых важно отрегулировать их, поискав модель, подходящую для воспитателя и воспитанника, для родителей и сына. Мальчик будет постоянно расти, и ему будет необходимо все больше пространства для прогулок. Частый анализ того, как соответствуют потребности его развития и прочность установленных взрослыми "оград", будет способствовать развитию и росту мальчика и сбережет здоровье ему и окружающим взрослым.

Мы только закрепляем плохое поведение мальчика, если обращаем на него внимание. Лучше всего игнорировать плохое поведение (его грубые выражения и "грязные слова").

Взрослым нужно четко определить свои собственные ценности в сфере интимных отношений. Отношения между родителями могут рассказать сыну больше, нежели любые слова. Основа здоровой сексуальности мальчика лежит в том, как его родители относятся друг к другу, как они общаются, находят ли время для бесед, проявляют ли интерес к чувствам друг друга, уважают ли потребности партнера, как распределяют домашние обязанности, с вниманием ли относятся к представлениям и взглядам друг друга, смеются ли вместе и обсуждают ли совместно семейные планы.

Ласково прикасаясь к мальчику, взрослые учат его любви и привязанности. Приучать мальчиков к опрятности нужно мягко, спокойно. Если приучение к опрятности началось слишком рано и проводится слишком решительно, может вызвать чувство вины, привести к неуверенности в себе, стыду за свое тело, к сомнению в своей способности себя контролировать.

Мальчик научится гордиться своим телом, а не стыдиться его, если и родители будут с готовностью отвечать на его естественное любопытство, вопросы, связанные с взаимоотношением полов, и удовлетворяя его простыми и понятными по возрасту пояснениями.

С 6-7-летнего возраста мальчики ищут себе пример для подражания и лидера. Они начинают копировать поведение, создавая образ своего мужского «Я» и вырабатывая свои нравственные ценности, поэтому на них огромное влияние оказывают товарищи по играм, поступки родителей, рассказы, которые они слышат, или фильмы, которые они смотрят. Первыми примерами для подражания в жизни мальчика становятся родители и затем бабушки, дедушки и воспитатели. Наши действия всегда производят на мальчика более глубокое впечатление, чем те слова, которые мы говорим.

               

"Простые" правила воспитания девочек

 

Существует подсознательное убеждение педагогов и родителей в том, что девочки - хрупкие создания, заставляет их быть чересчур осторожными в развитии физических задатков своих дочерей и воспитанниц. Взрослые испытывают смешанные чувства, поощряя их успехи в тех областях, которые в обществе считаются исключительно мужской сферой деятельности. Девочкам нужно развивать физическую выносливость. Физическая сила и выносливость дадут девочкам уверенность в себе, а овладение новыми навыками повышает самооценку.

Слушайте девочку и дайте ей высказаться. Когда ее слушают не прерывая, она чувствует поддержку, которая так ей нужна, чтобы превратить эмоции в выражение чувств. Этот процесс предполагает совместные действия с младшими девочками (от двух до семи лет) и обсуждение и поиск компромисса с девочками постарше (после восьми лет), поскольку иногда девочкам нужно выплеснуть наружу какие-то глубинные чувства. Сочувствуйте девочке, но не переусердствуйте в этом. Нельзя использовать технику активного слушания (т.е. метод дословного повторения фраз собеседника) потому, что, стараясь облегчить состояние девочки, мы можем упустить из виду то, ради чего она говорит нам все это. В то же время нельзя использовать и такие фразы: "Я прямо не знаю, что и сказать кроме того, что тебе очень тяжело", - так мы даем девочке понять, что поддерживаем ее, независимо от того, разделяем ли ее чувства или нет.

Будьте готовы откликнуться на быстрые изменения эмоционального состояния девочки. Покажите девочке примеры того, как можно справиться со своими эмоциями и чувствами. Наблюдение за тем, как это делают другие - лучший способ одолеть свои эмоции и чувства. Не лишайте девочку права на любые эмоции. Если взрослые отрицают жизнь чувств девочки, то тем самым препятствуют развитию у нее способности понимать себя и действовать, исходя из этого понимания.

Показывая девочкам на различных примерах позитивность тех или иных женственных качеств, все-таки необходимо формировать у них реалистичный образ женщины. Женщины всегда работают дома и вне его.

Однако современная ситуация, когда женщина старается "сделать все" - быть совершенством как мать, совершенством как жена и совершенством как "деловая женщина" - привела к крайней загруженности женщин.

