01.09.2021
Потребность в программе
Появление новых специалистов в образовательных учреждениях позво- ляет решать проблему образования родителей на новом уровне, используя комплексный подход нескольких специалистов. В размышлениях специалистов о качестве компетентного родительства подчеркивается интеграция разума, чувств и действий. Основным полем благополучного взаимодействия родителей с ребенком рассматривается интегрирование разных аспектов личного родительского опыта: когнитивного, эмоционального, сенсорного, психомоторного, духовного, коммуникативного, игрового, рефлексивного и пр. Качество родительской компетентности будет обнаруживаться в способности взрослого находить в любой ситуации общения точный и искренний совместный язык контакта с ребенком, включающий все многообразие вербального и невербального поведения субъектов общения, что позволяет взрослому оставаться во взаимосвязи с ребенком.
Это ставит перед специалистами
непростую задачу интегративного свойства: помочь ро-дителю успешно продвигаться по пути «любящего и знающего сердца». Актуальным вопросом является изучение программных требований к отражению взаимодействия с семьями воспитанников в комплексных образовательных программах, рекомендованных Министерством образования РФ. Можно выделить несколько вариантов такого отражения. Первый вариант взаимодействия отражается через задачу расширения представлений дошкольников о семье, родственных связях, истории семьи. Например, это программы: «Радуга» / Под ред. Т. Н. Дороновой и др. – М., 1996; «Детство» / Под ред. В. И. Логиновой и др. – СПб., 1997.Второй вариант включает описание содержания домашнего воспитания по линиям развития ребенка. Это, например, программы: «Кроха» /Под ред. Г. Г. Григорьевой и др. – М., 1998; «Из детства в отрочество» : программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4–7 лет. Д. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Н. А. Гордова и др. – М., 2004; программа «Преемственность» / Под ред. Н. А. Федосовой, Т. С. Комаровой и др. – М., 1999, в которой отражены варианты занятий с ребенком в семье. Третий вариант фокусируется на описании задач, условий, содержания, форм и методов сотрудничества с семьями воспитанников. Это, например, программы: «Истоки»: Базис развития ребенка-дошкольника / Науч. ред. Л. А. Парамонова и др. – М., 2003; Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возрас- та / Под ред. Л. А. Парамоновой. – М., 2004; «Золотой ключик» / Под ред. Г. Г. Кравцова, Е. Е. Кравцовой. – М., 1996, в которой представлены задачи по формированию у родителей положительного отношения к ДОУ. Методическое пособие «Психологическая помощь в семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии» / Ю. Левченко, В. В. Ткачева. – М. : Просвещение. Нестандартный ребенок. Не хочу, не буду! 101 способ договориться: подсказки для родителей / Л. Н. Образцова. – М. : АСТ; СПб.: Сова, 2008. – Тренинг взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская. – СПб: Речь, 2006.Данная программа станет практической основой для создания на местах собственных подпрограмм, максимально учитывающих национальный характер малочисленных народов Севера и другого контингента людей, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Создание психокоррекционной среды по повышению родительской компетентности и гармонизации детско-родительских отношений в условиях ДОУ. Актуализация потребности родителей в получении специальных знаний, умений, навыков по выстраиванию детско-родительских отношений. Мотивация родителей к взаимодействию со специалистами ДОУ. Информирование родителей о возрастных и индивидуально-психологических особенностях ребенка. Проведение мероприятий по формированию адекватной позиции отца и матери. Проведение психологических тренингов с родителями по безусловному принятию ребенка.
Программа является результатом обобщенного теоретического и методического материала, практического опыта, накопленного авторами в процессе работы и с учетом социально-экономической ситуации современности. Данная программа нацелена на активизацию родительских навыков и умений, а также повышению их компетентности в вопросах воспитания ребенка и взаимодействия с ДОУ. В процессе развития программы предусматривается ее доработка и корректировка с учетом пожеланий родителей и педагогов.
Ожидаемый результат
Результаты работы по программе должны показать, что дети, родители которых учились по данной программе, демонстрируют меньше отклонений в поведении; родители в большей степени удовлетворены отношениями с детьми, а приобретенные навыки позволяют эффективно справляться с возникающими проблемами в семье. Оценивание результатов работы: метод анкетирования, опроса.