Поведение, соответствующее возрасту, и адекватная реакция взрослых на него позволяет девочкам развиваться по своему собственному расписанию. Много написано о девочках, развивающихся слишком быстро, и о том, что для них, вероятно, было бы лучше, если бы педагоги и родители оберегали бы их от тревог и забот взрослой жизни. Если взрослые хвалят девочку за поступки, соответствующие возрасту, то это позволяет ей следовать своим внутренним импульсам, а не вытаскивать себя силой в мир, которого она еще не понимает. Если же девочку поддразнивают дружбой с мальчиками, называя "маленькой леди", если ждут от нее взрослых поступков, то от этого она только смущается и теряется. Попытки подтолкнуть девочку думать несоответственно возрасту разрушают веру девочки в свою внутреннюю мудрость, в ощущение внутренней готовности к конкретным поступкам.

Необходимо преодолеть любые сомнения по поводу умственных способностей девочек, а именно тот древний стереотип о том, что женщины не могут мыслить логично и рационально, как мужчины, что девочкам не по плечу математика, что женщины не могут быть учеными-ракетчиками, инженерами, программистами, потому что в экстремальной ситуации идут на поводу эмоций. Педагоги и родители должны непредвзято смотреть на способности и возможности девочки.

Игра - один из способов решения возрастных задач в дошкольный период жизни девочки. Игры девочек с раннего детства включают в себя те виды деятельности, которые девочки могут наблюдать вокруг. Куклы- младенцы, миниатюрная гладильная доска, пластмассовые кухонные принадлежности готовят девочку к жизни хозяйки дома, к заботам о семье.

Эти же игрушки плюс мячи, шарики, строительные блоки и мелкие фигурки, разноцветная мозаика, железная дорога, которые считаются типичными игрушками для мальчиков, в то же время предоставляют девочке те разнообразные возможности, которые необходимы для нормального разностороннего развития. Если в игру девочки никто не вмешивается, это способствует развитию в ней сосредоточенности, последовательности, творческой активности, формирует здоровую самооценку, развивает навыки сотрудничества и приносит удовлетворение. После того как девочка тщательно обследует интересующий ее объект или завершит свое дело, она готова с охотой участвовать в семейных делах, которые ей по силам.

Несговорчивость и упрямство, которые мы можем увидеть в девочке, обычно возникают у нее из ощущения, что ее игру постоянно прерывают, не давая спокойно доиграть.

Девочкам нужны занятия, игрушки и книжки, которые бы способствовали развитию навыков и уверенности в себе, позитивному отношению к себе как к девочке. Не нужно ограничивать круг чтения девочки только книгами, где есть сильный женский характер, потому что девочкам, как правило, нравятся и хорошие книги о мальчиках. И никогда не рано начинать читать такие книги девочкам вслух, потому что это дает пищу ее воображению, здоровой самооценке, облегчит ее будущую жизнь как женщины, жены, матери. Старайтесь подбирать для девочек книги, которые учат ее искать мирные способы разрешения конфликтов, помогут оценить ей прелесть непохожести людей друг на друга.

Природное любопытство маленькой девочки к собственному телу распространяется и на окружающих ее людей. Первыми под ее пристальное внимание попадают родители, братья, сестры. Интерес к сексуальным исследованиям девочки дошкольного возраста нельзя понимать буквально, это всего лишь любопытство, и интерес этот преходящ. Для девочки гораздо важнее, то, как она воспринимает обращение отца с матерью, и то, как оценивают ее как будущую женщину, чем обнаружение анатомических различий между мужским и женским полом.

В нормальных условиях девочка поддерживает более тесную связь с матерью и довольно интенсивно строит отношения с отцом. В дошкольном возрасте девочки интересуются сексуальными вопросами так же, как и любыми другими открытиями, которые им удается сделать в этом мире.

Немаловажным моментом в воспитании девочки станет опора на ее положительный настрой. Положительный настрой, который стоит за поступками и высказываниями девочки, идет из глубины ее души. Рассматривая ее поступки, капризы и одержимость как проявления незрелости, а не как пороки, педагоги и родители смогут увидеть то, что стоит за ними, и понять, что же девочка представляет из себя на самом деле.

Этот новый взгляд поможет направлять и формировать девочку, развивая ее задатки в способности, таланты и возможности, чтобы она смогла выполнить свое предназначение в будущем. Многочисленными исследованиями социологов, педагогов и психологов доказано, что мужественность и женственность в личности человека не должны противопоставляться, а человек с характеристиками, строго соответствующими его полу, оказывается мало приспособленным к жизни.

                                         

 

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 19.02.2019

Дата обновления: 19.02.2019

Дата публикации: 19.02.2019

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».